Posted 26 января 2010,, 19:33

Published 26 января 2010,, 19:33

Modified 10 ноября 2022,, 18:59

Updated 10 ноября 2022,, 18:59

Ни шиша себе Шишегов

26 января 2010, 19:33
В минувшие выходные в столице Башкирии прошел XIV чемпионат Европы по мотогонкам на льду. В финал пробились гонщики из семи стран – Австрии, Германии, Нидерландов, России, Украины, Чехии и Швеции. Россияне имели наибольшее представительство среди претендентов на победу – шесть спортсменов. Переполненный стадион «Строитель» стал свидетелем грандиозного триумфа гонщика из уфимского спортклуба имени Габдрахмана Кадырова Андрея Шишегова. Еще накануне этот спортсмен был запасным полуфинала, но, получив свой шанс, Андрей с блеском его использовал. В финале Шишегов был просто неудержим и добился стопроцентного результата, выиграв все заезды, и впервые в карьере став чемпионом Европы.

Шипы и шашлыки

Поход на ледовый спидвей в Башкортостане – это традиционно целый ритуал. В любую погоду при любом составе участников легендарный стадион «Строитель» будет полон. Каждую зиму сюда по традиции съезжаются любители мотогонок со всего мира. Кстати, вид спорта, по мировым масштабам, совсем не популярный. Но в этом и его прелесть. На трибунах собираются настоящие ценители крутых виражей, шумных моторов и осколков льда, летящих прямиком на трибуны. По традиции ледовое действо проходит под запах шашлыков, которые можно купить практически в любой палатке неподалеку от стадиона. Всевозможные шарфы, магнитики на холодильник, брелоки, диски с гонками предыдущих лет – всем этим в дни крупных соревнований давно уж не удивить, но на мотогонках все сувениры и атрибутика выглядели особенно изящно. И, к слову, ценник имели не дорогой – раза в три дешевле, чем на том же хоккейном матче продается символика «Салавата Юлаева». Но хоккейных матчей в сезоне более тридцати, а чемпионат Европы проводится лишь два дня в году…

Нынешнее первенство Европы - четырнадцатое по счету. Первые два состоялись еще в 1964-65 годах, а третье — лишь в 1999-м. Причина столь длинного перерыва весьма уважительная: с 1966 года Международная мотоциклетная федерация преобразовала старый чемпионат Европы в чемпионат мира, который в этом году проводится уже в 45-й раз. А вернулось это соревнование в зимний календарь мотоциклистов в связи с созданием Евросоюза и, как следствие, Европейского мотосоюза. Но за долгие годы любых соревнований по ледовому спидвею налицо одна тенденция – везде в них доминируют российские гонщики. Статистика свидетельствует: из 13 разыгранных европейских золотых медалей спортсмены СССР и России (все советские медалисты также были россиянами) завоевали 12, из 13 серебряных — 13, из 14 бронзовых (в 1965 году бронзовыми медалями наградили двух спортсменов) — 10. При этом, из 35 советско-российских медалей 17 завоевано представителями Башкортостана. По качественному составу медалей гонщики республики также уверенно держат первенство: 6 золотых, 7 серебряных и 4 бронзовых. Из них 6 золотых, 5 серебряных и 3 бронзовых принадлежат Уфе.

Сначала с приветствием к участникам и любителям мотоспорта, несмотря на крепкий мороз заполнившим трибуны стадиона, обратился министр молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан Александр Никерин. Он отметил, что проведение нынешнего чемпионата Европы в Уфе - знак признания Европейским мотосоюзом того вклада, который внес Башкортостан в развитие ледового мотоспорта, и пожелал спортсменам удачи, а зрителям — приятных впечатлений от спортивных баталий «рыцарей ледяной дорожки». Между тем, в составе участников произошли некоторые изменения, особенно неприятные для сборной России. Уже на официальной тренировке серьезную травму получил двукратный чемпион Европы Максим Захаров из Саранска, которого поместили в одну из уфимских больниц. Это привело к передвижениям внутри российской команды и, соответственно в стартовом поле полуфинала. Кроме того, из-за проблем с оформлением визы на въезд в Россию не прибыл поляк Гжегож Кнапп.

В результате этих событий из запасных в основные участники полуфинала перешел учалинец Михаил Богданов, а в запасные продвинулись ранее не фигурировавшие в стартовом составе гонщик из Новосибирска Роман Акименко и уфимец Андрей Шишегов.

Полуфинал завершился победой Юнира Базеева, набравшего 14 баллов и на три очка опередившего второго призера Михаила Богданова. На третью ступень полуфинального пьедестала поднялся бронзовый призер уфимского чемпионата Европы 2003 года чех Антонин Клатовски, в дополнительном заезде опередивший обладателя Кубка России Илью Дроздова (в основной серии оба набрали по 10 очков). Поскольку не приехал на чемпионат по тем же визовым недоразумениям финн Кай Лехтинен, допущенный сразу в финал, число мест для выхода в финал из полуфинала увеличилось до девяти, и при проходном балле примерно в семь очков определенные шансы на успех появлялись и у запасных. Первым повезло Роману Акименко, когда у голландца Свена Холстайна заглох и упорно не заводился мотоцикл. Правда, в этом заезде новосибирец смог завоевать всего одно очко. Зато в первом заезде третьей серии трехкратный чемпион Швейцарии Хайнц Гелди дал шанс Андрею Шишегову, наехав на стартовую ленту. Выступивший вместо него уфимец опередил не только Каминского, но и Илью Дроздова, вписав в свой счет три очка. Кто бы мог подумать, что фамилию Шишегова вечером следующего дня запомнит вся мотоциклетная Европа.

