Как дела в Техасе? Великой транспортной реформе в Уфе исполнился год

Как дела в Техасе? Великой транспортной реформе в Уфе исполнился год

30 октября 2019, 11:21ОбществоМарат ГареевPhoto: Артур Салимов / mkset.ru
Медиакорсеть подводит промежуточные – очевидно до окончательных еще далеко – итоги реформирования системы общественного транспорта.

В эти прохладные октябрьские дня в канун всенародно любимого Halloween`а исполнился ровно год (даже год и 2 недели) с того судьбоносного момента, когда в Уфе и по всей Башкирии началась реализация великой транспортной реформы. Точнее, реформы общественного транспорта, о необходимости которой так давно, буквально много лет говорили, поэтому она и великая, и которая, наконец-то, началась.

Начало реформированию общественного транспорта в Уфе (реформа республиканская, но копия ломались и продолжают ломаться в основном в Уфе) положил глава Башкирии Радий Хабиров. 15 октября 2018 года стал «черным понедельником» для так называемых нелегалов – предпринимателей-автобусников, перевозящих пассажиров без положенных на то разрешений.

Глава в тот день грозно назвал Уфу «Техасом каким-то» и дал задание в кратчайшие сроки избавиться от нелегалов и навести порядок в общественном транспорте. Чиновники рьяно взялись за дело.

О ликвидации нелегалов государственные служащие стали отчитываться чуть ли не сразу: глава дал двухмесячный срок на решение проблемы. Правда, потом отчитывались еще несколько раз, видимо, не так быстро проблема решалась. Летом этого года Госкомтранс торжественно объявил о полной и безоговорочной победе над нелегальными перевозчиками.

Кстати, сами так называемые нелегалы реформу называли не иначе, как обычным переделом рынка. Если это действительно так, то переделывать реально было что: по оценкам официальных органов, годовой объем нелегального рынка составлял тогда ни много, ни мало 7 миллиардов рублей.

Photo:Артур Салимовmkset.ru

Однако реформа системы общественного транспорта в Уфе – это не только ликвидации нелегалов, но и решение достаточно большого комплекса задач. Например, обновление автобусов.

Все помнят ставшую почти легендарной поездку Радия Хабирова и журналиста Сергея Брилева на «ПАЗике» с баллонами-пулеметами на крыше. В итоге, тогда же, в конце октября прошлого года, была разработана «дорожная карта», согласно которой, в том числе, было запланировано обновление автобусов на уфимских дорогах.

Photo:Артур Салимовmkset.ru

Планировалось заменить автобусы малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости. С этой целью для главного перевозчика, «Башавтотранса», запланировано было приобретение 150 новых автобусов.

Согласно официальному ответу Госкомтранса (данному в комментариях к одному из постов автора в соцсетях), обновление парка автобусов идет по плану. И действительно объективно видно: старых «ПАЗиков» стало меньше, желтых «ГАЗелек» стало меньше (на городских маршрутах они почти исчезли). Однако в целом уменьшения автобусов малой вместимости и замены их на более вместительные и большие автобусы не заметно.

- Обновление автопарка ГУП «Башавтотранс» РБ запланировано на несколько лет. На данный момент поступило 39 автобусов марки «Нефаз», запланирована поставка еще 61 автобуса. ООО «Санкт-Петербургский институт транспортных систем», который провел научно-исследовательские работы по организации транспортного обслуживания населения на территории Республики Башкортостан, определил класс транспортных средств по каждому маршруту - там, где необходимы автобусы большой вместимости - они будут, – сказали нам в Госкомтрансе Башкирии.

Photo:Артур Салимовmkset.ru

В реальности, это подтверждают опросы простых уфимцев-пассажиров, они тоже все внимательно наблюдают и интересуются, на смену желтым «ГАЗелькам» пришли их иностранные аналоги в виде белых новых, но таких же маловместительных микроавтобусов. А на смену старым «ПАЗикам» с «пулеметами на крышах» пришли новые «ПАЗики», их становится все больше и больше. Увеличения количества больших автобусов на улицах почему-то не очень-то и заметно.

Photo:Артур Салимовmkset.ru

Еще одной очень важной и принципиальной частью транспортной реформы стало внедрение системы приема безналичных платежей за проезд. Поначалу, еще в конце прошлого года, «безнал» начали принимать в автобусах «Башавтотранса». Заплатить за проезд можно было стандартной банковской картой и с помощью смартфона с NFC.

И вот уже довольно давно, последние несколько месяцев картой (банковской и проездной «Алга») можно оплатить проезд в Уфе практически в каждом автобусе, включая микроавтобус. Теоретически: терминал для оплаты приобрести пришлось всем, наклейку «Принимаем к оплате карты» на дверь наклеить пришлось всем, но фактически все частные перевозчики почти поголовно продолжают принимать исключительно «нал».

Photo:Артур Салимовmkset.ru

Внедрение безналичной оплаты было продиктовано, прежде всего, необходимостью как-то упорядочить огромный денежный оборот (про 7 миллиардов выше), сделать его цивилизованным, а не как «в Техасе». Однако на сегодняшний день, спустя, повторим, уже несколько месяцев после внедрения системы, в частных автобусах (новые «ПАЗики» и микроавтобусы) подавляющая часть платежей – «наличка».

