Posted 17 октября 2006,, 17:38

Published 17 октября 2006,, 17:38

Modified 10 ноября 2022,, 19:08

Updated 10 ноября 2022,, 19:08

Уфимскому силачу рукоплескали на Красной площади 11 минут

17 октября 2006, 17:38
Хусаин Бозоров уже три года живет в Башкирии и имеет редкую профессию – силовой жонглер. Бозоров выделывает невероятные кренделя с 50-килограммовыми гирями, подбрасывает их в воздух и легко принимает на грудь. Понятно, что это ремесло может быть востребовано только на арене, однако Хусаин уверен, что как только выйдет на пенсию – окажется в большом спорте.

- Я все свободное время посвящаю пауэрлифтингу, - рассказывает силач. - При собственном весе в 82 килограмма поднимаю гирю «180 кг» без жимовой майки. Это уровень мастера спорта. Еще 22 килограмма поднять – и буду «международник». Это раньше люди из спорта в цирк приходили, а сейчас-то все наоборот.

Хусаин посвятил цирку 18 лет своей жизни и уверен, что прослужит на арене еще шесть лет. Он вольный артист – соберет свой микроавтобус и в путь, туда, где востребовано его искусство. А то, что цирк – это искусство, Бозоров нисколько не сомневается.

- Только в отличии от спорта, кино и даже театра, цирк по телевизору нельзя смотреть. В цирке надо присутствовать! Он воспитывает и детей, и взрослых. Даже во времена войн и революций цирк не прекращал свою работу, - горячится артист.

Номер Бозорова не лишен оригинальности – в силовом представлении принимают участие собаки, которые ловят брошенные им… гири.

- Гири пластмассовые, - объясняет Хусаин. – Вреда животным принести не могут. Но зал замирает от ужаса, когда я кидаю маленькому пуделю пудовую гирю.

17 лет с Бозоровым работал пес по имени Барсик, но он состарился, и как уверяет артист, «ушел на пенсию». Зато сыну легендарного Барсика три года и уже через два месяца Барсик-младший начнет гастролировать.

- У собак-артистов – все как у людей, - утверждает силач. – Тоже бывают династии. Кстати, детей своих тоже хочу в цирк отдать. Это хорошая школа жизни, которая воспитывает мужество. К тому же дает отличную возможность общения с животными.

По словам Бозорова супруга до сих пор не приняла его профессию, боится, что муж когда-нибудь получит серьезную травму.

- Неужели номер с гирями так опасен?

- Чтобы гири к зрителям улетали – такого никогда не было. А вот мне в голову один раз чугунный снаряд попал. Я должен был гири палкой ловить и выставлять на своей макушке. Мой партнер подбросил гирю, не рассчитав замаха, и она полетела прямо на меня. Еле успел увернуться, шею подставить, но сознание на несколько секунд потерял. А зал полный. Все замерли. Я прихожу в себя и говорю: «Давайте повторим?» Мы трюк этот повторили – только уже без помарок! Зал долго аплодировал.

По словам артиста, самые длительные аплодисменты он слышал на празднике, посвященного 60-летию Победы. На шоу «Салют Победы», прошедшем на Красной площади, Бозоров в форме советского солдата показывал свой номер с жонглированием гирями.

- Одиннадцать минут офицеры нам стоя хлопали! – с восторгом вспоминает Хусаин.

Силач уверен, что цирковым артистам лучше оставаться в России, несмотря на то, что за границей русских мастеров арены принимают на «ура». Однако, как рассказывает жонглер, иностранные импресарио пользуются доверчивостью артистов и стараются не платить им денег.

- Недавно в Индии за день до выдачи заработка специально ангар сожгли и сказали, что денег теперь не дадут. Все сгорело!

Бозорова звали работать за рубеж, но жонглер соглашается только на гастроли.

- Был во Франции, Болгарии, Японии… Но в России мне все равно больше нравится. Во многих городах очень хорошие условия для работы. Арены нормальные, гостиницы хорошие. Так что смело ведите своих детей на цирковые представления – российский цирк жив!

Андрей ЛОПАТА

"