Космический уфимец

Отметим, что за два дня, несмотря на мороз под 20 градусов, сырость и ветер, на стадионе побывало «всего лишь» около 10 тысяч зрителей, хотя при благоприятном раскладе могло быть вдвое больше.

Российская команда – единственная, все гонщики которой реально претендовали на медали чемпионата. Уже одно это гарантировало увлекательную борьбу в большинстве заездов финала. Среди зарубежных спортсменов в первую очередь выделялись мировые финалисты 2010 года – братья Антонин и Ян Клатовские из Чехии, голландец Свен Холстайн и австриец Харальд Симон. Если представитель Нидерландов впервые выступал в Уфе и на сильно промороженном льду, то Клатовски-старший и Симон имеют уже солидный опыт. В прошлом году на чемпионате мира в столице Башкирии в результате столкновения с Клатовским Симон сломал руку, и его дальнейшее участие было под вопросом. Но отважный австриец сумел восстановиться за считанные недели.

Борьба за золото между Уфой и Саранском, Башкортостаном и Мордовией стала главной сюжетной линией финала. Ну а абсолютным победителем стал уфимец Андрей Шишегов. В финальных заездах он выиграл у всех соперников и набрал 15 очков из 15 возможных. Серебряным призером стал гонщик тольяттинской «Мега-Лады» Сергей Карачинцев, а бронзовым – австриец Харальд Симон. Распределение медалей произошло в 17-м заезде, перед которым Шишегов имел 12 очков, а Карачинцев и Симон – по 11. Вместе с этим великолепным трио стартовал чех Ян Клатовски, имевший, как и его брат Антонин — бронзовый призер европейского чемпионата 2003 года, всего семь очков. Со старта Шишегов ушел третьим, но на первом повороте наткнулся на шедшего впереди Карачинцева и, едва не упав, пропустил вперед всех соперников. Несмотря на такое начало, уфимец бросился в погоню за соперниками и уже через круг, на выходе из первого поворота обогнал Симона, а на входе во второй прошел вперед между Клатовским и Карачинцевым. На выходе из поворота юный тольяттинец сумел отыграться, но следующий вираж стал для уфимца победным. Выйдя вперед, он грамотно построил тактику на последнем круге.

На пресс-конференции по окончании чемпионата Шишегов в первую очередь поблагодарил заслуженного тренера России Анатолия Сухова, вырастившего его чуть ли не с пеленок до зрелого мастера, и поддержавшего в трудные годы, когда Андрея преследовали травмы и мало кто верил, что ему удастся преодолеть полосу невезения.

Австриец был доволен своей бронзовой медалью больше, чем российские победители, и назвал этот день самым счастливым днем своей жизни: Симон не раз становился призером мировых чемпионатов в командных гонках, но ни разу не был на пьедестале в личных. И вот долгожданный успех, путь к которому занял около десяти лет.

Совершенно спокойно и по-философски - «надо бороться в каждом заезде, а не думать о том, какое место займешь», — отнесся к своему серебру Сергей Карачинцев – новосибирец, совершивший свой взлет после перехода в тольяттинскую «Мега-Ладу». Он, кстати, повторил достижение уфимца Николая Красникова, ставшего серебряным призером взрослого чемпионата Европы в юниорском возрасте.

По оценке жюри, заседавшего по окончании финала, все службы, отвечающие за проведение чемпионата, сработали безупречно. Рефери чемпионата, немец Франк Циглер выразил восторг по поводу своей второй встречи с республикой. Первая состоялась в 2007 году во время приезда в Учалы на тот самый чемпионат, который тоже выиграл запасной гонщик. В этот раз немец назвал увиденное в столице Башкортостана фантастикой.

Андрей ЛОПАТА.

Справка «МКС»

Результаты 14-го личного чемпионата Европы:

1. Андрей Шишегов (Россия) – 15 очков; 2. Сергей Карачинцев (Россия) – 13; 3. Харальд Симон (Австрия) – 12; 4. Юнир Базеев (Россия) – 12; 5. Илья Дроздов (Россия) – 10; 6. Михаил Богданов (Россия) – 8; 7. Антонин Клатовски (Чехия) – 8; 8. Флориан Фюрст (Германия) – 7; 9. Данил Голошейкин (Россия) – 7; 10. Ян Клатовски (Чехия) – 7; 11. Николай Каминский (Украина) – 7; 12. Рене Стеллингверф (Нидерланды) – 5; 13. Свен Холстайн (Нидерланды) – 4; 14. Мартин Ляйтнер (Австрия) – 2; 15. Христоф Кирхнер (Германия) – 2; 16. Ханс-Олаф Олсен (Швеция) – 1.

"