Один из частных перевозчиков (крупнейший после государственного) признался, что в его автобусах в месяц таких платежей набегает в среднем 3000 рублей. При стоимости проезда 30 рублей это выходит в среднем 100 человек в месяц или 3 человека в день. При том, что автобусы ездят полные, а в часы пик битком набитые, можно констатировать: безналичную оплату ввели в форме обязательной, но с момента начала уже несколько месяцев в Уфе она не используется.

Происходит это, очевидно, по разным причинам. Одна из возможных: владельцы автобусов не сразу получают деньги, которыми пассажир оплачивает проезд картой («Алгой» или банковским «пластиком»). Задержка, по словам самих водителей, может достигать нескольких месяцев.

Автору водитель одного из маршрутов признался недавно, что с момента установки терминала для безналичной оплаты проезда он ни разу не получил денег, заплаченных пассажирами по «безналу». Аналогичные свидетельства и жалобы со стороны водителей есть. Хотя официально это не признают ни перевозчики, ни госорганы.

- Все суммы с транзакций по карте «Алга» своевременно перечисляются на расчетный счет перевозчика ежедневно согласно законодательству, – прокомментировали в Госкомтрансе Башкирии.

Photo:Артур Салимовmkset.ru

Тем не менее, бесспорным остается тот факт, что в автобусах частных перевозчиков водители принимают карты неохотно. Частенько терминал у них случается незаряженным, сломанным, спрятанным. Это может подтвердить любой уфимский пассажир.

Все помнят неприятный инцидент с дракой (в Техасе все спокойно), которую устроил водитель одной из уфимских маршруток. Тогда это было связано, в том числе, с безналичной оплатой: многие водители частники «наличкой» принимают 20 (25) рублей за проезд, а по «безналу» дороже, что является, безусловным нарушением закона. Не хотят водители принимать карты.

Еще одна причина, по которой оплата безналом пока еще не популярна – людям все-таки все еще удобнее достать из кармана 20-30 рублей мелочью и по-быстрому рассчитаться за проезд. Дело привычки: рано или поздно оплата «безналом», конечно, станет нормой – пока это вопрос времени и, скорее всего, не очень ближайшего, к сожалению.

В течение реформы были изменены маршруты: какие-то исчезли, какие-то появились новые, какие-то видоизменились. В этом месте автор позволит себе на пару абзацев стать простым пассажиром из Уфы и рассказать про самый популярный маршрут из микрорайона Затон в Уфу.

До реформы это был маршрут 261, следовавший из Затона до ТРЦ «Планета». Во время реформы этот маршрут переименовали в 248-й и продлили до ДОКа. Зачем, непонятно, потому что ДОК не испытывал дефицита коммуникаций с городом – там всегда было много различных маршрутов, следовавших с ДОКа в Уфу и обратно.

Получилось так, что если раньше маршрутом 261 пользовались главным образом жители Затона, чтобы доехать до города, то теперь маршрутом 248 пользуются еще и те, кто живет в Уфе, скажем, в районе проспекта Октября, чтобы доехать до ДОКа. И обратно – при том, что маршруток, следующих туда всегда было достаточно. В результате автобус 248-го маршрута практически всегда ездит переполненный. Как простой уфимский пассажир, официально заявляю: это неудобно, минус реформе за это.

Photo:Артур Салимовmkset.ru

Нельзя не упомянуть о том, что большие автобусы в Уфе планировали оборудовать турникетами, от которых в других городах, например, в Москве, давно отказались. У нас, к счастью, тоже – хотелось бы верить – от этой идеи отказались, в том числе, благодаря активной позиции уфимцев, которые выступали против турникетов.

Однако главный башкирский перевозчик, кажется, до последнего планировал значительно усложнить жизнь уфимцев. И даже провел очень сомнительный эксперимент: имитируя наличие турникета у передней двери большого автобуса, вход и выход пассажиров осуществлялся только через переднюю дверь. При работающих других дверях, что является нарушением всех возможных законов и норм, в том числе, моральных.

Photo:Марат Гареевmkset.ru

И только благодаря поднятой в социальных сетях шумихе, это издевательство над людьми было прекращено. Госкомтранс Башкирии подтвердил и факт проведения эксперимента, и причину его прекращения:

- Учитывая, что многие автобусы работают без кондукторов, возникнет необходимость оплатить проезд во время входа, чтобы попасть в отведенное время. Система оплаты проезда при входе через переднюю дверь работает во многих больших городах, переход на нее потребует времени, чтобы пассажиры привыкли. ГУП «Башавтотранс» РБ приняли решение внедрить эту систему в летнее время, когда пассажиропоток меньше. Но так как горожане не приняли данное новшество, распоряжение отменено и все двери автобусов предприятия открыты для входа.

А еще в автобусы, в том числе, частные, вернулось ставшее легендарным «Тукталышы»: стали снова объявлять остановки на двух языках – русском и башкирском, что является безусловным плюсом реформы.

Когда разговор заходит о реформе системы общественного транспорта, это одна из важнейших систем жизнеобеспечения города, актуально спрашивать мнение экспертов – проектировщиков, транспортников, урбанистов и т. д. Они бы рассказали, каким должен быть городской транспорт, что нужно делать, чего делать не надо.

В ноябре прошлого года, когда реформа только началась, «Медикорсеть» провела масштабный медиа-марафон «Уфалогия: какой транспорт нужен городу». В рамках этого проекта мы опросили всех указанных экспертов и многих других компетентных в теме специалистов, по ссылке можно вспомнить, как начиналась транспортная реформа, что было и сравнить с тем, что стало через год.

Сейчас же, когда мы подводим некоторые, очевидно, промежуточные результаты реформирования общественного транспорта, единственным экспертом, чей голос и чье мнение сейчас актуально и важно становится простой уфимский пассажир.

Ему/ей и слово: ниже приводим мнения уфимцев о том, что стало с уфимским транспортом, что изменилось, что стало лучше/хуже, что бы еще сделать и изменить. Мнений много, они разные и каждое очень важно.

«Vox populi vox Dei» – чиновникам бы не забывать об этом

- Платить в маршрутке банковской картой – определенно плюс. БАТ запустил к нам в район дополнительный автобус, а частники увеличили количество 122 маршруток. Больше ничего не изменилось.

- Стало немного больше маршруток по карточке, но в массе все на наличке. Стали объявлять остановки.

- Из района ЖК «Сосны» стало проще уехать, так как добавились маршруты и автомобили.

- Добавилась 227 маршрутка, идущая по бульвару Ибрагимова и Зорге. Трамваи и троллейбусы страшно старые. На остановке «Фирма Мир» как был бардак из-за постоянно подъезжающего транспорта, так и остался.

- Обалденно в Москве, лучше, чем в Уфе. В каждом автобусе видеокамеры не только для того, чтобы зайцев вылавливать, но и контролировать водителей.

- Плюсы: Оплата картой, совсем старых «Нефазов» не видно на маршрутах, остановки начали объявлять. Минусы: Запустили автобусы буханки, почти как «Пазики», смысл в них не поняла, дофига коммерции, которая до сих пор только за кеш, все так же как ненормальные гоняют.

- В Питере красота. Ходят по расписанию, движение автобусов видно в 2 ГИС, остановки разделены по маршрутам, «Газелей» не видел, есть валидаторы, транспорт останавливается исключительно на остановках, а не как у нас сразу за перекрестком. В общем и целом: у нас не изменилось ничего, кроме покупки новых автобусов, которые при общем хаосе погоды не сделали.

- В корне ничего не изменилось. Изменились номера некоторых маршрутов, какие-то маршруты пропали, какие-то добавились. Как было некомфортно ездить, так и осталось. На улучшения уже не надеюсь.

- Вечером часов в 8 села 235 от «ХБК» до «Трамплина». Это ужас: маленький «Пазик», зайти – фантастика, выйти – боевая фантастика. А если с ребёнком, или старичкам нужно проехать? Это нереально же вообще.

- Спрятанные терминалы оплаты, ни слова о безналичном расчете в частных маршрутках. Саботаж реформы со стороны частников.

- Водители не все отличаются интеллигентностью. Попадаются порой чистые и новые автобусы, но они чудовищно тесные. В целом пока не нахожу изменения принципиальными и глобальными.

- «Счастливый час». Я пользовался – работает только на госперевозчике и при этом нельзя пересаживаться на автобусы одного и того же маршрута.

- Потихоньку начинают принимать оплату по карте без боя. Чуда в виде замены транспорта на новый не произошло – они просто влились в поток убитых «Пазиков».

Photo:Артур Салимовmkset.ru

- Карта «Алга» удобна, но частники в упор не видят. Контроля за ними нет. Протестировала на днях новый «Пазик», это просто ужас. Сжимают со всех сторон, чувствуешь себя как-то особенно нехорошо.

- Стали объявлять остановки, но не на всех маршрутах. Появились умные остановки, но мало. Порой по 2-3 машины с одинаковым маршрутом вижу на остановке в течение трех минут. Перевозчики по-прежнему любят «черный нал».

- Карта школьника не работает как транспортная.

- Не езжу на автобусе, но кажется стало лучше.

- У частника висит объявление: по карте 30, а наличкой 25. Интервал движения БАТ нужного маршрута оставляет желать лучшего.

- Кардинальных изменений к лучшему нет. Огромная проблема проехать на 266 с коляской.

- Проезд по карте стал дороже. Водилы снимают за проезд по карте больше положенного. Тому кто качает права – бьют морду. После 8 вечера БАТа как не было, так и нет. Старые пазы остаются позором города.

Еще больше комментариев, мнений и ощущений простых уфимцев от реформы можно посмотреть здесь: там интересно, живо и эмоционально.

Опрос в Telegram (кстати, подписывайтесь на наш канал - mkset) дал следующие варианты ответов. Здесь, пожалуй, без комментариев.

Photo:Telagram

Медиакорсеть продолжает следить за тем, что происходит с общественным транспортом в Уфе.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter