Властелины колес. В гонках на джипах соревнуются не машины, а характеры

Властелины колес. В гонках на джипах соревнуются не машины, а характеры

16 ноября 2008, 23:52
Спорт
Четвертый этап чемпионата Башкирии по трофи-рейдам (гонки по бездорожью) оказался самым тяжелым, а значит, и самым интересным для его участников. Соревнования прошли в Челябинской области в окрестностях горнолыжной трассы поселка Миньяр. Участие в гонке приняли 34 башкирских, татарских и челябинских экипажа. На этот раз организаторы не стали усложнять трассу множеством контрольных точек, трудных для поиска и взятия. По сути, такая точка была только одна. Ее спрятали на острове. Чтобы добраться до него автомобилям пришлось вброд преодолевать водное препятствие глубиной в полтора метра и шириной в 10 метров. Так, многие джиперы впервые узнали, что их автомобили умеют не только по болотам ездить и в горы карабкаться, но и плавать.

Котята превзошли злых кошек

 

Напомним, первый открытый чемпионат республики по трофи-рейдам стартовал в июне этого года. Планировалось, что он будет включать в себя пять этапов, которые пройдут в разных районах республики и соседних областях. Сделано это было неспроста, а  чтобы любители автомобильного экстрима могли испытать свои боевые машины в разных внедорожных условиях – покататься в болоте, горной местности, по речкам. Преодоление разного рода труднопроходимых участков требует и совершенно иной подготовки автомобиля, и других навыков экипажа. Скажем, в болоте увереннее чувствуют себя более легкие автомобили («Нива» в топи имеет больше шансов на победу, чем «УАЗ»), зато езда по горным камням или по руслу горной реки требует от машины большей прочности (тут «УАЗ» предпочтительнее «Нивы»). Принцип состязания джиперов – ориентирование на скорость. При помощи GPS-навигатора экипажи должны найти контрольные точки и сфотографировать их. Кто сделает это быстрее всех – тот и молодец. Путь к «точке» - сплошное преодоление разного рода природных «засад»: болот, колеи лесовозов, крутых спусков и подъемов, водных преград.

Первый этап чемпионата назывался «Горный лес» и проходил, соответственно, в горно-лесистой местности – в Нуримановском районе республики. Второй этап – «Злые кошки» - должен был состояться в болотах Бирского района Башкирии, но из-за засухи топи высохли, поэтому гонка была перенесена в Гафурийский район. Трасса также была проложена по лесу, но в отличие от предыдущего этапа, участникам пришлось много ездить по руслу местных горных рек. Название третьего этапа – «Уральский камень» (состязания проходили под Белорецком) нацеливало участников на гонку по горной местности. В действительности, экипажи были вынуждены бороться с болотом. Четвертый этап чемпионата прошел в Миньяре и полностью оправдал свое название «Котята». Метафора, придуманная организаторами, конечно, груба по своему происхождению. Еще перед стартом главный идеолог гонок Владислав Мурзин пугал джиперов, что на протяжении трассы их ждет водная преграда, «где вы будете топить свои машины, как котят в ведре». Так оно и оказалось.

 

Амфибии отечественного автомобилестроения

 

Чтобы загнать экипажи в водоем, организаторы пошли на хитрость. Каждая контрольная точка, которую берут экипажи, имеет свою ценность. Чем сложнее ее добыть, тем больше баллов за нее начисляется. Есть такие точки, которые берутся очень легко - за них начисляют 1 балл. Другая точка может быть спрятана в болоте, и чтобы добраться до нее придется побуксовать. За такую точку могут начислить 2 балла. Точка может быть спрятана на скале, где взять ее можно лишь при помощи лебедки. Она может стоить уже 3 балла.

Существует и плавающая система оценивания «стоимости» точки: если до нее добрался всего один автомобиль– она будет стоить 5 баллов, а если 5 машин – то каждый экипаж получит лишь по баллу. Такой подход вынуждает участников искать новые точки, а не брать только те, дорогу к которым уже проложили лидеры.

Джиперские гонки – состязание не столько техники, сколько людей.

Здесь не так важны технические характеристики внедорожника, как умение экипажа «включать мозг» и искать легкие пути преодоления трудных участков пути.

За точку, которую организаторы «Котят» спрятали на острове (чтобы добраться до нее надо преодолеть речку шириной в 10 метров и глубиной в рост человека), они предложили сразу 70 баллов.  Это уже пол-победы! Но экипажам пришлось побарахтаться. Несмотря на октябрьскую погоду, штурманы купались в прямом смысле этого слова и плыли на соседний берег с тросом от лебедки в зубах.

По водоему «Нивы» шли, как паромы – подтягиваемые с противоположного берега сильными руками штурмана.

«УАЗам» в этом смысле повезло меньше: двухтонные машины сразу шли на дно, поэтому на взятие этой точки в целом у них уходило гораздо больше времени. Двигатель нужно сразу глушить – чтобы в него не попала вода. По дну эти крокодилы ехали исключительно за счет лебедки. Выбраться на крутой берег для многих оказалось весьма трудной задачей: деревьев на болотистом острове просто не было, лебедиться пришлось за автомобили конкурентов. Один «УАЗ» из болота тащили сразу два других: иначе застрявший просто утаскивал за собой своих спасителей.

 

Лучше «Нивы» нет машины

 

Как всегда вне конкуренции оказался лидирующий в чемпионате экипаж Константина Павлуткина и Рустема Набиуллина. В марте этого года из обычной Нивы эти ребята смастерили в гараже настоящего внедорожного монстра. Убрали из «Нивушки» все ее слабые места: подвеску поставили от «УАЗа», сильно подняли машину над землей и установили специальную грязевую резину. Так как во внедорожной гонке машине часто приходится буксовать и ездить на пониженных передачах при повышенных оборотах, ребята оснастили двигатель низовым распредвалом, изменили систему охлаждения мотора – вынесли радиатор в заднюю часть машины и установили дополнительные вентиляторы. Багажник Нивы просто срезали автогеном.

- Зачем нужен лишний вес? - говорит Константин, - тем более из открытого пикапа проще достать и лебедку, и запаску, если что.

Похожий автомобиль приехал и из Татарстана, однако машине-двойнику не повезло: при взятии водной точки экипаж поторопился, и свою машину просто утопил. Татарская «Нива» почти час простояла в воде по самую крышу, а когда ее оттуда вытащили – на удивление зрителей завелась! И сама доехала до финиша. И заняла 3-е место.

В результате, «Котята» оказались злее «Злых кошек»: трасса в целом была сложнее. Уже после подведения итогов гонки, члены экипажей благодарили организаторов за состязания. А так уж принято у джиперов: чем сложнее трасса – тем больше она нравится гонщикам. Подведение итогов чемпионата и оглашение имени абсолютного чемпиона по итогам всех прошедших этапов планируется в ноябре. Неясным пока остается ответ на вопрос: состоится ли до этого времени пятый этап гонки или организаторы откажутся от него?

Руслан РАХИМОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter