Posted 11 июля 2012,, 17:59

Published 11 июля 2012,, 17:59

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

Всемирные детские игры дарят ребятам желание жить

11 июля 2012, 17:59
На Западе крайне популярно благотворительное движение — культура пожертвований сложилась там еще несколько десятилетий назад. А в России пока эта сторона социальной активности развита не столь сильно, хотя в Башкортостане благотворительность в чести. Сами сотрудники некоммерческих организаций рассказывают, что благотворительных фондов в республике становится все больше, а спонсоры и корпоративные участники чаще проявляют чуткость к проблемам незнакомых им людей. А ведь работа благотворителей не только спасает жизни людям, но и иногда помогает им подниматься на пьедесталы почета на мировых соревнованиях.

Без отказа в помощи

- Благодаря появляющимся фондам у нас хотя бы немного сократилась очередь, - отмечает председатель Башкирского республиканского отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» Нина Федянина. - Но самые активные участники благотворительности по сути одни и те же: мы, наверное, все к ним по очереди ходим.

Хотя в этом фонде, как и в остальных, поток нуждающихся в поддержке не кончается никогда — в следующем году башкирское отделение фонда отметит 25-летний юбилей. Специфика деятельности организации состоит в особом внимании к детям, оставшимся без попечения родителей, и сиротам, хотя в перечне программ есть и помощь ребятишкам-инвалидам, малышам с диабетом или риском заболевания туберкулезом.

- Но самой светлой и радостной частью нашей работы стало ведение программы «Юные таланты», - рассказывает зампредседателя фонда Ляйсан Фазылова. - Мы отслеживаем абсолютно по всем направлениям творчества и спорта талантливых ребят, живущих в не тепличных условиях - это и дети из неполных семей, многодетных или малообеспеченных, но никогда не отворачиваемся и от инвалидов.

Такие ребята, которых стараются окружить вниманием, получают еще и именную стипендию, которая хоть и не может решить важных материальных задач, но является «комплиментом» к детскому усердию.

- Ежемесячную стипендию в триста рублей у нас получают ребята только до 18 лет, но бывают и исключения, если без поддержки никак не обойтись, - отмечает Нина Федоровна. - Кстати, очень многие из наших стипендиатов добились в жизни успехов, к примеру, талантливая девчушка Настя Тихомирова уже выросла и, став балериной, танцует в нашем оперном театре.

По словам сотрудниц фонда, есть и программы, на которые очень нелегко собрать пожертвования. К примеру, участниками акций «За решеткой - детские глаза» являются парни в возрасте от 14 до 18 лет, с которыми благотворители занимаются регулярно.

- Мы ездим в Серафимовскую спецшколу, а также в Стерлитамакскую воспитательную колонию, - продолжает Ляйсан.- И, несмотря на то, что Нина Федоровна лично разговаривает с каждым юношей, знает истории абсолютно всех ребят, пробиться к их сердцам бывает очень сложно, а иногда и вовсе не удается увидеть ни раскаяния, ни благодарности.

Но благотворители, конечно, не собираются прекращать работу и продолжают вместе со спонсорами, а также другими благотворительными фондами помогать обездоленным. Так, например, вместе с фондом «Урал» в прошлом году благотворители организовали мероприятия для талантливых подопечных фонда, работу программы «Духовная помощь», помогали устроиться в жизни ребятам, выпустившимся из детских домов. Кроме того, в прошлом году с помощью благотворителей из «Урала» удалось закупить 600 комплектов пятнадцатитомного собрания сочинений писателя Альберта Лиханова.

- Мы эти наборы распределили по районным и городским библиотекам, - рассказывает Нина Федоровна. - А для детских домов мы пополняем библиотеки в отдельном порядке - это давно налаженное направление.

Стереотипное мышление

В уфимском фонде «Наши дети» тоже постоянный аврал, ведь основной своей задачей благотворители определили поиск средств для оплаты лечения тяжелобольных детей — эта очередь тоже вряд ли когда-то иссякнет.

- За пять лет существования мы смогли собрать деньги примерно для 120 детей, лечение которых составило 12 миллионов рублей, - говорит директор фонда Ольга Власова. - Но ситуации всегда разные: кому-то нужны только тридцать тысяч, кому-то двести.

А начинали башкирские благотворители с помощи отказникам в больницах - сиротам или детям без родительского попечения, которые оказались на лечении без сопровождающего.

- Сначала мы даже не думали регистрировать НКО, - вспоминает Ольга. - Мы с друзьями просто своими силами на собственные деньги покупали игрушки или предметы гигиены для ребят, ездили по всем больницам города, посещая отказников.

Вскоре подружки-волонтеры стали молодыми мамами и поняли, что собственных сил и средств не хватает.

- И начав работать уже в статусе фонда, мы сталкивались с массой стереотипов, в том числе и в собственных головах, - рассказывает Ольга Юрьевна. - Например, все рвутся приносить в детдома игрушки и сладкие подарки на Новый год — в итоге там в праздник мишками и зайками завалены все полки, а на каждого ребенка чуть ли не по десять сладких наборов. Гораздо нужней было бы просто взять с собой ребенка и поездить по городу — пусть он учится пользоваться транспортом или делать покупки в магазине. Они ведь, выходя из детдома, думают, что яйца изначально появляются в вареном виде и половинками.

