Из топи – в топы. Немногим участникам трофи-рейда удалось выйти сухими из воды

Из топи – в топы. Немногим участникам трофи-рейда удалось выйти сухими из воды

Из топи – в топы. Немногим участникам трофи-рейда удалось выйти сухими из воды

21 сентября 2008, 17:38
Спорт
На территории Белорецкого района Башкирии прошел третий этап чемпионата Башкирии по трофи-рейдам «Уральский камень 2008». Говорят, что, один раз увидев такие состязания, можно серьезно заболеть офф-роудом. И лечится этот недуг одним способом - грязевыми ваннами.

«Золотой» внедорожник

 

На чемпионат, организованный уфимским автосервисом «Rotas» и магнитогорским «Нива клуб MGN», съехались экипажи со всей Башкирии, Челябинской области и Магнитогорска. Чтобы принять участие в подобном состязании, нужно оплатить стартовый взнос, представить на техническую комиссию автомобиль и заявить экипаж из двух человек - пилота и штурмана, каждый из которых обязан иметь башкирскую лицензию.

Правда, это удовольствие не для всех. Постройку специального автомобиля для участия в трофи-рейдах могут позволить себе единицы. Стоимость такой затеи нередко переваливает за пол миллиона. Доводка, обслуживание и восстановительный ремонт также обойдутся не дешево. Машина класса «Экстрим», базирующаяся на серийном шасси, обойдется относительно дешевле. Комплект специальных внедорожных шин стоит 70 тысяч рублей, амортизаторы - минимум 12 тысяч деревянных, фирменная лебедка - 25 тысяч рублей, а их нужно две. Спортивные сиденья - от 8 тысяч рублей за единицу, а навигационное оборудование от 20 тысяч и выше. А еще необходима доводка двигателя, подвески, установка каркаса безопасности.

Правила проведения трофи-рейдов разделяют потенциальных участников соревнований на три класса. «Стандарт» - это серийные автомобили, не имеющие специальной внедорожной подготовки. Таковых на трофи-рейдах становится все меньше: «гражданская» техника в условиях «профессионального» бездорожья не проходит и половины дистанции. Класс «Экстрим» образуют серийные машины со специальными внедорожными доработками, не изменяющими общую конструкцию автомобиля. И, наконец, в самый интересный класс - «Спорт» - включены автомобили, имеющие значительные конструктивные изменения. Это касается двигателя, трансмиссии, ходовой части, а также прототипы свободной конструкции. Это уже машины-хищники, так называемые «котлеты». Огромные хода подвесок, запредельные углы скрещивания осей, компрессоры и редукторные мосты, обеспечивающие дорожный просвет, сравнимый с клиренсом хлопкоуборочного комбайна.

Правила несложные. Получив легенду с указанием маршрута, GPS-координаты контрольных точек и карту для судейских отметок, участники соревнований должны добраться до финиша, «собрав» на своем пути все «разбросанные» точки. На первый взгляд, ничего сложного: «шлифуй» бездорожье, работай лебедкой и следи за показаниями GPS-навигатора. Но когда начинаешь вникать, от оптимистического настроя не остается и следа. 

 

Как из «котлеты» сделать отбивную

 

От «прорисованного» в легенде маршрута разрешается отклоняться не более, чем на 25 метров в каждую сторону. А за отсутствие контрольной отметки могут снять с дистанции. А если уличат в предварительной разведке маршрута, и вовсе можно оскандалиться.

Мне предложили на себе испытать все прелести трофи-рейда. Так называемая линейная гонка, оказалась ночной. Я расположилась на заднем сиденье УАЗика Александра Петрова и Марата Минибаева. Поначалу казалось, что с лебедкой и длинным «галстуком» за пять часов можно преодолеть по бездорожью 100-120 километров. Но оказалось, что при таких нагрузках сгорают от натуги даже самые «породистые» лебедки. Проторчав полчаса в болоте, начинаешь нервничать не по-детски. Багажник автомобиля потихоньку наполнялся водой и болотной жижей. На таких маршрутах люди порой сидят сутками, но нам повезло: нас вытащил проезжающий мимо экипаж. Лебедке пришел конец, а это значит, что для нас соревнования закончились.  Пришлось возвращаться в лагерь.

По дороге мы встретили экипаж Константина Павлуткина и Рустема Набиуллина на «Ниве» вишневого цвета по кличке «Вишенка», лидирующий в классе «Спорт».  Они ехали не спеша, и не тащили себя лебедкой. Каждый оборот колеса - только после визуальной разведки. Ни единого движения без команды штурмана. Они-то и показали в белорецких болотах самую высокую среднюю скорость и оказались далеко впереди тех, кто ломился через лес, а потом, сжигая сцепление, часами откапывал машины. Уважение вызывает и то, что парни, встречая по дороге застрявших участников, не проезжали мимо. Они обязательно помогали, несмотря даже на то, что застрявший экипаж - их потенциальный соперник. В итоге «Вишенка» финишировала первой. Остальные участники подъезжали только к утру. Застрявших и сломанных доставляли в лагерь на буксире. Автобус Рината Сарвартдинова из класса «Стандарт», сломался в лесу и прождал подмоги больше 12-ти часов, а у других ребят за пять километров до финиша начал заканчиваться бензин.

- Пришлось ехать тихо и аккуратно, - рассказывает пилот белой «Нивы» Кирилл Паличев. - Такая неувязка не помешала нам добраться до конца и занять первое место в классе «Экстрим».

Шанс приобщиться к движению «джипперов» у водителей еще есть – впереди четвертый этап чемпионата республики по трофи-рейдам, который пройдет в начале октября в Миньяре.

Регина РАХИМОВА.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter