Posted 4 апреля 2010,, 20:04

Published 4 апреля 2010,, 20:04

Modified 10 ноября 2022,, 18:59

Updated 10 ноября 2022,, 18:59

В Уфу мотогонщик Николай Красников вернулся шестикратным чемпионом мира

4 апреля 2010, 20:04
В Берлине на стадионе «Хорст Дом» завершился 45-й личный чемпионат мира по мотогонкам на льду. В шестой раз подряд чемпионом мира стал гонщик уфимского спортивного клуба имени Г. Кадырова Николай Красников. Таким образом, он повторил остававшийся недосягаемым в течение 37 лет рекорд Габдрахмана Кадырова, ставшего шестикратным чемпионом мира 11 марта 1973 года в Инцеле (ФРГ). Из девяти финальных этапов нынешнего чемпионата Красников выиграл семь: два в Тольятти, один из двух в Саранске (в другом - упал в финале А), один в Инсбруке (Австрия), два в Ассене (Нидерланды) и один в Берлине (во втором занял второе место).

«Главное – приличный результат»

Чемпионом мира он стал досрочно: за один этап до завершения чемпионата, а всего набрал 211 очков, опередив на 27 очков серебряного призера Даниила Иванова («Мега-Лада», Тольятти). Гонщики России добились на этом чемпионате фантастического успеха: на всех этапах на пьедестал почета поднимались только россияне, а в общем зачете они заняли первые пять мест: бронзу завоевал Дмитрий Хомицевич (Тольятти), четвертое место занял дебютант Игорь Кононов (Стерлитамак), пятое - Виталий Хомицевич (Тольятти). Бронзовый призер чемпионатов мира 2008 и 2009 годов австриец Франц Цорн, выступавший под девизом «В 2010 году цель одна: стать чемпионом мира!», только на четырех этапах из девяти смог пробиться в А-финал, но ему не удалось опередить никого из гонщиков России, и в итоге стал шестым.

Выиграв семь этапов в этом чемпионате, Николай Красников вышел на первое место в мире по общему количеству побед в «гран-при» в гонках на льду. За восемь чемпионатов мира он провел 52 финальные гонки и в 29 одержал победы. Прежний лидер - трехкратный чемпион мира москвич Александр Балашов - выступил в 76 «гран-при» и победил 23 раза.

При этом Николаю Красникову только 25 лет, а легендарный Габдрахман Кадыров в 25 лет стал чемпионом мира в первый раз (в 1966 году). Но в этом возрасте Красников не только повторил рекорд Кадырова, но и установил новые собственные рекорды: в общей сложности он уже 13-кратный чемпион мира, поскольку с 2004 года непрерывно в составе сборной России побеждает в командном чемпионате мира. Соответственно, Красникову принадлежит рекорд по количеству дублей - побед в личном и командном чемпионатах мира, в том числе, по количеству дублей, сделанных подряд (по шесть).

В минувшем сезоне Николай Красников провел 26 гонок. Кроме чемпионатов мира, он выиграл уже в четвертый раз личный чемпионат России (в том числе, полуфинал и четвертьфинал), а также Приз Главы Республики Мордовия и Мемориал Владимира Пазникова, занял вторые места в квалификации чемпионата мира и Кубке Санока (в Польше).

В минувший четверг Николай вернулся в Уфу. В аэропорту его уже ждали журналисты, представители спортклуба и спортивные чиновники.

- Я считаю, что в спорте, как и в жизни, главное – приличный результат. Этапы чемпионата мира проходили так, как мне хотелось, хотя в третьем этапе мною была допущена ошибка, и заработанные очки в Тольятти за первые два этапа были потеряны. Но, несмотря на это, нашлись силы: мы постарались оттолкнуться от этой мысли, забыть обо всем и продолжить гонки, - заявил чемпион.

- В этом году было тяжелее выступать?

- Честно говоря, с каждым годом ответственность становится все больше и больше, и на некоторых этапах у меня было волнение.

- Какая из всех побед принесла наибольшее удовлетворение?

- В Берлине: именно финальный заезд стал для меня самым ярким. А разочаровал финальный заезд в Саранске.

- Как повлиял последний заезд в Суперлиге, когда ты дважды проиграл будущим вице-чемпионам мира?

- Никак. Просто из-за нехватки финансирования я выступал на запасном мотоцикле с «тренировочным» двигателем. На всех соревнованиях я не могу ездить на тех моторах, на которых выступаю на чемпионате мира. Я очень доволен работой своей команды и разделяю свою победу с теми, кто мне помогал. Скажу больше: это не моя победа, а победа моей команды: механиков Марата Куюкова и Марата Ганеева. Гареев даже поехал со мной на финальные соревнования, чтобы помочь добиться поставленной цели. И, конечно, мой папа, который является моим тренером, и всегда со мной на всех соревнованиях.

- 15 побед в «гран-при» за два последних года – это результат произошедших изменений в команде?

- Два года назад я решил, что мне нужно или закончить выступать, или все кардинально изменить. Новая команда – это новая страница в моей спортивной жизни. Кроме того, я заострил внимание на физической подготовке, и не зря.

- Что нужно, чтобы стать чемпионом мира?

- В первую очередь, отличная команда. Двигателями у нас занимается Марат Куюков. Он прекрасно справляется со своей работой, мне приятно смотреть на то, как он все делает. В общей сложности им было подготовлено восемь двигателей, а мною было зашиповано и изъезжено 15 передних колес и девять задних.

«Международная федерация вредит спортсменам»

- Как относится к твоим успехам прежний тренер Владимир Белоногов?

- Лучше это спросить у него самого. На чемпионате мы с ним не общались, а по окончании соревнований радости на его лице заметно не было.

- Есть ли претензии к организации чемпионата?

- Западные судью не объективны к российским спортсменам, предпочтение они всегда отдают европейским гонщикам, пытаясь наказать нас. Очень часто судьи противоречат правилам и самим себе, принимая разные решения по гонщикам в одинаковых ситуациях. Это их не красит. На гран-при Саранска судья исключил меня за падение на первом повороте, но при таком же падении он оставил другого гонщика. На мой вопрос он ответил: «Ты упал и никого не сбил, а он сбил». Видимо, падая на повороте, надо обязательно кого-то сбить, чтобы вернуться на старт. Кроме того, мы были очень недовольны, приехав в Инсбрук. Прекрасный стадион, все вроде бы здорово, но нет льда. Было смешно смотреть на искусственную дорожку с пятью сантиметрами льда, притом, что шип - 28 миллиметров. Ведь за день соревнований, а это шесть серий заездов, изъезживается 15 см льда, а при 12 см финальные заезды будут проходить по бетону. Но организаторы сумели-таки залить нужное количество льда, и мы не достали до бетона.

- Изменился ли спортивный и технический уровень чемпионата? Как повлияли на характеристики двигателя и динамику мотоцикла новые глушители, которые федерация мотоспорта ввела с 2010 года?

- Международной федерации лучше не работать совсем. Мы согласны платить взносы, но пусть они не работают. Все что они делают – это вред. Вводят новые правила и этим вредят. Выставляют новые технические требования – и снова вредят. Видимо, там работают случайные люди, другого объяснения я не знаю.

- В составе участников финала появились новые имена гонщиков. Как оцениваешь их выступление?

- Мне очень понравился Игорь Кононов. У российских гонщиков есть такое понятие, как «посвящение в гран-присты». Объясню, что это значит: когда спортсмен попадает на чемпионат мира и приезжает за границу, то постоянно начинает падать, потому что там совсем другой трек, другой лед, стиль езды. В большинстве случаев так со всеми и бывает, и я тоже прошел через это. Но Игорь Кононов избежал подобных событий: в Инсбруке он сделал правильные выводы и хорошо выступил.

- В этом году на пьедестал поднимались только российские гонщики…

- Австриец Франк Цорн тоже выступал хорошо, но у него были проблемы с техникой, немного недоработаны двигатели. Я доволен тем, что это наш национальный вид спорта. Я горжусь, что в финале ездят русские спортсмены, потому что мы самые сильные. Наша российская лига превосходит все остальные. Ледовые гонки в России – это то же самое, что и суперкросс в Америке.

- Дальше выступать планируешь?

- Я не уверен в завтрашнем дне и не знаю, будет ли еще один сезон. Это зависит не от меня, а от руководства нашего клуба. Если они посчитают актуальным еще тратить на меня средства, то, конечно, буду. Моя техника в этом году изъездилась, мне нужно заменить абсолютно все. Если найдутся средства, я приму участие в одном или двух сезонах.

Представители клуба и министерства молодежной политики, спорта и туризма, присутствующие во время разговора, пообещали сделать все возможное и решить проблемы, однако конкретного ничего не сказали. Директор спортивного клуба имени Г. Кадырова Риф Саитгареев заверил, что победы Красникова клубу нужны, и будут предприняты все усилия, чтобы он смог выступать еще два сезона. А замминистра молодежной политики, спорта и туризма РБ Тимергали Мингазов добавил, что успехи Красникова нужны не только клубу, но и всей республике. Однако сегодня нельзя сказать, что все вопросы решены, но работа в этом направлении идет.

«Под чужим флагом выступать не буду»

- Как за границей относятся к мотоспорту?

- В Берлине, несмотря на то, что шел сильный дождь, стадион был полный, и никто из болельщиков не уходил с соревнований. Но организаторы чемпионата говорят, что не могут интенсивно рекламировать состязания, потому что зрители все равно не увидят местных спортсменов на пьедестале почета. Мол, если б кто-то из иностранцев был на пьедестале, организаторы бы позвали кучу прессы, все сделали красиво. В России же считают так: раз за границей мотоспорт не раскручивают, то и нам это не нужно, ведь русские - чемпионы мира. Зато мы по каким-нибудь «прыжкам в сторону» пятидесятые, но поскольку за границей этот вид спорта развивают, нам тоже надо обращать на него внимание.

- Какие главные проблемы в мотоспорте?

- Финансовая сторона. Есть разговоры, что какие-то спортсмены не смогли на олимпиаде добиться больших результатов, несмотря на вложенные деньги. Ну, значит надо удвоить ставку, выделить еще больше денег. А у нас так делается: если есть результаты, можно и урезать финансирование. Но на самом деле это сильно вредит развитию спорта.

- Получается, наша страна не развита технически?

- Нет, это не так. Наши мотоциклы подготовлены лучше, чем у европейских гонщиков по той причине, что в нашей стране натуральный лед, и мы на нем проводим замечательные тренировочные сборы. В этом году сборы проходили в Новосибирске. За мою историю в спорте, я еще никогда не был на таких организованных сборах. Организаторы соревнований не только выполняли график тренировок, но и после каждой из них предлагали нам кататься еще. Каждый спортсмен, кто приехал не просто болтаться, а работать, обязательно пользовался моментом, пробовал все, настраивал свою технику. Сейчас ко мне обратился Франц Цорн. Он очень хочет приехать к нам на сборы, чтобы попробовать много нового. Он мечтает потренироваться с нашей сборной, настроить свою технику. Франц понимает, что ему нужно набраться опыта для того, чтобы развивать гонки в Австрии. У него есть ученики, которые выступают на его мотоциклах, на которых он ездил в прошлые сезоны. Цорн хочет научиться сначала сам, чтобы потом передать этот опыт ученикам и сохранить наш вид спорта.

- Что должно произойти, чтобы отношение России к мотоспорту улучшилось?

- Иногда меня посещают такие мысли: нужно нам на чемпионате мира один раз сдаться и всем приехать последними. В Европе после этого сразу будет много рекламы, соревнования будут показывать по каналу «Евроспорт», тогда и нам выделят средства. Это заставит всех задуматься. А по-хорошему, видимо, быть не может.

- Согласился бы выступать за другую страну?

- Я патриот, и ни за какие деньги под чужим флагом выступать не буду. Хорошо там, где нас нет.

- Как думаешь, если б ваш вид спорта включили в Олимпийские игры, ситуация бы изменилась?

- Этого не случится. Олимпийские виды спорта включают в себя соревнования людей без использования техники. На Олимпиаде не может быть гонок моторов и конструкторов.

- Отпраздновать победу успел?

- Я не понимаю слова «праздновать». Вчера мы в очень хорошей компании в центральном автоклубе посидели, поговорили о проблемах спорта. Вот это праздник: собраться в кругу друзей, которые были небезразличны ко мне на протяжении всей моей спортивной жизни. Это лучший праздник, посвященный победе в чемпионате мира.

- Кому первому сообщил о победе?

- Честно говоря, я никому не звонил. Все, кто хотел, были в режиме он-лайн и узнали о победе вместе со мной. Огромное спасибо моим родителям за то, что я есть, за то, что они меня вырастили, дали возможность стать спортсменом и прожили со мной спортивную жизнь. Мои победы посвящаются моей дружной семье, родителям, без которых меня бы ни как человека, ни как спортсмена, ни как личности не было бы. Мои победы – это победы нашей семьи.

- Теперь будешь отдыхать?

- Честно говоря, за семь лет я решил взять отпуск на две недели. Я не устал, но мне интересно, как там, в теплых странах. Поеду в Египет с двумя друзьями. Они не имеют отношения к мотоспорту, и я чувствую себя с ними очень комфортно.

Ксения ЛАПТЕВА.

"