Posted 30 ноября 2010,, 20:41

Published 30 ноября 2010,, 20:41

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Семья из Стерлитамака исцелила 15 приемных детей любовью

30 ноября 2010, 20:41
Этот большой дом с прибранными и уютными комнатами в Стерлитамаке знают многие. За 20 лет жилище стало родным гнездом для 18-ти детей семьи Долгих. Все это время здесь не смолкает детский смех. Семейный детский дом Александр Григорьевич и Илиза Адгамовна организовали в 90-м году и вот уже пять лет носят статус приемной семьи. - Не все еще подросли, - говорит хозяйка дома Илиза Адгамовна. – Пятеро ребят - школьники, а все остальные наши дети уже живут отдельно и часто приходят в гости. Мы с мужем поженились в 73-м году. Тогда же на свет появился наш первенец - дочь Елена. Через шесть лет родился Станислав, а в 85-м году – младшенькая Женечка.

Кто, если не мы?

Трое детей – образец семьи для обоих супругов.

- Нас было трое братьев, - рассказывает Александр Григорьевич. – Кстати, наши с Илизой семьи похожи. Матери работали учителями, отцы – фронтовики и одногодки.

- У меня, как и у мужа, тоже было двое братьев, - добавляет супруга. – Поэтому совсем не удивительно, что мы так похожи.

Александр и Илиза познакомились на Всесоюзной комсомольской стройке в Нижнекамске, где работали пионервожатыми в детском лагере.

- Мне еще и 19 лет не исполнилось, а Саше было уже 22, - вспоминает Илиза Адгамовна. – Там мы приглянулись друг другу, а уже потом, когда смена закончилась, начали общаться и в скором времени поженились.

Молодожены были студентами пединститутов, но решили бросить учебу и пойти работать.

- В те годы такое решение не было редкостью, - вспоминает супруга. – Главное, чтобы голова на плечах да умелые руки были. Когда в 1979 году обосновались в Стерлитамаке, жили неплохо: и квартира своя была, и машина, и на море детей возили.

Так и жили в работе и заботах о своей семье. Но в конце 80-х по телевизору все чаще стали показывать, в каких условиях живут сироты в детдомах.

- Нас шокировали передачи о социальном сиротстве, о жутких бытовых условиях, детской дедовщине, царящих в этих учреждениях, - вспоминает мать семейства. – К тому же мы знали, что появляются семейные детские дома.

- Но больше всего пугало даже не это, - добавляет Александр Григорьевич. – Самое страшное, что дети выходили из детского дома совершенно не подготовленными ко взрослой жизни: не знали, как расходовать деньги, приготовить еду или платить по счетам.

Вскоре чета Долгих убедилась в этом на собственном опыте.

- Как только детки попадали в нашу семью, я слышала кучу совершенно наивных вопросов, - вспоминает многодетная мама. – «Почему из чайника льется вода, а не сладкий чай?» или «Почему яйцо внутри жидкое, а не белое и твердое?».

В конце 89-го года семья Долгих обсуждала только один вопрос: быть ли приемной семье.

- Долгих колебаний не было, - признается Илиза Адгамовна. - Мы собрались всей семьей, дети поддержали нашу идею, и мы как-то сразу решили взять приемных детей.

В начале 90-го года супруги пришли в Стерлитамакский дом малютки.

- Мы выдвинули лишь одно условие: чтобы ребенок был круглым сиротой или отказником – боялись, что объявятся родственники, - признается Александр Григорьевич.

- Трудностей и хлопот мы не боялись, поэтому взяли сразу троих, - смеется мать семейства. - В первой группе нам показали мальчишку Марата с хитренькими глазками. Он нам сразу очень понравился.

- А когда он забрался ко мне на колени, окончательно отпали все сомнения, - улыбается глава семьи.

- Затем нам показали девочку Наташу, очень худенькую и диковатую, - вспоминает Илиза Адгамовна. – Когда мы зашли в группу, она отбежала в угол и боязливо оглядывалась. Но после того как я ее к себе подозвала, трехлетняя девчушка бросилась ко мне на шею и чуть не задушила в объятиях. Мои слезы сказали мужу обо всем.

- После этого нас повели знакомиться со Светой, - продолжает Александр Долгих. – Ну, вылитая кукла с белокурыми кудрями и большими голубыми глазами: казалось бы, краше и представить нельзя. Но в уголке на стуле сидела малютка и о чем-то горько плакала, глазки у нее сходились из-за страшного косоглазия. Оказалась, что маленькую Гузель сначала удочерили, а потом вернули обратно.

- Работники Дома малютки уговаривали нас взять Светочку, - говорит Александр Григорьевич. – Но мы понимали, что ее все равно удочерят. А Гузель требовалась операция на глаза. Кто это сделает, если не мы?

«Всехная» мама

Новоиспеченных усыновителей не пугали ни хлопоты с шестью детьми, ни диагнозы троих приемных: у каждого была какая-то болезнь, а у всех - порок сердца.

- Дома наши детки уже готовились: украшали кроватку для самой маленькой - Гузель, готовили игрушки, - вспоминает отец семейства. - Когда мы забирали своих детей из Дома малютки, врачи дали нам три пакетика лекарств, для каждого из малышей – на первые три дня.

- Но едва прошел день или два, я настолько вымоталась со всеми этими графиками приема лекарств и режимами для каждого ребенка, что находилась в смятении. Тогда муж с ненавистью посмотрел на оставшиеся таблетки и одним махом выбросил их в мусорное ведро.

Некоторых детей удалось вылечить даже без хирургического и медикаментозного вмешательства – любовью, заботой и вниманием. Этому удивлялись даже врачи. Например, у маленькой Гузель начало восстанавливаться зрение. Без всякой операции.

- Конечно, потом мы занимались, делали упражнения, ходили к врачу, - вспоминает Илиза Адгамовна. – Родив троих детей, я впервые узнала, как делать уколы, начала разбираться в лекарствах.

Семье Долгих пришлось бороться с врожденным пороком сердца, близорукостью, плоскостопием, гепатитом С, туберкулезом, венерическими заболеваниями, задержкой психического и речевого развития – и это далеко не весь список побежденных болезней.

- Самое главное - любовь, без нее никуда, - рассуждает Илиза Адгамовна. – Однажды моя маленькая Женечка, которой тогда было 4,5 года, смотрела, как малыши не могут поделить меня между собой, и сказала: «Ну, чего вы деретесь? Это всехная мама!».

На вопрос, как все успеть, когда воспитываешь 18 детей, супруги отвечают:

- В каждой семье, даже самой небольшой, должны быть свои правила и обязанности. К примеру, никто из ребят не мог уйти из дома по своим делам, не предупредив одного из родителей. Даже если учитель в школе задержал кого-то из наших детей, он передавал записку, чтобы мы знали – ребенок не болтался по улицам после школы, а занимался делом.

За двадцать лет в семье появилось множество традиций: праздновать дни рождения, юбилеи, начало и окончание учебы и, конечно, Новый год – с чудесной нарядной елкой, хороводами, маскарадом, розыгрышами, подарками и настоящим Дедом Морозом и Снегурочкой. Летом - отдых в лесу, путешествия и походы.

- А по субботам мы непременно ходим в баньку, - рассказывают родители. - Еще одна традиция - все делать своими руками: сажать, копать, поливать, строить и перестраивать, заготавливать сено, доить корову, работать на пасеке, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу и ремонтировать машину.

Другая славная традиция, поддерживаемая в семье – болеть и жениться не поодиночке, а всем одновременно.

- Например, в 97-м году в течение месяца мы сыграли две свадьбы, а сына проводили в армию. В 2002-м в течение трех месяцев состоялось еще две свадьбы. Всего же мы поженили шестерых детей. Надеемся, что будут еще. А уж если ветрянка нападет, то зеленые ходят все!

Родители всегда стараются занять детей: одни учат уроки, другие - помогают готовиться к занятиям младшим, третьи – хлопочут по дому.

