Posted 29 мая 2013,, 09:02

Published 29 мая 2013,, 09:02

Modified 10 ноября 2022,, 18:50

Updated 10 ноября 2022,, 18:50

Водитель из Октябрьского, отслуживший в Афгане, ведет с пассажирами мирные беседы

29 мая 2013, 09:02
Рустэм Гарипов в родном Октябрьском ПАТП по праву считается старожилом — самым опытным и ответственным. В «Башавтотрансе» он работает уже 27 лет, и в его трудовой книжке других записей больше не имеется. Да и сам водитель признается — вряд ли смог прижиться в другом коллективе.

Охота на шаха

Рустэм Варисович вырос в семье рабочих — его родители трудились на фарфоровом заводе.

— Но это не означало, что я тоже пойду по их профессиональному пути, — говорит он. — В детстве выбирал занятия по душе, играл в городском спортивном клубе в хоккей и футбол — как все дети в то время.

После школы поступил в училище, где получил специальность автослесаря, сварщика и даже успел выучиться на права.

— Но на работу устроиться не успел — призвали в армию в 1983 году, — продолжает он.— После полугода в «учебке» нас, двадцать человек из Октябрьского, перекинули в Афганистан и уже из Кабула развезли по разным местам. Я вот попал в Баграм.

Рустэм Варисович служил в инженерно-саперном полку, и весь период своей военной службы трудился водителем.

— Частенько мы ездили через перевал Саланг, были и обстрелы, но ничего особенного, — отмахивается Гарипов. — Вообще, во время службы страха нет, он появляется, когда демобилизация не за горами.

Рустэм Варисович рассказывает, что ребята погибали чаще по нелепой случайности, по собственной или чужой глупости.

— Минных карт не было — их просто не написали. Один солдат не из нашего подразделения побежал воды попить, и прогремел взрыв. Парень был без пяти минут дембель, а ему ноги оторвало — жить не хотел, умолял его пристрелить.

Полк Гарипова участвовал и в поисках знаменитого полевого командира, члена высшего совета исламского общества Афганистана Ахмада шаха-Масуда, прозванного Панджшерским львом.

— За ним тогда по всему ущелью долго гонялись, — улыбается Рустэм Варисович. — И не одни мы — хитрый был этот Масуд.

Сейчас ветеран вспоминает, как во время афганской войны советские газеты умалчивали множество фактов о боевых действиях, а цензура проверяла письма солдат домой.

— Я никогда не подстраивался под цензуру, — говорит он. — Но и всех нюансов тоже не описывал — зачем лишний раз родных беспокоить — ограничивался описанием быта, отношений с товарищами.

Рустэма Варисовича не слишком расстраивает, что о чеченской войне до сих пор говорят немало, а об афганских ветеранах с каждым годом память стирается.

— Просто люди всегда помнят последние события — чеченская война была относительно недавно, — рассуждает он. — Мне только обидно, что положенную квартиру не получил. Мое заявление сначала потеряли, потом началась перестройка, а теперь я уже этим вопросом и не занимаюсь — время ушло.

Из двадцати жителей Октябрьского домой с войны вернулись шестнадцать ребят.

Свой среди своих

После демобилизации Рустэм почти сразу устроился на работу в «Башавтотранс».

— У меня отец строгий был, больше двух месяцев отдохнуть не дал, — смеется он. — Папа ведь тоже ветеран — участвовал в Сталинградской битве, получил там тяжелое ранение в ногу — врачи даже ампутировать собирались, но обошлось.

Мухамет-Варис Гарипович служил в составе десантных войск, но о войне детям рассказывал немного.

— Они со стариками те времена больше вспоминали, — добавляет Рустэм Варисович. — Помню, рассказывал, как лежа в окопе, раненый, в минуты отчаяния восклицал, зачем его мать на свет родила. Они ведь изначально были изнуренные, вечно голодные — с провизией были катастрофические проблемы…

В 1986 году Рустэм Гарипов устроился в «Башавтотранс» и год проработал дежурным водителем в ПАТП.

— За это время я к своей водительской категории С прибавил еще B и D, — рассказывает он. — И уже потом перешел работать на «Икарусы» по пригородным маршрутам — возил людей из Октябрьского в Серафимовку, Туймазы, Шаран.

Как раз в это время Рустэм Варисович познакомился со своей будущей супругой — она почти каждый день ездила в город на учебу.

— На конечных остановках, помню, даже задерживался, — смеется водитель. — Тянул время, чтобы подольше с ней поговорить.

Год от года привязанность к автотранспортному предприятию только росла — Гарипов помнит, как строилось или реконструировалось каждое здание, как менялся автопарк и на смену старым машинам приходили европейские транспортные средства.

Уже много лет водитель Гарипов работает на междугородних «НефАЗах» — ездит в Самару, Нефтекамск, Тольятти.

— К дорогам я уже давно отношусь философски, — размышляет он. — В последнее время видно, что ремонт постоянно идет — люди стараются что-то улучшить, хотя работы все равно непочатый край. Другое дело — отношения с пассажирами, тут никогда равнодушным оставаться нельзя.

Очень часто люди, уставшие от долгого пути по ухабистым дорогам, начинают ругать водителя.

— Я могу оказаться виноватым и в их низкой зарплате, и слабом здоровье, — смеется он. — Но тут вовремя нужно поддержать их в разговоре, и тогда уже весь автобус на мою сторону становится, а потом уже завязываются мирные, интересные беседы.

Дома главу семейства ждет супруга Эльвира и 18-летняя дочь Элина.

— Сын у меня летом из армии возвращается, — рассказывает отец. — Хочу специально к этому моменту отпуск взять.

19-летний сын Артур служит в Уссурийске в мотострелковом полку.

— 9 мая он участвовал в параде в Уссурийске, — рассказывает отец. — Мы весь интернет перелопатил и нашли новостной сюжет, но парад был снят общими планами, и лица ребят разглядеть было очень трудно. Но это все равно для меня повод для гордости — сын стал частью праздника, так близкого его деду.

Алина НИЛОВА.

"