Крылья Родины. В Башкирии намерены возродить национальную авиацию

Крылья Родины. В Башкирии намерены возродить национальную авиацию

Крылья Родины. В Башкирии намерены возродить национальную авиацию

30 августа 2009, 20:26
Общество
После банкротства «Башкирских авиалиний» республика лишилась собственной национальной авиакомпании. В 2007 году совместно с «ВИМ-Авиа» была предпринята попытка создать нового перевозчика в лице авиакомпании «Башкортостан», но усилия оказались тщетны. В мае этого года вышел указ президента «О развитии воздушного транспортного комплекса Республики Башкортостан», предполагающий масштабное возрождение утраченных позиций в небе.

Предполагается создание национальной авиакомпании, возобновление рейсов в отдаленные уголки Башкирии, организация в уфимском аэропорту крупного грузового терминала и технического центра по обслуживанию самолетов иностранного производства.

 

После «БАЛа»

 

Наиболее масштабной частью проекта возрождения башкирской авиации  станет создание в международном аэропорту «Уфа» национальной авиакомпания «Аркаим» («AIRкаим»). За основу наименования взято название поселения древнейшей цивилизации Южного Урала, находившегося на территории исторического Башкортостана. Разработан логотип и фирменный знак авиакомпании. В основе логотипа лежит схема укрепленного города Аркаим, напоминающее колесо в виде двух вписанных друг в друга колец. Разделение круга на 24 части означает суточное время и 24 часовых пояса земли. По задумке дизайнеров, это символизирует доставку авиапассажиров на все пояса Земли, на четыре стороны света в любое время суток. Кроме того, логотип ассоциируется с Солнцем, звездой, винтом самолета, турбиной авиадвигателя, компасом, циферблатом и колесом.

По  словам директора уфимского аэропорта Салавата Кутушева, «Аркаим» приступит к работе уже в этом году, предположительно - в ноябре-декабре. Для перевозки пассажиров на основе лизинга закупят не менее семи новых лайнеров «Боинг» или «Эйрбас», способных летать как по России, так и за рубеж. Новый авиаперевозчик планирует работать по маршрутам, которые в свое время проложил ещё «БАЛ». Не будет проблем и с кадрами – бывшие пилоты и техники обанкротившихся «Башкирских авиалиний» работают во всех регионах страны и за границей и будут рады вернуться в родной регион, где у многих остались семьи.   

 «Башкирские авиалинии» - типичный пример крушения крупного и некогда весьма успешного  перевозчика из-за ошибок топ-менеджмента. В наследство от советских времен «БАЛу» достался обширный парк воздушных судов, из которых к 2005 году осталось 7 самолетов Ту-154, один Ту-134 и два вертолета. Но это не помогло предприятию, тем более что отечественные воздушные суда отличаются повышенным шумом и неэкономичностью. Этот фактор не позволил на равных конкурировать с «Боингами» и «Аэробусами» появившимися  у авиакомпаний выполняющих рейсы в Уфу, а шанс пополнить парк лайнерами европейского производства использован не был. В итоге у перевозчика возникла большая задолженность и в феврале 2007 года ОАО «Авиакомпания «БАЛ» на основании решения Арбитражного суда РБ признали банкротом и открыли конкурсное производство. С того времени началась распродажа оставшихся самолетов для покрытия долгов по зарплате. Два последних подержанных лайнера «Ту-154» в прошлом году купила самарская фирма «Интеллектуальные технологии» - она специализируется на ремонте отечественных бортов. Общая сумма сделки - 60 миллионов рублей. Продажа самолетов позволила погасить основную часть долга сотрудникам компании, который долгое время имела самую большую задолженность по зарплате в городе Уфе.  

 

Воздушная перезагрузка

 

Топ-менджмент «Аркаима» не намерен повторять ошибок предшественников. 

Параллельно с освоением протяженных маршрутов возродится регулярное местное авиасообщение с наиболее удаленными уголками республики, прекратившееся с конца 90-х годов. Для этого планируется реконструировать аэропорты Сибая и Нефтекамска, не работающие более 10 лет и утратившие всю спецтехнику и инфраструктуру. Местные авиалинии  вместо старых «Ан-2» получат комфортабельные пассажирские самолеты чешского производства L-410, вместимостью около 20 человек. Принимая во внимание социальный характер внутрирегиональных перевозок, стоимость билетов будет дотационной – недополученные средства компенсируют доходы от дальнемагистральных рейсов.

- Благодаря авиакомпании «Аркаим» Башкортостан намерен вернуть утраченные позиции по обслуживанию авиапассажиров. Всего будет создано примерно 700 новых рабочих мест, - сказал Салават Кутушев.

Второй частью развития башкирской авиации станет дальнейшая модернизация воздушных ворот региона, занимающего девятое место в рейтинге российских аэропортов и  обслуживающего 25 авиакомпаний, в том числе две иностранные.

В соответствии с программой развития до 2020 года на их территории сформируют крупнейший в стране логистический центр по перевалке грузов. Для увеличения грузового авиатрафика руководство региона  рассчитывает привлечь средства инвесторов, заинтересованных в строительстве новых грузовых терминалов и сопутствующей инфраструктуры. Инвестор, решивший работать на этой территории, получит ряд преференций и налоговых льгот, что даст возможность в сжатые сроки окупить вложения и наладить прибыльный бизнес. Этому будет способствовать как удачное местоположение Уфы на пересечении сухопутных и воздушных путей из Европы в Азию, так и создание на территории аэропорта особой экономической зоны.  Такое право уфимский аэропорт получил по результатам проводившегося в прошлом году конкурса.

В дополнение к грузовому терминалу в Уфе совместно с израильской фирмой Israel Aerospace Industries планируется создать технический центр по обслуживанию авиалайнеров типа «Боинг» и «Эйрбас» в ангаре площадью 9 тысяч квадратных метров. Эта программа даст  800 новых рабочих мест.

Для повышения безопасности полетов воздушные ворота Башкирии в скором времени получат одну из самых современных в России систем ограждения протяженностью  36 километров. Она будет оборудована  камерами видеонаблюдения, датчиками движения и присутствия. Необходимость в таком оборудовании связана с тем, что территория аэродрома, занимает 870 гектаров и для безопасности полетов она должна быть защищена от случайных людей, посторонних предметов и попадания на территорию диких животных. Ведь учитывая интенсивный воздушный трафик, дикие звери могут стать причиной аварийной ситуации.

Объем финансирования на период до 2020 года, включая расходы на закупку новых самолетов и реконструкцию аэродромных объектов, оценивается в 30 миллиардов рублей.

Алексей РОМАНОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter