Posted 7 июля 2013,, 13:44

Published 7 июля 2013,, 13:44

Modified 10 ноября 2022,, 18:50

Updated 10 ноября 2022,, 18:50

Универсиада в Казани стала тренировкой для команды башкирских автотранспортников

7 июля 2013, 13:44
В субботу в Казани стартовали XXVII Всемирные студенческие игры. Две недели спортсмены из 170 стран будут соревноваться в 27 летних видах спорта. На игры съехались более тринадцати тысяч участников, не считая технического и обслуживающего персонала. Из Башкирии на международные состязания отправились 9 спортсменов, 20 судей, 100 волонтеров, 50 полицейских, а также 30 опытных водителей главного башкирского автоперевозчика ГУП «Башавтотранс». Вместе с колонной современных пассажирских машин в Казань поехал и наш корреспондент.

Организаторы игр, готовясь к крупному международному форуму, затребовали у соседних регионов пассажирские машины европейского класса, соответствующие международным стандартам комфортабельности и оснащенные экологически чистыми двигателями «Евро-5» для перевозки спортсменов. В других регионах не существует подобного автотранспорта, а ГУП «Башавтотранс» сумел помочь соседям, выделив сразу 15 автобусов одной марки «НефАЗ», подаренные предприятию правительством Башкирии в 2011 году.

Ведь обязательными условиями для автобусного парка, который должен был работать в Казани, стало не только люксовый класс машин, но и единая модель пассажирских транспортных средств. Все автобусы нефтекамского автозавода, которые эксплуатирует главный автоперевозчик Башкирии, имеют современное оборудование и отвечают всем необходимым международным нормам и правилам.

Кроме того, еще одним требованием организаторов стало наличие водителей, хорошо ориентирующихся в столице Татарии. А так как между Уфой и Казанью ежедневно курсируют маршруты ГУП «Башавтотранс», проблем с формированием команды водителей, отлично знающих географию столицы нынешней Универсиады, не было. Но в автопредприятии посчитали необходимым отправить в ответственную командировку только тех шоферов, которые кроме отличных профессиональных данных имеют безупречную репутацию.

- Нам нужно соответствовать уровню проводимого мероприятия, - говорит замгендиректора «Башавтотранса» Сергей Паскин. – Поэтому в Казань отправились только те водители, которые не имеют административных и дисциплинарных взысканий.

Обслуживать спортсменов-иностранцев в Казани будет «сборная» драйверов из государственных автопредприятий со всей Башкирии. В состав шоферской команды вошли водители из Уфы, Стерлитамака, Дюртюлей, Нефтекамска, Бирска, Белебея и Мелеуза.

- Обслуживание Универсиады будет вестись почти в круглосуточном режиме, поэтому на каждый автобус предусмотрены по два водителя: таковы требования безопасности, - объясняет начальник отдела междугородних перевозок «Башавтотранса» Альбина Кравченко. - В противном случае бортовой тахограф, которыми оборудованы все наши автобусы, просто не даст уставшему водителю переработать восьмичасовую смену. Соблюдение режима труда шоферов – обязательное требование для обеспечения безопасности.

Кто-то из башкирских водителей сегодня подвозит спортсменов к стадионам, а кто-то работает в режиме «шатла» от гостиниц до аэропорта и других спортивных объектов.

- У «Башавтотранса» уже есть опыт работы на крупных спортивных состязаниях, - продолжает Сергей Паскин. - Автобусы госперевозчика обслуживали в Уфе спортивные команды мирового молодежного хоккейного первенства и международных детских игр.

Каждый башкирский автобус по прибытию в Казань получил комплект дополнительного оборудования – спутниковый трекер и навигатор, а все машины украсил фирменный стиль Универсиады. Водители также получили фирменную одежду.

- Мы видим самые жесткие мировое стандарты крупных мероприятий, - говорит замгендиректора «Башавтотранса» Сергей Паскин. – И мы готовы соответствовать.

Колонна башкирских автобусов прибыла на старый казанский ипподром, который на дни соревнований стал временным автобусным парком. Место, где на время Универсиады расположились республиканские пассажирские машины, похожа на воинскую часть: периметр из высокого сетчатого забора, а через каждые десять метров часовые и кинологи. При въезде – передвижные рентгены таможенной службы, все подозрительные машины просвечиваются, водителей обыскивают и проверяют личные вещи, даже напитки в прозрачных бутылках.

Поднявшийся из ближайшего палисадника вертолет внутренних войск обдает колонну автобусов легким песчаным вихрем. Осмотрев прибывших с воздуха, винтокрылая машина приземляется за забором.

- Я обслуживал десятки разных мероприятий: правительственных, спортивных, международных, но такой сложной системы безопасности никогда не видел, - говорит водитель из уфимского ПАТП № 3 Рафаил Камалов. – Наверное, времена сильно изменились и требования стали жестче, так что приходится с этим считаться.

- Все было, и иностранных спортсменов возили, и полный автобус губернаторов в Башкирии на Госсовете в 2007 году был, но здешние меры безопасности просто поражают, - поддерживает коллегу Юрий Кулагин. – Я думаю нам нужно быть готовыми, что подобное увидим в 2015 году в Уфе, когда к нам съедутся лидеры многих стран.

Башкирских водителей поселили в общежитии танкового училища, обеспечив всем необходимым и питанием.

Как выяснилось, и сама столица Татарии в эти дни живет по-новому: грузовому транспорту въезд в город закрыт, а транзитные междугородние автобусы не имеют права останавливаться на улицах города. Входы во все вокзалы города и станции метро предваряют зоны личного досмотра и рентген-камеры для багажа.

Впрочем, туристы к этому относятся спокойно, чего не скажешь об автолюбителях.

Задолго до старта состязаний с улиц Казани убрали все личные автомашины с внешними дефектами и просто автохлам из дворов и с обочин. За скол на стекле или помятое крыло авто отвозят на бесплатную парковку за городом, и до 17 июля забрать свою «ласточку» невозможно. Поражает идеальное соблюдение правил дорожного движения.

- Вот посмотрите, три полосы слева битком забиты, а автобусная полоса – идеально чистая, - говорит Юрий Кулагин, кивая на полосу маркированную буквой «А». – Еще полгода назад Казань была краем диких водителей: здесь особо не церемонились ни с разметкой, ни запрещающим сигналом светофора, ни с автобусными полосами. Поверьте, мы многие годы водим автобусы между двумя республиками и знаем здешние нравы. А сейчас даже намека на безалаберность нет, все очень строго, позволишь себе лишнего – и положишь на стол права.

Словно в подтверждение слов Юрия, машину, сопровождавшую колонну «Башавтотранса» и двигающуюся по «выделенке», взмахом жезла остановил постовой. Но, увидев, что вслед за легковушкой затормозила вереница из пятнадцати автобусов, и, поняв в чем дело, гаишник замахал рукой, показывая, что претензий не имеет.

Все нарушения водителей гаишники снимают на видео, и такие «съемочные группы» располагаются через каждые сто метров. Говорят, что в эти дни казанские мировые судьи работают почти в круглосуточном режиме, лишая прав водителей и налагая штрафы благодаря таким записям.

- Работают по принципу «у нас все записано», - усмехается Рафаил Камалов.

А вместе с водителями стали дисциплинированными и пешеходы, а по городу ходят слухи, что за переход улицы в неположенном месте выписывают реальный штраф, а не предостережение.

- К сожалению, по требованию оргкомитета, водителям запрещено просить у спортсменов автографы, - сокрушается Юрий Кулагин. – Так что для нас обслуживание этого международного мероприятия большая наука и все строгости воспринимаем, как должное.

Впрочем, водителям государственного автоперевозчика не привыкать ни к строгой дисциплине, ни к беспрецедентным мерам безопасности, ни к тяжелой работе. Водители «Башавтотранса» не раз вели автобусы в Чечню, перевозя башкирских полицейских и гуманитарную помощь в мятежную республику.

- Тогда вообще приходилось садиться за руль в бронежилетах, - вспоминают они.

Именно автобусы госпредприятия эвакуировали жителей Иглинского района Башкирии, когда в мае 2011 года на военном арсенале в поселке Улу-Теляк начали взрываться снаряды. Да и ежедневные многокилометровые междугородные рейсы за рулем тяжелого автобуса и полсотней пассажиров за спиной не назовешь легким трудом. Так что и с новым заданием представители государственного автопредприятия справятся с честью.

Уже сегодня башкирские водители благодаря знанию улиц татарской столицы не имеют нареканий со стороны транспортного оператора Универсиады – компании «Буревестник». В эти дни автобусы «Башавтотранса» развозят иностранных спортсменов по стадионам и уже 18 июля вернутся домой.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"