Posted 10 февраля 2014,, 18:19

Published 10 февраля 2014,, 18:19

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Специалисты международного аэропорта «Уфа» встречают гостей Олимпиады

10 февраля 2014, 18:19
XXII Зимние Олимпийские игры по праву претендуют на то, чтобы стать одним из самых ярких событий в спортивной истории России. В числе тех, кому посчастливилось своими глазами увидеть олимпийскую сказку, и 17 сотрудников международного аэропорта «Уфа». Это агенты по обслуживанию пассажиров, механики, техники, супервайзеры. Доверие, оказанное оргкомитетом игр уфимским специалистам, — лучшее свидетельство их профессионализма.
Изо льда да вовремя


— О возможной поездке в Сочи узнал еще в августе, а в декабре пришло подтверждение, — рассказывает специалист по организации наземного обслуживания воздушных судов в аэропорту Уфы Наиль Ишмухаметов. — Согласие дал не раздумывая: такая возможность выпадает раз в жизни. Волнение, конечно, было, но потом успокоился: опыта у меня достаточно. Если подходить к делу ответственно, то и техника не подведет.

43-летний специалист трудится в авиационной отрасли почти четверть века. Наиль Ишмухаметов или его коллеги — первые уфимцы, кого пассажиры прибывающих лайнеров видят в иллюминатор на взлетной полосе.

В особо морозные дни один только взгляд на специалистов аэропорта невольно заставляет поежиться сидящих в теплом салоне самолета: попробуйте-ка в стужу провести 12 часов на летном поле.

— Ночные смены даются особенно трудно, — признается Наиль Хуббулович. — А ведь большинство рейсов прибывает в Уфу именно в это время суток. Самолет стоит в аэропорту час-полтора, и все это время мы должны неотлучно находиться на полосе, контролируя работу по предполетной подготовке.

Восемь лет Наиль Хуббулович занимается наземным обслуживанием и противообледенительной обработкой воздушных судов, что подтверждает специальный сертификат.

— Работаем со всеми видами самолетов, прибывающих в уфимский воздушный порт, среди них и «Боинги», и «Суперджеты», — отмечает Ишмухаметов. — Заруливаем машину на стоянку, осматриваем — нет ли повреждений или дефектов, контролируем заправку топлива, проверяем герметичность люков, а перед вылетом буксируем судно на старт.

Осенью и зимой работы специалистам прибавляется: необходимо обрабатывать самолеты специальной антиобледенительной жидкостью или удалять наледь. По словам специалиста, ледяная корка влияет на аэродинамические характеристики: уменьшается подъемная сила, теряется обтекаемость машины. Особенно уязвимы крыло и хвостовое оперение самолета.

— Решение о том, нужна ли воздушному судну защита от обледенения, принимают два человека: я и командир экипажа, — объясняет Наиль Хуббулович. — Слово каждого из нас может стать решающим. Бывает, небольшие авиакомпании стараются избежать дорогостоящей процедуры, и мне приходится проявлять настойчивость, ведь на кону человеческие жизни: и пассажиров, и экипажа. Если помните, в 2012 году под Тюменью случилась авиакатастрофа — самолет разбился, потому что не провели противообледенительную обработку. Но в уфимском аэропорту такое невозможно. Так что ответственность на нас огромная.


По всей форме


Это сейчас Наиль Ишмухаметов — один из профессиональных сотрудников уфимского аэропорта: например, в прошлом году он завоевал «серебро» в конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии». А когда-то деревенский парень из Зианчуринского района Башкирии и не предполагал, что жизнь его будет связана с авиацией. Хотел выучиться на тракториста или поступить в сельхозинститут, однако судьба распорядилась иначе. В Троицкое авиационно-техническое училище в Челябинской области Наиль отправился поступать за компанию с другом.

— Ни о какой романтике тогда не думали: когда подавал документы, знал, что будущая работа будет нелегкой. К нам в школу приходили ребята постарше, поступившие в училище, и дело решила курсантская форма: уж очень она была красивая, — улыбается Наиль Хуббулович.

Вступительные испытания прошел успешно. Тогда-то и проявился характер парня. Жили курсанты в казармах, дух там царил самый что ни на есть армейский.

— Я там звание офицера запаса получил, — рассказывает г-н Ишмухаметов. — Но многие ребята не выдерживали ежедневной «муштры» и бросали учебу в первые полгода.

Наиль тоже сомневался, стоит ли оставаться. Решил: дотяну до Нового года, а там видно будет. А потом вдруг оказалось, что авиация — занятие очень увлекательное, профессия его захватила.

— Интересно, что пошел я в училище за другом, и вся моя жизнь связана с авиацией, а приятель милиционером стал, — смеется Наиль Хуббулович.


В полевых условиях


Наверное, каждый, кто решил связать свою жизнь с авиацией, мечтал однажды сесть за штурвал. Вот и Наиль Ишмухаметов подумывал о том, чтобы стать летчиком. Не получилось — здоровье не позволило.

