Клюшки и плюшки. О пользе и вреде политизации спорта

Клюшки и плюшки. О пользе и вреде политизации спорта

20 февраля 2015, 22:17
Спорт
Запутанная ситуация с прекращением/приостановкой финансирования ХК «Салават Юлаев» в очередной раз остро поставила вопрос о вреде/пользе политизации спорта. И дело не только в том, чем, в итоге, обернется ситуация с финансированием республиканского хоккея фондом «Урал», а в том, что обществу необходимо принципиальное понимание: совместим ли профессиональный спорт с политикой?

Профессиональный спорт – это зрелище, на которое тратятся миллиарды и вокруг которого во многом формируется досуг индивида общества потребления. На Западе большинство профессиональных клубов – прибыльные, причем их доходы измеряются шестизначными цифрами. Доходы мадридского «Реала» (футбол) по итогам 2014 году составили 549,5 млн €. За океаном почти все профессиональные клубы приносят прибыль, а если нет, они либо продаются, либо меняют место локации (переезжают в другой город или даже страну). Так, в середине 1990-х годов канадский Квебек покинул профессиональный хоккейный клуб НХЛ, который переехал в американский Денвер. На первый же год команда, получившая название «Колорадо Эвеланж» завоевала главный трофей лиги – Кубок Стэнли.

На Западе, успешная бизнес-модель, выбранная генменеджером автоматически закрывает все проблемы с финансированием, но в России все не так. У нас профессиональный спорт – это скорее политика, а не бизнес. Достаточно сказать, что почти поголовно все российские спортивные клубы – убыточны. Когда в 2005 году футбольный ЦСКА выиграл престижный Кубок УЕФА (ныне Лига Европы) его президент Евгений Гинер с гордостью заявлял, что клуб вышел на уровень 50-процентной самоокупаемости. В североамериканской НХЛ зарплатные бюджеты клубов варьируются в лаге от 55 до 75 млн $. В КХЛ самые богатые клубы платят (по официальным данным) своим хоккеистам 30-40 млн $ в год. Уфимский «Салават Юлаев» по итогам 2014 года на четвертом месте по этому показателю (31,6 млн $). А прибыльными являются финский «Йокерит» и рижское «Динамо», реализующие успешные бизнес-модели в условиях той же континентальной хоккейной лиги. Впрочем, такая модель вряд ли придется нашим болельщикам по вкусу, потому что предполагает высокие цены на билеты.

Решение о финансировании профессионального спорта в России принимаются в зависимости личного интереса главы региона, мэра, депутата (и далее по списку). Политическая конъюнктура здесь отнюдь не на самом последнем месте. Характерно, что фонд с названием «Петербургская политика» (!) проводит регулярное рейтингование развития игровых командных видов спорта в стране.

В том, что спорт и политика взаимосвязаны, причем тесно – нет ничего нового. Еще в Древней Греции тираны использовали победы на Олимпиаде для своего пиара и укрепления власти (можно посмотреть интересную научную статью отечественного антиковеда Константина Зельина «Олимпионики и тираны»).

А как накачивали отечественных спортсменов разговорами о партии, коммунизме и любви к Родине перед международными соревнованиями в советский период! Примеров масса.

А взять, стремящуюся выйти из состава Испании Каталонию. Успехи FC «Barcelona» (этот бренд объединяет и футбол, и баскетбол, и гандбол) воспринимаются свободолюбивыми каталонцами, как национальная гордость. В 1939 году испанский генерал Франко установил в стране диктатуру. Его неоднозначное, сорокалетнее правление серьезным образом затронуло интересы национальных меньшинств, в том числе и каталонцев. Франко упразднил данную каталонцам, баскам и галисийцам автономию, запретил их язык. Армия генерала Франко подавила группировки каталонских повстанцев.

В этих условиях спорт и, прежде всего, футбол, остался практически единственной возможностью продемонстрировать каталонский флаг, показать всей стране свою этническую идентификацию. Не ударить в грязь в такой ситуации становилось не только вопросом профессионализма, но и личного самолюбия спортсменов, гордости за свой регион. С тех пор спортивное противостояние «Барселоны» и мадридского «Реала» несет устойчивый привкус не только принципиального соперничества, но и политического противостояния.

Сегодня в Каталонии каждый футбольный матч с участием «Барселоны» воспринимают как борьбу за честь каталонского флага. Футбольный клуб – гордость каталонского народа и многие его представители ассоциирует себя с клубом. Сами каталонцы говорят про ФК «Барселона» – «Mes que un club» («Больше, чем просто клуб»). Клуб «Барселона» такая же эмблема и символ Барселоны, как и Sagrada Familia Антонио Гауди – их знают во всем мире. «Мы – Барселона» – говорят местные жители. Каждый житель Барселоны от малого до великого знает гимн футбольной Барселоны и по просьбе с удовольствием его исполнит.

А традиции другой испанской команды из Бильбао («Атлетик»), населенного этническими басками, вообще не предполагают, что в клубе будут играть футболисты, не имеющие баскских корней.

Спортивные успехи нужны политикам для того, чтобы говорить об успешном, преуспевающем и выделяющимся на фоне других регионе или стране. Победы в спорте сближают общество и делают его счастливее. Вспомним, как год назад население страны ликовало по поводу сочинского триумфа. Это особенно ценно в условиях крайне индивидуализированного общества потребления. Так что с политической точки зрения спорт явно стоит тех огромных вложений, которые в него направляют сильные мира сего.

Но если спортсмены зависят от политиков, а не бизнесменов, какие бы громкие победы они не совершали – это не будет гарантией для продолжения финансирования. Известно масса случаев, когда губернаторы и депутаты охладевали к своим детищам и бросали их на произвол судьбы. А ведь профессиональная команда – это не только 20-30 хоккеистов или футболистов. Это и молодежный состав, и детско-юношеская школа и менеджмент и рабочие места. Это целый комплекс людей, жизненных планов, стремлений, надежд и образцов для подражания многих людей и прежде всего детей и молодежи. Если эта логика нарушается – «провисает» массовый и детско-юношеский спорт, что пагубно сказывается на здоровье и социально-психологическом самочувствии населения.

И если уж объявили проект под лозунгом «хоккейный «Салават» – гордость республики», негоже от него отказываться с такой легкостью. В то же время, политизированность ситуации вокруг профессионального хоккея в Башкирии для самого хоккейного «Салавата» не смертельна. Бренд уфимского хоккейного клуба настолько раскручен, что он сохранится при любой власти. Так что болельщикам беспокоится и поддаваться на провокации особенно не стоит.

Дмитрий МИХАЙЛИЧЕНКО.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter