Форум «Велореспублика» в Уфе: Велосипед как транспорт - мечта или реальность

Форум «Велореспублика» в Уфе: Велосипед как транспорт - мечта или реальность

31 мая 2019, 17:50ОбществоРазиф АбдуллинPhoto: Разиф Абдуллин / Mkset.ru
В Конгресс-холле прошел первый стратегический образовательный форум «Велореспублика».

Никто не отрицает, что велик – классная штука. Он продлевает жизнь, улучшает экологию города, решает транспортные проблемы. Но пользуются им как транспортом, согласно соцопроса, проведенного ГУП «Башкирдортранспроект», лишь 0,1% жителей Башкирии. Опрос проводили в феврале-марте 2019 года среди 3500 человек (без Уфы).

Даже если учесть предпочтения уфимцев, цифра не сильно будет отличаться от общероссийской. В нашей стране велосипедом как транспортом пользуются 3% граждан, в Германии – 15%. В Альметьевске достигли показателя в 5%.

Как обстоят дела у нас и в Альметьевске

Photo: Mkset.ru

По словам начальника управления по физкультуре и спорту администрации Уфы Сергея Степанова, в городе-миллионнике имеется сеть из 74 км велодорожек. Из них, по данным велоактивиста Станислава Сырыгина, около 10 км велодорожек – обособленные, остальные – «нарисованные» велопешеходные дорожки.

Для сравнения – в Альметьевске с населением в 155 тысяч человек сегодня действует 93 км обособленных велодорожек.

- В последние годы в Уфе обустроили 30 километров велодорожек, в основном в парках, - сказал Сергей Степанов. – На 2019-2021 годы предусмотрено порядка 3 миллионов рублей на обновление велодорог и установку дорожных знаков.

По словам чиновника, в 2015 году был разработан проект развития велоинфраструктуры Уфы, предусматривающий почти 69 км новых велодорог для создания кольцевой сети с объемом строительно-монтажных работ в 473 млн руб. Проект сейчас корректируется, и в 2020 году можно приступить к его реализации, если найдутся деньги.

В Альметьевске деньги нашли. Спонсор «Татнефть» выделила один миллиард на создание велоинфраструктуры, по 250 млн руб в год администрация города «осваивает». Результаты впечатляют: уже сейчас 15% школьников и 6% дошколят регулярно ездят на велосипедах из дома в школы и детсады.

- Альметьевск стал городом, в котором никто не боится отправить ребенка в город на велосипеде, - гордится достижением директор МУП «Городское управление автомобильных дорог» Альберт Халяпов.

Photo: Mkset.ru

В Альметьевске смертность снизилась на 11,6 %. Цель - в 7 % горожан, постоянных пользователей великами, почти достигнута (сейчас 5-6%). Улучшилась экология. Если 5% автомобилистов пересядут на велики, это равноценно посадке 600 гектар леса в черте города.

Раньше в этом татарском городе тоже было плохо с долей населения, пользующейся великами как транспортом, почти ноль процентов. Прорыв случился, как и в Москве, после строительства обособленных велодорог и введения системы байкшеринга, аренды велосипедов.

Велопрокат

Photo:Facebook.com

Если в Москве велик можно взять напрокат на специальных станциях (безлимит – 1200 рублей в год), то в Альметьевске пошли дальше, там сделали прокат велосипедов максимально доступным. Закупили 300 антивандальных великов, без цепей и резиновых шин, и теперь с помощью мобильного приложения можно забронировать один из них в ближайшем для тебя месте города и оставить его в любой точке.

Опасения, что будут красть эти двухколесные машины, не оправдались.

Москва сегодня – первый велосипедный город (250 км велодорог), Альметьевск – на втором месте. За пять лет внедрения в Москве системы велопроката количество пользователей выросло в 55 раз. Но все равно эта система – планово-убыточная.

- Это общественный транспорт, тарифы не меняются который год, - рассказал директор байкшеринга Ярослав Гамзиков, - Прирост выручки идет за счет роста числа пользователей, со временем экономика оператора становится интересной, но окупаются ли инвестиции вряд ли.

По словам Ярослава Гамзикова, включение в этот процесс властей и субсидии обязательны, зато город получает инфраструктуру и контроль за оператором. Всегда можно понять, сколько человек пользуются этим видом общественного транспорта.

Что изменится

Photo: Mkset.ru

Пока, судя по выступлению заместителя председателя госкомтранса Башкирии Азата Калимуллина, изменения будут, но не радикальные.

Азат Калимуллин сообщил, что в госкомитете принято решение о разработке республиканской программы развития инфраструктуры.

- Мы запросили пять городов, и по предварительным данным, по этой программе за 2019-2022 годы будет построено 69 км велодорожек. - сказал Азат Калимуллин. - Это 535 млн руб строительно-монтажных работ.

Велодорожки будут строить в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске и Октябрьском. Программа находится в стадии разработки, уточнил министр.

Начальник главного управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы Олег Байдин сообщил, что сейчас разрабатывается новый генплан города, который последний раз был сделан в 1996 году.

- В новом генплане мы реализуем подход, где на первом месте будут интересы пешеходов и велосипедистов, - сказал он. - На новый генплан понадобится примерно два года.

Photo: Mkset.ru

По словам Олега Байдина, достигнуть цели, чтобы 50 процентов поездок в городе совершались на велосипеде, вполне возможно, это не фантастика. Также будут разработаны новые стандарты благоустройства, сообщил Олег Байдин.

- Мы приступим к работе по восстановлению велодорожек после 12 июня, - сообщил главный спортсмен Уфы Сергей Степанов. Речь идет о нанесении разметки на велопешеходных дорожках.

- А мне пришла идея, и мы ее реализуем - будем раздавать бесплатно в магазинах инструкции для велосипедистов о правилах дорожного движения, - заявил главный госавтоинспектор региона Динар Гильмутдинов. В зале даже раздались хлопки.

- Сегодня наложилось много мероприятий и далеко не все смогли приехать, - поделилась впечатлениями от форума член Общественной палаты Уфы, велоактивист Полина Вишневская. - Но определенные подвижки в развитии велоинфраструктуры нас, судя по всему, все же ожидают.

- Мы собрались здесь не просто так, - подчеркнул министр спорта и молодежной политики Руслан Хабибов. - Форум организован по поручению врио главы республики, и мы доложим ему о результатах обсуждения.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter