Posted 11 февраля 2007,, 17:42

Published 11 февраля 2007,, 17:42

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Как горный орел. Полет для дельтапланериста – образ жизни

11 февраля 2007, 17:42
Летом 2006 года башкирские дельтапланеристы тихо и скромно стали чемпионами России в командном зачете. Соревнования проходили на Алтае в сложных погодных условиях, летать приходилось на высоте 4500 метров над уровнем моря и бороться с грозовым фронтом и дождевыми облаками, спустившимися на высокогорье. Однако спортсмены сумели опередить москвичей, занявших второе место и читинцев, получивших бронзу, хотя соперники были оснащены не в пример лучше. За команду республики выступали мелеузовец Владимир Мысенко, занимающийся в клубе «Гефест» Калининского района столицы Башкирии Азат Масалимов и два представителя УГАТУ Тимур Атангулов и Вадим Саитов.С одним из чемпионов, Тимуром Атангуловым удалось встретиться корреспонденту «МКС».

- Мы летели пять часов, преодолели путь в 140 км, - рассказывает победитель. - До финиша "дошли" пять человек из тридцати, в том числе и я. Устал страшно.

По словам Атангулова, орлы часто сопровождают полет дельтапланериста и даже пытаются общаться с пилотом.

Что заставляет человека раз за разом подниматься в небо и соперничать с птицами?

Первый раз Тимур взлетел 20 лет назад, но до сих пор помнит красоту, которая раскинулась под ним.

- Для меня – это не спорт, полет - это стиль и образ жизни, - утверждает Тимур.

Интересно, что лучший дельтапланерист… боится высоты.

- Смотрю с опаской с балкона восьмого этажа, - откровенничает Атангулов. – Но летать совершенно не страшно, потому что полет проходит полностью под контролем человека.

По мнению чемпиона, дельтаплан не идет ни в какое сравнение с парением прыжка с парашютом.

- Парашютный спорт - это падение, а не полет, - объясняет он.

Не видит спортсмен интереса и в полете на параплане. Оказывается, парапланы в последнее время получили большое распространение, они просты в управлении, а потому стали массовыми летальными аппаратами.

- Дельтаплан – динамичнее и управлять им сложнее, соответственно больше драйва получаешь.

По словам Тимура, когда паришь над землей, не думаешь ни о чем, кроме того, как набрать максимальную высоту и преодолеть большее расстояние.

- Ощущения приходят задним числом, когда с друзьями обсуждаем полеты. В голове проигрываешь некоторые моменты и думаешь: "Здорово же!"

- Наверное, дельтапланеризмом занимаются только экстремалы…

- Не согласен. Экстрима будет столько, сколько ты сам захочешь. Можно, конечно, летать экстремально, есть дисциплины даже такие, как аэробатика, фигуры высшего пилотажа, но это красивое и опасное шоу. Если говорить о нас, то мы развиваем парящий полет. Стараемся находиться в воздухе с помощью восходящих потоков столько, сколько захотим.

Кроме рискованного спорта под названием аэробатика, за границей развит и спидглайдинг – скоростной спуск. Пилоты соревнуются между собой на минимальной высоте и большой скорости.

Однако Тимур считает, что это рискованное действо в нашей стране не приживется.

- Это направление требует зрителей и высоких гор. У нас эти компонента несовместимы, где есть горы – нет публики, и наоборот. А если смотреть на полеты некому, то и спортсменам соревноваться неинтересно.

Увлечение дельтапланеризмом – не дешевое удовольствие. Отечественное снаряжение стоит около 2 тысяч евро, а импортное – намного дороже. Что уж говорить о самих летательных аппаратах. Но Тимур считает, что главное – мастерство и сноровка.

Например, на всероссийских соревнованиях башкирские спортсмены, в отличие от москвичей, выступали на устаревших типах дельтапланов, а все равно получили золото.

Как утверждает Тимур, самые красивые места с высоты птичьего полета в Горном Алтае. В Башкирии можно любоваться горами в Аскарово.

Зимой дельтапланеристы поднимаются в воздух близ столицы Башкирии, у деревень Подымалово, Гуровки, поселка имени 8 Марта. Однако больше пяти минут не летают – холодно, да и погода не предсказуемая. По словам Тимура, опасаться дельтапланеристу нечего, потому что у каждого в снаряжении – запасной парашют.

- Хороший уровень подготовки и знаний - залог нормального полета, - говорит спортсмен. – А все аварии обычно происходят при контакте с землей, когда пилот не представляет как правильно приземлиться.

- Лучшее время для обучения новичков, - оправдывает зимнее время Атангулов. - И падать мягко, и не грязно.

Летом пилоты отправляются на озера Аслыкуль, Кандрыкуль, в горы Шиханы.

- Что вы посоветуешь тем, кто хочет начать летать?

- Не надо пытаться сломать шею самостоятельно. Учитесь у профессионалов.

Альфия ИЛЬЯСОВА.

"