Posted 9 сентября 2008,, 17:37

Published 9 сентября 2008,, 17:37

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

Башкирские трейсеры опровергают закон всемирного тяготения

9 сентября 2008, 17:37
Этих ребят препятствиями не запугаешь, наоборот – они их везде ищут. Преодолеть забор, стену или спрыгнуть с большой высоты для них проще простого. Трейсеры – так называют этих молодых людей – занимаются паркуром. Это молодежное движение в Башкирии успешно существует уже три года. О нем с корреспондентом «МКС» беседуют двое опытных уфимских трейсеров - Сергей «IIITPUX» Шаймуратов и Ренат «Fletch» Аглетдинов.

Тарзаны мегаполиса

– Определенно, паркур – это не спорт – здесь нет соревнования, но и не экстрим – мы ничем не рискуем, – размышляет Ренат. – Паркур – сложное явление, но если говорить коротко, то это искусство преодоления препятствий, причем не только физических, но жизненных.

- Откуда вы узнали о паркуре?

– Еще давным-давно я смотрел фильм «Ямакаси», – вспоминает Сергей. – Там люди бегали, прыгали. Позже, я увидел по каналу «Дискавери» программу, где говорилось о паркуре, объяснялось, что это такое и зачем нужно. Рассказывал все это Себастьян Фука – один из основателей движения, стоявший с Дэвидом Беллем у истоков. В общем, после этой передачи я и решил заняться паркуром. Потом ко мне присоединился Ренат.

– Фука – это тот человек, кто организовал известную всем команду «Ямакаси», – поясняет Ренат. – После появления фильма народ так и называет нас «трейсерами».

– Паркур, как и восточные единоборства, тоже имеет свою философию?

– Безусловно, у паркура есть своя философская основа, – вступает в разговор Сергей. – Она отрицает соревнование, показуху. Можно сказать, что он разрабатывался, как метод поведения в экстремальных ситуациях, и, в первую очередь, в помощь человеку.

– Действительно, у паркура много общего с боевыми искусствами, – продолжает Ренат. – И там и здесь дисциплины должны использоваться только во благо.

Тренируясь, совершенствуя свои навыки, мы постоянно сталкиваемся со страхами: высоты, падения, страхом недопрыгнуть.

Умение концентрироваться и совладать со страхом очень помогает в жизни. Мы живем в мирных условиях, потому используем свои навыки для благих целей. В Москве был случай, когда несколько трейсеров помогли старушке. Ее дверь захлопнулась, и она не могла попасть в квартиру. Трейсеры по балконам и карнизам сумели проникнуть в квартиру и открыть дверь. И это не единичный случай. Удивительно, но часто к нам подходят старенькие бабушки и хвалят нас за мастерство. А прохожие иногда пытаются нас учить, как лучше сделать тот или иной элемент. Как-то на нас долго смотрел мужчина в военной форме, потом подошел и грустно сказал, что тоже так раньше умел. Женщина, долго наблюдая за нами, сказала, что хочет привести к нам своих детей, чтобы они научились паркуру.

– Не последнюю роль играет и психологическая помощь, – отмечает Сергей. – Паркур тренирует не только тело человека, но и дух. Основная мысль паркура заключается в том, что нет границ, есть только препятствия. А любое препятствие можно преодолеть. И я знаю многих людей, которым паркур помог выбраться из сложных жизненных ситуаций, не позволил морально сломаться.

– А с какого возраста лучше начинать тренировки?

– Лучше не раньше 16-ти лет, когда организм уже сформировался и подготовлен к большим физическим нагрузкам, – советует Ренат.

– А верхней планки, как таковой нет, - добавляет Сергей. - Стать трейсером можно в любом возрасте. Много случаев, когда в паркур приходят солидные люди.

– А сами вы давно занимаетесь?

– По российским меркам – давно, более четырех лет, – говорят ребята. – В Европе опытными трейсерами считаются те, кто занимается около семи лет. Получается, что мы для Европы новички. Да что мы! В Москве, Екатеринбурге или Владивостоке трейсеры появились около пяти лет назад, так они тоже молоды по европейским меркам!

Прыгать - везде

- Паркур существует в Башкирии не так уж давно. Но, наверное, уже есть какие-нибудь команды, клубы?

- Существует Ассоциация трейсеров Башкортостана, - говорит Сергей. - В нее входит довольно большое количество трейсеров со всей республики. Прошлым летом во многих уголках республики появились трейсеры. Мы общаемся, обмениваемся знаниями, помогаем друг другу. Довольно часто они приезжают к нам. А на команды мы не делимся. Паркур всех объединяет, это что-то вроде своеобразного братства. Когда мы, например, все вместе стоим на крыше, «дух паркура» нас очень объединяет. Развиваясь, мы встречаемся с одинаковыми страхами, и совместно нам намного легче его преодолеть.

- Большое количество людей заинтересовались паркуром в последнее время, - отмечает Ренат. – А все потому, что это вошло в моду. Можно сказать, есть своего рода испытательный срок, где-то год, потом люди сами понимают нужно им это или нет. Не все понимают, чем они хотят заниматься, все видят только внешнюю оболочку. Паркур воспринимается как экстремальный вид городского развлечения или способ показать себя. Мы, конечно, стараемся объяснять суть паркура.

- Лично я отношусь к таким «модникам» резко отрицательно, - говорит Сергей. - Тренировки требуют много сил и времени, и приходить просто ради того, чтобы показать себя, мне кажется, по меньшей мере, глупо, к тому же они отнимают драгоценное тренировочное время, но обычно сразу понятно, зачем человек пришел на тренировку.

– Есть ли у вас собственная система тренировок?

– У каждого трейсера есть своя, личная система. Бывает, перед сном обдумываю, что завтра нужно сделать, – говорит Сергей.

– Новичкам стараемся как-то помочь, даем какую-то базу, объясняем, с чего лучше начать и где тренироваться, – продолжает Ренат. – Потом, они уже сами решают, как им развиваться дальше.

- Для вас город - одна большая тренировочная площадка. А когда вы смотрите на здание, возникает ли желание спрыгнуть с него?

- И здание, и парапет, и столб, любое городской рельеф - все это пригодно для выполнения различных элементов, - говорит Ренат. - Мы видим мир совершенно по-другому, замечаем новые места, уже предполагая, что тут я сделаю это, тут - то, а до этого я пока не дорос.

Мы прыгаем везде, но больше всего нравится в центре, потому что здесь много интересных мест.

- Преодолеть преграду вам сложнее физически или психологически?

– Безусловно, психологическая сторона дается труднее, – говорит Ренат.

– Когда ты хорошо подготовлен физически и точно знаешь, на что способен, а за что браться тебе пока рановато – не страшно, – отвечает Сергей. – Опасно, когда человек без опыта считает, что может сделать все. Такая самонадеянность оборачивается, в лучшем случае, переломами, в худшем - летальным исходом.

– Здесь действительно торопиться не стоит, – продолжает Ренат. – К препятствиям мы подходим постепенно: когда готовы физически, переходим к борьбе со страхом.

– Как отнеслись к вашему увлечению родители?

– По началу они не понимали нас, боялись, что можем получить травму. Теперь же они понимают, что мы не собираемся себя калечить и подходим к своим занятиям серьезно, с умом.

Элеонора БЕНЗАРЬ.

"