Ольга Власова прошла дистанционное обучение в МГУ, а также окончила курсы по эффективной организации работы волонтеров.

- У нас на добровольцах держится вся практическая часть работы, - рассказывает Ольга.- Причем люди приходят совершенно разные, очень много взрослых семейных горожан.

Многие из таких добровольцев уже пару лет ежедневно приходят в дом семьи Трубачевых. Мама шестилетнего Жени, у которого ДЦП, называет их «почти родственниками». Такие ребята, как маленький Женя, неминуемо попадают в категорию «заштампованности», ведь на больных детским церебральным параличом средства собрать всегда сложнее всего - нет моментального эффекта лечения.

- Просто нужно очень много заниматься с такими детьми, и результат станет очевидным, - говорит мама Галия. - А волонтеры, например, это прекрасно понимают, уже на протяжении двух лет к нам ходят практически одни и те же люди — помогают мне делать Женьке массаж. Раньше процедура длилась по два часа каждый день, а сейчас пока что 30 минут.

Галия не растеряла своей жизнерадостности, несмотря на то, что грубая врачебная ошибка лишила ее счастья растить здорового ребенка — педиатр назначила трехмесячному малышу сразу четыре прививки в один день.

- Ребенок заболел почти сразу, - вспоминает мама. - И теперь уже почти шесть лет ежедневно у нас все занятия расписаны по часам — специальный массаж, дыхательные упражнения, занятия в бассейне. Недавно мы вернулись из американской клиники вблизи Филадельфии с большими надеждами. Тем более, что скоро у нас будет современная барокамера, лечения в которой должно помочь сыну снять сильнейшую спастику.

Собрав средства на поездку в штаты самостоятельно, родители Жени получили возможность приобрести барокамеру с помощью фонда «Наши дети». После того, как Жене станет лучше, пользоваться ей сможет другой пациент.

Азарт к жизни

Но директор фонда «Наши дети» жалуется на невнимание прессы к вопросам, которые у других регионах у всех на слуху. К примеру, недавно команда башкирских ребят ездила в Москву на Всемирные детские «Игры победителей», которые проводятся для детишек, победивших онкологические заболевания. Фонд Чулпан Хаматовой и Дины Корзун «Подари жизнь» организовал эти игры уже в третий раз, но парни и девчонки из Башкортостана участвовали в них впервые.

- От нас требовалось лишь найти средства на дорогу для ребят и их мам, которые ехали в качестве сопровождающих, - говорит Ольга. - И поездка чуть не сорвалась буквально накануне — спонсор, обещавший помочь, не смог выделить деньги. Я ездила ко многим, объясняла ситуацию, но сработал очередной штамп — зачем давать деньги тому, чья жизнь уже вне опасности?

Благотворителей поддержали коллеги из фонда «Урал», которые обеспечили ребятам возможность попасть на соревнования.

- Наверное, людям, далеким от подобных проблем, действительно сложно понять, что преодоление страшной болезни просто так из головы не выбросишь, - рассуждает Ольга Юрьевна. - Если сами дети с их подвижной психикой и природной тягой к жизни довольно быстро перестраиваются, то для мам стоит больших усилий поверить в «жизнь после болезни».

Кстати, детей каждый год ожидают настоящие соревнования с призами в личном зачете — еще не отрастившие волосы, часто в медицинских масках, ребята состязаются в плавании, беге, футболе, настольном теннисе и стрельбе. А члены нашей сборной, хотя и стали дебютной командой, но все же привезли медали: «серебро» по плаванию и две «бронзы» по стрельбе.

- Пока ребята соревновались, мамы просто глазам своим не верили, - вспоминает Ольга. - Некоторые даже плакали от счастья, глядя на самых стойких - это мероприятие заставило взрослых поверить, что недуг и в правду отступил.

И если во время соревнований все было замечательно: участники свободно общались со звездами кино, спорта и эстрады, танцевали на ночной детской дискотеке и гуляли по столице с волонтерами, то после прибытия в Уфу победителей ждало некоторые разочарование. - Дело в том, что в других регионах это событие вызвало немалых резонанс, - отмечает Власова. - Например, сотрудники посольства Татарстана в Москве приезжали и на открытие, передав привет спортсменам от президента республики, а потом забирали свою команду в посольство на экскурсию, дарили подарки, купленные на собственные деньги. А пермяков по приезду из столицы встречал мэр города еще в аэропорту.

Еще до отъезда Ольга Власова рассылала пресс-релизы во многие республиканские СМИ с просьбой рассказать о поездке на всемирные соревнования бывших маленьких пациентов, но не откликнулся никто, ровно как никто не встретил в Уфе возвратившихся победителей.

- Зато мы с тремя маленькими уфимцами пришли в онкодиспансер, где ребята рассказали сегодняшним пациентам о своих впечатлениях, - улыбается Ольга Юрьевна. - И я собственными глазами видела, как меняется настроение измученных раком детей, насколько быстро у них растет азарт бороться за жизнь, чтобы потом тоже хвастаться фотографиями со звездами или выигранными медалями.

Диана СУЛТАНАЕВА.

"