Posted 9 июня 2009,, 14:38

Published 9 июня 2009,, 14:38

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Partisanская война. Самоделкины бросают вызов бездорожью

9 июня 2009, 14:38
Уфимские «Партизаны» объявили войну бездорожью. В Уфе в минувшие выходные стартовали гонки на джипах. Более 30 экипажей из Башкортостана и ближайших регионов будут биться за кубок клуба PARTISAN. Планируется проведение пяти этапов соревнования: с мая по октябрь. Дебютная гонка прошла в Затоне, она была двухдневной: в первый день участники состязались в проходимости своих автомобилей на песчаном карьере, во второй – выявляли, чьи машины проходимее в болоте.

Джиперские гонки как явление зародились в столице Башкирии еще лет 5 тому назад. Но тогда это было увлечение небольшого числа посвященных. Максимум подготовки машины к преодолению бездорожья заключался в установке грязевой резины и увеличению клиренса. Лишь в прошлом году в нашем городе появились первые «котлеты» - так называют самодельные машины, изготовленные руками российских Кулибиных специально для грязевых гонок. Такие машины внешне выглядят как монстры на огромных колесах.

Среди других особых примет – увеличенный дорожный просвет, усиленная ходовая, мощный двигатель и максимально облегченный вес; машина не должна иметь «свесов» - чтобы без проблем преодолевать крутые подъемы и спуски. В этом году на состязания «Партизан» приехали уже шесть «котлет» пять уфимцев и один экипаж из Давлеканово (для справедливости надо отметить, что в его постройке отчасти участвовали и уфимские мастера по подготовке авто к офф-роуд).

За полчаса до начала состязаний участники гонки выстроились для предстартового техосмотра на площадке по пути в Затон.

Пока гонщики проверяли свои машины на готовность в предстоящей битве, зеваки фотографировались на фоне специально подготовленных УАЗов, «Нив», «Лэнд-Круйзеров» и «Лэнд-Роверов» и спорили между собой: какая машина проходимее? Джиперы к подобного рода вопросам уже привыкли: дать верный ответ практически невозможно – в любой конкретной ситуации важны не только технические возможности автомобиля, но и умелые действия водителя и штурмана. Кто победит – порой решает только случай. Чемпион прошлого года в Уральском регионе – автомобиль «Вишенка», построенный Константином Павлуткиным и Рустемом Набиуллиным на базе «Нивы», а вся ходовая часть «котлеты»– от военного УАЗа. Вот и попробуй определи – какая из этих машин круче-то? Еще одна «котлета» - помесь УАЗа и «Лэнд Крузера». Третья – вообще нонсенс и любимица публики – кузов «Запорожца» на колесах от трактора и с двигателем «Тойоты». Андрей Уйманов и Андрей Бусыгин, например, пошли своим путем: взяли УАЗик, оставили только раму и двигатель, а кузов сварили из металлических труб и приклепали к нему листы алюминия – получился легкий авто, наподобие Багги.

Каждый гонщик уверен, что именно его техническое решение подготовки автомобиля к преодолению бездорожья – самое верное. Но жизнь показывает: сделать лучший автомобиль – практически нереально.

Каждая новая гонка выявляет свои «болячки» и проблемные места автомобиля. Остановить процесс доработки машины «к грязи» практически нереально – это болезнь навсегда. Сами джиперы с удовольствием шутят над своим увлечением. Говорят, работаем только на свое хобби. Все свободное время проводят в гараже. Заработанные в перерывах между гонками деньги уходят на покупку различных аксессуаров к машине: лебедка, навигатор, хай-джек, шноркель – это не ругательства. Это лишь малая часть необходимых для подвигов в грязи деталей джипа.

Среди участников гонки – мужчины разных возрастов и профессий. Врачи и юристы, владельцы автосервисов (говорят, что любой джипер рано или поздно открывает свой сервис – просто чтобы удобнее было ремонтировать свою машину) и программисты, работники банков и даже таксисты. Не важно, кто ты. В грязевых гонках – своя атмосфера, свои шутки и свой дух. Адреналин оттого, что на машине ты проезжаешь там, где другие проехать не могут, трудности, которые преодолеваешь и чувствуешь себя Шумахером – объединяют этих людей.

Первая гонка первого этапа кубка «Партизан» проходила на песчаном карьере. Участникам было необходимо на время - как можно быстрее - проехать два круга по маршруту, намеченному организаторами. Вроде бы ничего особенного – но песочная покатушка - очень зрелищна и интересна. По словам Андрея Дубакина, главного организатора состязания, цель этапа – показать горожанам, что такое гонки на джипах. Поэтому и проходит в Затоне: чтобы желающие могли увидеть все своими глазами. Посмотреть на соревнования пришли человек двести, и даже милиционеры, которые подъехали к организаторам с целью поинтересоваться: «Кто разрешил?» в итоге остались наблюдать за ходом гонки. Тяжелые джипы летали как ласточки на виражах, а на трамплинах УАЗы прыгали как лягушки – с отрывом всех четырех колес. К счастью, никто не сломался.

Второй день гонки – болота под поселком Алкино. На джиперское счастье, прошел еще и дождь. А чем сложнее – тем веселее. Организаторы придумали новый формат гонки: три круга по проложенной среди разных участков бездорожья трассе - болота, крутые спуски и овраги, речки вброд. С каждым кругом дорога – если ее можно назвать так – становилась лишь труднее: колея все глубже.

Пришлось джиперам попотеть. В ход пошли «якоря» - специальные приспособления, которые забиваются в землю и только при их помощи машина с лебедкой может выбраться из трясины, когда свои колеса уже не везут, а только зарывают ее все глубже в мягкую почву. Главная интрига соревнований – как всегда прикована к «котлетам»: уж больно необычно они выглядят. Так кто победит? Чемпион прошлого «Вишенка» едет первой и к помощи лебедки даже не прибегает ни разу. Зеваки в шоке. Но вдруг машина ломается уже на первом круге – вылетает задний мост. Среди претендентов на победу – две «котлеты» самого клуба «Партизан»: за рулем опытнейшие гонщики, участвовавшие в самом большом трофи-рейде страны на Ладоге. Но их обгоняет самоделка Уйманова-Бусыгина с кокетливо нарисованными ресничками на фарах, и экипаж из Давлеканово, на машине, которая больше похожа на танк, но с колесами вместо гусениц. Лже-Запорожец с этапа тоже сходит: у него греются ступицы из-за слишком тяжелых тракторных колес и из-за этого он просто утопает в болоте. В результате, пять уфимцев проигрывают машине, сделанной в сельском гараже. Обидно – но впереди еще четыре этапа. И есть все шансы отыграться.

Любопытно, что в этом году в Башкортостане параллельно пройдут сразу два крупных джиперских состязания: кубок клуба «Партизан» и второй чемпионат республики по трофи-рейдам. Возможно, гонщикам будет сложно участвовать сразу в двух крупных состязаниях (после каждой гонки авто ломаются и их надо ремонтировать) и джиперам придется делать выбор, победа в каком из кубков будет почетнее. Но интересен сам факт развития этого вида автомобильного спорта. Сейчас по темпам он опережает любой другой автоспорт. А вот что из этого получится? Поживем – увидим.

Руслан РАХИМОВ.

"