Posted 29 сентября 2009,, 10:29
Published 29 сентября 2009,, 10:29
Modified 10 ноября 2022,, 18:59
Updated 10 ноября 2022,, 18:59
Порядок "потери" автомобилем своей регистрации сегодня действует такой. Автоинспекция получает информацию от таможни, что автомобиль не прошел законную процедуру на въезде в страну. По этой информации сотрудники ГИБДД в соответствии со своими документами обязаны аннулировать регистрацию, потому как не они определяют легитимность машины, а таможня. В ГИБДД прекрасно знают, что, как правило, такие проблемы возникают не у тех хозяев машины, которые перевезли ее через границу, а у третьих, пятых, а то и седьмых хозяев автомобиля. Эту ситуацию в автоинспекции знают и не раз обсуждали. В приказах, которые регламентируют работу по узакониванию машины, сказано, что восстановить отнятую регистрацию можно в том числе и по решению суда. Туда с иском должен обратиться сам владелец машины с жалобой на таможню. Ведь именно она когда-то сама пропустила в страну автомобиль, не понятно, на каком основании. Не секрет, что наши суды такие иски не любят и по возможности стараются всячески от них отмахиваться.
В итоге обиженные владельцы автомобилей, на которых вдруг стало запрещено ездить, пошли в Конституционный суд. Судьи главного суда страны вынесли это важное для многих автовладельцев решение после разбора жалоб сразу четырех граждан, которые посчитали, что их проблемы - это злоупотребления ведомств. Каждая из жалоб пришла сама по себе, но так как они касались одного вопроса, то их уже сам суд объединил в одно дело.
У всех заявителей была общая беда - они купили неновые машины, зарегистрировали их в ГИБДД, а спустя годы вдруг проснувшаяся таможня заявляла, что машины ввезены в страну с нарушениями и автоинспекция аннулировала регистрацию машины. У автовладельца на руках оказывалась груда железа, ездить на которой было нельзя.
Надо заметить, что гражданам, которые обратились в Конституционный суд, на доказывание своих прав на машину пришлось потратить несколько лет. Но, судя по решению судей, усилия автовладельцев того стоили.
Конституционный суд, согласившись с жалобщиками, подтвердил, что у водителей есть законное право быть хозяевами своих машин. Госавтоинспекцию обязали повторно поставить на учет их машины. Теперь требовать расплаты с владельцев машин за невыплаченные вовремя ввозные пошлины таможенники имеют право только в строго определенном случае, если смогут доказать в суде, что хозяева машин виноваты сами - не проявили бдительности при покупке.
Началась эта история с нескольких жалоб граждан. К примеру, автолюбитель Виктор Крышин приобрел весной 2000 года Subaru и поставил его на учет в Республике Башкортостан. На этот автомобиль у мужчины был техпаспорт, выданный за месяц до покупки. По настоянию Ногинской таможни регистрационное свидетельство машины также было аннулировано. Решением районного суда Уфы в прошлом году действия гаишников были признаны законными.
Роберт Петросянц купил три года назад Mercedes. На момент покупки машине было уже 8 лет. Через несколько лет на основании письма Смоленской таможни о том, что автомобиль при ввозе на территорию России не был оформлен на границе, свидетельство о регистрации было аннулировано.
В июне 2007 года суд признал правильными действия ГИБДД по отношению к автомобилю Эльмиры Хисамиевой. Она купила Toyota Land Cruiser Prado 1999 года выпуска еще в январе 2000 года. Машина встала на учет в ГАИ. Проблемы начались, когда спустя три года женщина захотела продать ее. Она обратилась в госавтоинспекцию с заявлением о снятии автомобиля с учета, но ей было отказано. По сведениям от Смоленской таможни, автомобиль значился в федеральном розыске как не прошедший таможенное оформление.
Теперь, после победы этих людей в Конституционном суде, таможней будет подготовлен нормативный документ, который снимет противоречия между законами. Этот документ должен прописать более четкий механизм действия таможни и ГИБДД в таких ситуациях.
В таможенной службе говорят, что это решение не универсально для всех ситуаций с неправильно растаможенными автомобилями. По мнению службы, с каждой машиной, которая ввезена с нарушением, необходимо будет разбираться и выяснять - идет ли речь о контрабанде, или об угнанных автомобилях, или о чем-то другом.
Статистика утверждает, что самое частое нарушение - не выплаченные в полном объеме ввозные пошлины. По элементарной логике таможня должна работать так, чтобы изначально не допускать ввоза в страну автомобилей окольными путями. Иначе получается парадокс - сами таможенники допустили ошибку, а отвечать будет невиновный покупатель.