- Но во всем нужно знать меру, - добавляет жена. – Иногда в хорошую погоду мы безо всякого повода собираемся и всей семьей едем на шашлыки. Иногда можем бросить все насущные дела и поехать в Уфу. Например, в цирк.

Долгих передвигаются на собственном микроавтобусе «ГАЗель» – меньший по габариту транспорт большой семье не подойдет. Машину купили сами – заработали деньги на продаже собственного меда.

- Да и дом в свое время мы сами восстанавливали, - рассказывает Илиза Адгамовна. – Администрация выделила нам помещение бывшего склада, и, взяв ссуду, мы сами свили себе гнездышко.

Путевка в жизнь

Но не всегда семье попадались добрые понимающие люди.

- Был период, когда люди поговаривали, что мы берем детей из-за денег, - делится Александр Григорьевич. – Но мы все слухи и наговоры нашим образом жизни развеяли: чувством родственности, любовью и трудом, конечно.

Но не секрет, что нечестных усыновителей немало.

- Однажды в одной неторопливой очереди мне пришлось услышать, как женщина хвасталась: «Вот у меня работа отличная – целый день дома, ничего не делаешь, да еще и зарплату хорошую получаешь!» Естественно, заинтригованная очередь стала расспрашивать: как да почему? И каково же было мое удивление, недоумение, боль и негодование, когда выяснилось, что женщина «работала» опекуном двух сирот, подробно жаловалась на их трудный характер, не скрывала свою раздраженность их поступками и закончила речь словами: «Все бы хорошо, если б дети не мешали жить…»

- Была одна семья: ушлые супруги и дом шикарный, и машину «за воспитание детей» выхлопотали, - продолжает отец семейства. – Так вышло, что муж с женой решили уехать за границу, но детей им вывезти не разрешили. Тогда они начали искать семейные детские дома, чтобы раздать ребят, словно котят, - в добрые руки. До сих пор помню ужас, когда мы с мужем попали к ним домой, а за обеденный стол садились сначала родные дети, а потом усыновленные. К тому же ребят из детских домов там называли только по фамилиям!

После этого визита у Долгих появилось еще четверо детей.

- Я верю, что нам свыше было предначертано стать, в первую очередь, родителями, - признается женщина. – Я верю в добро, и каждому ребенку мы оказались очень нужны. Однажды вечером я проходила мимо детской и услышала еле различимое: «Мама!». Когда я зашла, детишки захихикали, спрятались под одеяло, но так и не сказали, зачем позвали. Выйдя из комнаты, я услышала перешептывание: «Видишь, позвали, и она пришла. Значит, на самом деле - мама!».

Теперь «всехная» мама, из гнезда которой упорхнуло тринадцать оперившихся птенцов, занимается воспитанием пятерых ребят:

- Алена и Сережа учатся в шестом классе, Ильдар - в пятом, Ярослав ходит в седьмой, а самая старшая, Аделя, - восьмиклашка. Воспитываем десять внучат, ждем 11-го, дай Бог, не последнего.

- Мама еще в молодости была активисткой - состояла в городском Совете женщин, - говорит старшая дочь Елена. – А этой весной она с единомышленниками создала семейный клуб «Секрет». Туда приходят люди, у которых семейные проблемы: конфликты с ребенком, сложности воспитания одним родителем детей. В клубе можно получить консультацию психологов, врачей, да и просто выговориться.

В семье Долгих выросли сварщик и каменщик, ветеринар и преподаватель, механизатор и автомеханик, программист и системный администратор, продавец, повар-кондитер и даже мастер по обработке фарфора. Илиза Адгамовна и Александр Григорьевич являются кавалерами орденов Дружбы народов РФ, Святого благоверного царевича Димитрия «За дела милосердия», обладателями звания «Лучшая приемная семья Стерлитамака» в 2007 году и Почетной грамоты Минобразования РБ «За воспитание и доброе отношение к детям».

- Необходимы не просто приемные семьи, а семейные детские дома, потому что там создается определенная атмосфера, полезная для детей, для развития в них чувства большой дружной семьи, - отмечает Илиза Долгих. - А для нас это большое счастье – иметь много детей и быть нужными всем и сразу.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"