Posted 23 февраля 2009,, 17:31

Published 23 февраля 2009,, 17:31

Modified 10 ноября 2022,, 19:01

Updated 10 ноября 2022,, 19:01

Виталий Евдошенко: «В Уфе команда с амбициями – я такую и искал»

23 февраля 2009, 17:31
Волейбол – в Башкирии второй по популярности командный игровой вид спорта. Сейчас об этом можно говорить смело. На высшем уровне уфимский клуб проводит вот уже 13-й сезон кряду и, возможно, свой лучший. А для «Урала», образованного лишь в 2007 году слиянием двух клубов «Нефтяник Башкортостана» и «Энергетик», нынешний сезон может стать определяющим. Руководство команды озвучило конкретную задачу – завоевать медали любого достоинства. Корреспондент «МКС» в предверии стартующего в марте плей-офф встретился с одним из ключевых игроков «Урала» Виталием Евдошенко и разузнал, по силам ли команде достичь поставленной цели.
Волейбол вместо улицы

- Виталий, ЕвдОшенко или ЕвдошЕнко?

- Уже привык, что меня называют по-всякому, особого значения этому не придаю. Но правильно – ЕвдОшенко.

- Есть украинские корни?

- Я родом из Белгорода, от него до границы с Украиной – 40 километров, поэтому там смешались представители двух великих славянских народа. Может быть, у меня и есть дальние украинские родственники, но родители – русские.

- Смотришь на 217-сантиметрового Алексея Казакова, и сразу видно – волейболист или баскетболист…

- Понимаю, на что намекаешь. Мой рост 183 сантиметра. На площадке на фоне высокорослых игроков великаном не смотрюсь. Хотя я вроде и немаленький, - смеется Виталий. - Для позиции, на которой играю, это абсолютно нормальный рост.

- Не рост ли явился первопричиной того, что ты играешь на позиции либеро? Расскажи, как начиналась волейбольная карьера.

- Сначала появилось желание просто заняться спортом. Потом целенаправленно стал играть в волейбол. И когда в нашем виде спорта закрепилось такое амплуа, как либеро, я начал подумывать о карьере профессионального игрока. Для высоких – свои критерии, для тех, кто пониже – другие.

- Сам пришел в секцию?

- Еще в школе родители отдали в спорт, чтобы, как говорится, на улице не шлялся, плохим не стал. Если не ошибаюсь, это было в шестом классе. Сначала волейбол был увлечением, потом я отучился на инженера в технологическом университете Белгорода по специальности «Автоматизация производства информационных технологий». Однако основной работой стал волейбол. На четвертом курсе университета я стал профессиональным спортсменом, придя в «Локомотив-Белогорье» - один из самых именитых клубов России. Тогда еще за вторую команду играл. Как закончил университет, остался в команде и в 2005 году попал уже в первый состав белогорцев.

- Какие воспоминания остались от «Локомотива-Белогорья»?

- Да всякие-разные. Сначала команда была чуть ли не сильнейшей в Европе. Играли Тетюхин, Косарев и другие. Потом они ушли, соответственно, взяли молодых. Я попал в этот поток, занял позицию опытного Вербова. Играл два полных сезона и по окончании прошлого чемпионата случились небольшие проблемы с начальством…

- У тебя или у всех игроков?

- У меня. Хотя я бы и проблемами это не назвал.

- Главный тренер «Локомотива» Геннадий Шипулин тогда говорил, что многие игроки, в том числе и ты, перестали выполнять план на игру…

- Громко, конечно, сказано. Мало кто представляет, что такое «план на игру». И не многие знают, кому и какая роль отводится в таком «плане». Особенно это касается позиции либеро. Основная моя функция на площадке – игра в обороне, прием мяча. Но «план игры» - что-то совсем другое. Геннадий Яковлевич его по-своему видел, я по-другому. Сейчас все разногласия в прошлом. Я рад, что оказался в Уфе.

Завидный жених

- Заканчивая прошлый сезон в Белгороде, ты знал, в каком клубе окажешься на следующий год?

- В трудоустройстве на будущий год в волейболе ключевыми месяцами являются январь, февраль и март. Именно в первом квартале решается, кого оставят, а кого уберут. Я знал, что уйду, и рассматривал все предложения. Остановился на «Урале».

- Почему?

- Одним из ключевых факторов, почему я оказался в Уфе, стали задачи, которые клуб ставит перед собой и в текущем сезоне, и на будущее. Видно было, что и по приобретенным игрокам, и в целом по отношению к делу, в «Урале» настроены серьезно. Коллектив хороший. Команда с амбициями – я такую и искал. Другой вопрос, что не всегда может получиться реализовать намеченные цели. Думаю, задачу на сезон – попасть в тройку призеров – нам выполнить по силам.

- А как же остальные команды? Там тоже амбиций полно.

- Согласен. Наш чемпионат стал очень непредсказуем, невозможно результаты предугадать.

- Так за счет чего, на твой взгляд, «Урал» сможет попасть в тройку?

- Мы - «темные лошадки» плей-офф. По итогам «регулярки» в тройку можем и не попасть, но зато в пятерку входим стабильно. Однако расстановка команд в регулярном чемпионате особого преимущества не даст. Как это ни банально звучит, все решится в плей-офф. К нему надо подходить полностью готовым, без сбоев. Хотя всем понятно, что есть такие команды, которые особенно здорово играют именно на своей площадке. Попадется такая в плей-офф – будут дополнительные трудности.

- Что это за коллективы?

- Это «Локомотив» из Новосибирска, одинцовская «Искра», тот же «Локомотив-Белогорье».

- Чем отличаются Уфа и Белгород?

- Прежде всего, размерами. Здесь миллионник, там небольшой по российским меркам город. В отношении чувствуется огромная разница. В Уфе люди другие.

- Говорят, 25-летний возраст – идеален для женитьбы…

- Я холост. Живу один.

- Как отдыхаешь?

- Живу недалеко от центра «Иремель», там есть все необходимое для развлечений: и кинотеатр, и бары, и рестораны. Очень удобно. Хотя на самом деле времени не так много. Если куда и выбираемся, стараемся делать это всей командой. Приятно просто посидеть и поговорить в компании ребят, с которыми выходишь на площадку. Бывает, даже находим решение игровых проблем. И именно не на тренировках, а просто сидя за столом. Это сплачивает.

- Игроков «Урала» можно заметить и на трибунах ледового дворца во время матчей «Салавата Юлаева»…

- Стараемся ходить всей основной командой. Я раньше в Белгороде особого значения хоккею не придавал. Там этот вид не на таком уровне, как здесь в Башкирии. Видно, что республика неровно дышит к этому виду спорта. И это хорошо.

- Поговаривают, что со следующего сезона «Урал» будет играть во Дворце спорта, где раньше выступал «Салават Юлаев».

- Если дворец на улице Зорге отдадут под волейбол и другие игровые виды спорта – это будет огромный плюс. Так делают во многих городах России. Это лучше, чем никому! «Салавату Юлаеву» и так есть чем гордиться – посмотрите на «Уфа-арену». А вот для «Урала» площадка во дворце станет огромным подспорьем. Будут высокие места, матчи в еврокубках, а значит и болельщиков прибавится. В европейских соревнованиях очень жесткие требования к стадионам. Дворец спорта нас бы устроил.

- С представительницами женского волейбола общаешься?

- Конечно, многих девчонок знаю и в Белгороде, и в других командах. Продолжаем общаться.

- Помимо волейбола какие-то увлечения есть?

- Мало, если честно. Много свободного времени уходит на общение с друзьями по Интернету. Это не только люди из Белгорода, но и игроки со всей России. Друзья детства, юношества, которые сейчас за границей. Переписываемся буквально каждый день. Бывает, читаю, за новостями за всеми слежу. Мой любимый вид спорта после волейбола - футбол. Особенно пристально наблюдаю за итальянским и английским чемпионатами, но и другие европейские лиги нравятся. А еще отметил бы хоккей и биатлон. По мере возможности, когда нахожусь дома, стараюсь не пропускать трансляций.

Каждая игра плей-офф – финал

- Кроме тебя в «Урал» из Белгорода еще и Аркадий Козлов перешел.

- Но я раньше Аркадия, заметьте, контракт подписал. Мы выступали за одну команду три года. Аркадий, как и я, рассматривал несколько предложений от команд Суперлиги, но тоже предпочел Уфу. Живем с ним по соседству в микрорайоне «Южный».

- У любого спортсмена есть мысли о сборной России…

- Конечно. Но я реально оцениваю свои шансы. Еще молод, но стараюсь. Посмотрим, что получится, - ответил Евдошенко, поправив повязку на колене.

- Виталий, что с ногой? Это как-то связано с недавней декабрьской травмой?

- Скорее нет, чем да. Это просто лед. Его даже здоровые игроки прикладывают для профилактики. Мне он нужен, для того чтобы улучшить кровообращение в тех местах, где болит. Еще лед способствует быстрому заживлению… По иронии судьбы, я получил травму в Белгороде. Был предпоследний розыгрыш мяча в третьей партии. Как всегда, много бегал за мячом, но в одном эпизоде получилось так, что разорвался мениск. Все случилось мгновенно, даже не сразу понял, что произошло.

- А что сказали врачи?

- Дело случая. Такую травму можно получить в любом эпизоде независимо от того, в какой ты игровой форме находишься. Врачи настояли на госпитализации. Спустя десять дней после операции я уже начал тренироваться и, пропустив две игры в чемпионате, все же вышел на площадку в максимально короткие сроки.

- Как, на твой взгляд, сложился старт для уфимской команды?

- Начало хорошее. Удовлетворены все: и руководство, и тренеры, и игроки. За исключением, может быть, двух-трех встреч, в которых потеряли несколько очков, которые терять было необязательно. Во-первых, это первый домашний матч против «Факела» из Нового Уренгоя. Никак не ожидали, что проиграем 0:3 по партиям. Во-вторых, это встреча в Казани, где уступили 2:3. Очко взяли, но должны были брать больше. Пожалуй, именно эти два матча особняком стоят.

- Вторая половина чемпионата, если судить по результатам, прошла ни шатко, ни валко?

- Да, в некоторых встречах игра совсем не получалась. И не только у кого-то одного, у всей команды. Может быть, сказался перерыв, который длился больше месяца. Однако отмечу, по сравнению с началом «регулярки» требования возросли, и недовольства нашей игрой стало больше. Впрочем, мы и сами все понимаем. Объективной причины некоторых обидных результатов не отыскать.

- Проблемы есть не только у «Урала»?

- Да, конкуренция возросла. Не зря российский волейбольный чемпионат сейчас является сильнейшим в мире. Это ни для кого не секрет.

- Нынешняя система розыгрыша медалей с плей-офф оптимальна?

- Думаю, да. Во всех волейбольных странах есть плей-офф. Так почему мы должны быть исключением? Не всегда, команда занявшая первое место в регулярном чемпионате, способна повторить сове достижение в играх навылет. В волейбольном плей-офф каждая встреча каждой стадии – это финал!

Целительная шерсть

- Во время волейбольных матчей на болельщиков не отвлекаешься?

- Стараюсь не замечать, только когда они болеют против тебя. На выезде, то есть. А когда свои хорошо болеют, из невозможно не заметить. Важна не только большая аудитория, внушительный фанатский сектор, но и слаженное, эффектное боление. Болеть хорошо и болеть громко – это разные вещи. Многое, например, зависит от подающего, так называемого «заводилы», который бегает с микрофоном по арене, организует какое-то подобие шоу. Это помогает народ расшевелить и для игры это только плюс.

- Ты играл в Лиге чемпионов. В Европе по-другому болеют?

- Чувствуется, конечно, что поддержка там отличная. Но могу сказать, что в России уже приближаются к этому уровню: барабаны, музыка, разукрашенные флаги, все встают. кричат. В Европе есть арены, на которых психологическая нагрузка, исходящая от трибун, выматывает сильнее, чем физическая – в игре. Вспоминаю сразу финальные матчи Лиги чемпионов. В Греции, помню, даже страшно было сначала. Выходишь на площадку, смотришь вокруг: а там стадион под десять тысяч человек, все ногами стучат, стены трясутся, штукатурка с потолка падает. Меня это привело, прямо скажем, в шок. И не только меня, нас много тогда было молодых игроков. Даже такие великие, как Косарев и Тетюхин, выходили на площадку и говорили: «Что-то сегодня будет…»

- Клубы в Континентальной хоккейной лиге, бывает, проводят по три-четыре матча за неделю и больше десятка за месяц. Волейболисты, соответственно, в Суперлиге играют по одному в неделю. За месяц может получиться и того всего три встречи. Не стоит ли сделать волейбольный календарь поплотнее?

- Специфика волейбола и хоккея не одинакова. Здесь можно по-разному смотреть на календарь. Я когда в «Локомотиве-Белогорье» был, мы в Лиге чемпионов параллельно выступали – за месяц по двенадцать встреч! Получается, проводили матчи каждую среду и субботу. Но это касается, естественно, только команд, которые занимают первые пять мест в России и попадают в еврокубки. При таком графике ведущим клубам, поверьте, непросто играть.

- Никогда не знаешь, сколько партий будет три или пять. Матч может продлиться чуть больше часа, а может перевалить и за три. Как у волейболистов идет распределение энергии на всю встречу?

- У нас хорошая физподготовка. Она рассчитана на любую ситуацию, поэтому каждая команда, тренер и игрок знают, что нужно делать на площадке.

- Болельщики сразу обратили внимание, что ты на каждую игру выходишь с красной фенечкой на запястье. Она на счастье или здоровью помогает?

- На самом деле и то, и другое. Это шерстяная нить. У меня на этой руке было пять или шесть трещин. Ношу ее может в качестве оберега, не скрою. Есть такое поверье, что болит сустав – обвяжи шерстью и перестанет. Но на самом деле как надел ее – так ни разу ничего, тьфу-тьфу-тьфу, не болело.

Андрей ЛОПАТА.

Блиц-опрос:

Любимое блюдо – окрошка

Любимый фильм – «Кавказская пленница»

Любимое место отдыха – домашняя обстановка

Любимая музыка – рэп

Любимая марка машины – BMW

Любимый спортсмен – волейболист Сергей Тетюхин

Задача на сезон – завоевать медаль в составе «Урала»

"