В 1990 году после получения диплома молодой специалист должен был уехать работать в Новосибирск, но распределился в Уфу. Выбор сделал осознанно: в башкирской столице вчерашнего курсанта ждала любимая девушка Светлана, которая училась в мединституте. Через год молодые люди поженились, родилась дочь Гузель, потом сын Марат. Наиль часто отправлялся в длительные командировки: супруга на месяц-полтора оставалась одна с маленькими детьми.

— На Ан-2 — знаменитых «кукурузниках» — мы летали не только по Башкирии, а работали в Ставрополье, Одессе, — рассказывает Наиль. — Занимались авиахимработами — защищали посевы от вредителей. Экипаж — пилот и я. Моя задача — следить за исправностью машины. Порой по полтора месяца дома не был, очень скучал.

Поэтому в 2000 году он перевелся в ангар аэропорта, где занялся техническим сопровождением самолетов.

— Это так называемая регламентная работа, когда воздушное судно разбирается почти полностью, осматривается и собирается, — поясняет он. — Все равно, что ТО у автомобилей.

А через шесть лет обучился заниматься наземным обслуживанием и противообледенительной обработкой воздушных судов. Наиль Ишмухаметов отвечает за работу заправщиков, водителей, грузчиков, координируя их действия.

— В нашей профессии очень важна хорошая команда, — делится Наиль Хуббулович. — С некоторыми коллегами трудимся бок о бок уже 24 года, знаем, чего ждать друг от друга. В работе ярко проявляется характер человека: видно, кто как относится к делу. Если народу много, то ответственность рассеивается, а у нас коллектив небольшой, дружный, все вопросы решаем сообща.

Специалисты по наземному обслуживанию работают посменно, потому выходные сотрудников аэропорта редко совпадают с праздничными или выходными днями. Когда это происходит, семья проводит время на природе, работает на дачном участке. Сегодня дочь Ишмухаметовых Гузель учится в вузе на журналиста, а сын Марат ходит в школу и всерьез увлекается картингом.

Интересно, что семья Наиля Хуббуловича, для которого в устройстве самолетов нет ничего секретного, услугами авиакомпаний пользуется очень редко: жена Светлана трудится педиатром в поликлинике, и отпуска супругов не совпадают, потому заграничные путешествия они заменяют поездками в родной район.

Командировка в Сочи стала первой серьезной рабочей поездкой Ишмухаметова за последние десять лет.


Первым делом - самолеты


В эти дни в олимпийском Сочи уфимские специалисты работают в одной команде с коллегами из Москвы и Екатеринбурга. Командировка уфимского специалиста продлится до марта. Вместе с Наилем Ишмухаметовым поддерживать престиж уфимской авиации в Сочи отправился и его коллега Юрий Янтурин. И знания уфимцев в столице Олимпиады очень пригодились, ведь у сочинцев опыт борьбы с наледью небольшой: субтропики и плюсовая температура.

— Если вы думаете, что главная проблема при борьбе с обледенением — морозы, то ошибаетесь, — отмечает Наиль Хуббулович. — Куда хуже снег, дождь, изморозь и иней.

В Уфе с сотрудниками аэропорта провели инструктаж по технике безопасности, правилам оказания первой медицинской помощи, а уже в Сочи их ожидало знакомство с инфраструктурой аэровокзала и стажировка.

— У нас регламентная работа, — продолжает специалист. — Существует концепция чистого воздушного судна, а наша задача — ее придерживаться. Волнений особых нет: дело свое мы знаем, работаем на привычной технике: резервная машина по противообледенительной обработке воздушных судов была отправлена из столицы Башкортостана в столицу Олимпиады в специальном трейлере.

Живут специалисты из Уфы в общежитии возле аэропорта. В дни Олимпийских игр в Сочи ежедневно прибывает в среднем по 60 рейсов, а после завершения Олимпиады, 24 февраля, в небо над городом должны подняться около 120 лайнеров. Для сравнения, международный аэропорт Уфы ежедневно обслуживает 40-50 рейсов.

Работа — работой, но главное на Олимпиаде — это спортивные состязания и особая праздничная атмосфера.

— Как все узнали, что я еду в Сочи, ко мне обратились земляки — учителя Зианчуринского района. Просили привезти флажки, плакаты, сувениры с символикой Игр: будут оформлять в школе стенд. А друзьям и коллегам обещал привезти по магнитику, — рассказывает Наиль.

Руководство аэропорта сделало своим сотрудникам подарок: в свободное от работы время они смогут посетить олимпийские соревнования.

— Сообщение с номером для получения билетов уже пришло, — делится радостью г-н Ишмухаметов. — Хотелось бы посмотреть вживую хоккей, биатлон. Интересно было бы также увидеть лыжников, бобслей, прыжки с трамплина. Я и фотоаппарат с собой взял, и спортивный костюм. Сам по молодости увлекался боксом, лыжами, коньками. Буду болеть за Антона Шипулина, Евгения Устюгова и Дмитрия Васильева — его брат работает у нас оператором заправки, а сам Дима, по оценкам тренеров, из башкирских спортсменов самый реальный претендент на золотые медали в дисциплине по прыжкам с трамплина.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"