Posted 29 мая 2013,, 09:02
Published 29 мая 2013,, 09:02
Modified 10 ноября 2022,, 18:50
Updated 10 ноября 2022,, 18:50
Охота на шаха
Рустэм Варисович вырос в семье рабочих — его родители трудились на фарфоровом заводе.
— Но это не означало, что я тоже пойду по их профессиональному пути, — говорит он. — В детстве выбирал занятия по душе, играл в городском спортивном клубе в хоккей и футбол — как все дети в то время.
После школы поступил в училище, где получил специальность автослесаря, сварщика и даже успел выучиться на права.
— Но на работу устроиться не успел — призвали в армию в 1983 году, — продолжает он.— После полугода в «учебке» нас, двадцать человек из Октябрьского, перекинули в Афганистан и уже из Кабула развезли по разным местам. Я вот попал в Баграм.
Рустэм Варисович служил в инженерно-саперном полку, и весь период своей военной службы трудился водителем.
— Частенько мы ездили через перевал Саланг, были и обстрелы, но ничего особенного, — отмахивается Гарипов. — Вообще, во время службы страха нет, он появляется, когда демобилизация не за горами.
Рустэм Варисович рассказывает, что ребята погибали чаще по нелепой случайности, по собственной или чужой глупости.
— Минных карт не было — их просто не написали. Один солдат не из нашего подразделения побежал воды попить, и прогремел взрыв. Парень был без пяти минут дембель, а ему ноги оторвало — жить не хотел, умолял его пристрелить.
Полк Гарипова участвовал и в поисках знаменитого полевого командира, члена высшего совета исламского общества Афганистана Ахмада шаха-Масуда, прозванного Панджшерским львом.
— За ним тогда по всему ущелью долго гонялись, — улыбается Рустэм Варисович. — И не одни мы — хитрый был этот Масуд.
Сейчас ветеран вспоминает, как во время афганской войны советские газеты умалчивали множество фактов о боевых действиях, а цензура проверяла письма солдат домой.
— Я никогда не подстраивался под цензуру, — говорит он. — Но и всех нюансов тоже не описывал — зачем лишний раз родных беспокоить — ограничивался описанием быта, отношений с товарищами.
Рустэма Варисовича не слишком расстраивает, что о чеченской войне до сих пор говорят немало, а об афганских ветеранах с каждым годом память стирается.
— Просто люди всегда помнят последние события — чеченская война была относительно недавно, — рассуждает он. — Мне только обидно, что положенную квартиру не получил. Мое заявление сначала потеряли, потом началась перестройка, а теперь я уже этим вопросом и не занимаюсь — время ушло.
Из двадцати жителей Октябрьского домой с войны вернулись шестнадцать ребят.
Свой среди своих
После демобилизации Рустэм почти сразу устроился на работу в «Башавтотранс».
— У меня отец строгий был, больше двух месяцев отдохнуть не дал, — смеется он. — Папа ведь тоже ветеран — участвовал в Сталинградской битве, получил там тяжелое ранение в ногу — врачи даже ампутировать собирались, но обошлось.
Мухамет-Варис Гарипович служил в составе десантных войск, но о войне детям рассказывал немного.
— Они со стариками те времена больше вспоминали, — добавляет Рустэм Варисович. — Помню, рассказывал, как лежа в окопе, раненый, в минуты отчаяния восклицал, зачем его мать на свет родила. Они ведь изначально были изнуренные, вечно голодные — с провизией были катастрофические проблемы…
В 1986 году Рустэм Гарипов устроился в «Башавтотранс» и год проработал дежурным водителем в ПАТП.
— За это время я к своей водительской категории С прибавил еще B и D, — рассказывает он. — И уже потом перешел работать на «Икарусы» по пригородным маршрутам — возил людей из Октябрьского в Серафимовку, Туймазы, Шаран.
Как раз в это время Рустэм Варисович познакомился со своей будущей супругой — она почти каждый день ездила в город на учебу.
— На конечных остановках, помню, даже задерживался, — смеется водитель. — Тянул время, чтобы подольше с ней поговорить.
Год от года привязанность к автотранспортному предприятию только росла — Гарипов помнит, как строилось или реконструировалось каждое здание, как менялся автопарк и на смену старым машинам приходили европейские транспортные средства.
Уже много лет водитель Гарипов работает на междугородних «НефАЗах» — ездит в Самару, Нефтекамск, Тольятти.
— К дорогам я уже давно отношусь философски, — размышляет он. — В последнее время видно, что ремонт постоянно идет — люди стараются что-то улучшить, хотя работы все равно непочатый край. Другое дело — отношения с пассажирами, тут никогда равнодушным оставаться нельзя.
Очень часто люди, уставшие от долгого пути по ухабистым дорогам, начинают ругать водителя.
— Я могу оказаться виноватым и в их низкой зарплате, и слабом здоровье, — смеется он. — Но тут вовремя нужно поддержать их в разговоре, и тогда уже весь автобус на мою сторону становится, а потом уже завязываются мирные, интересные беседы.
Дома главу семейства ждет супруга Эльвира и 18-летняя дочь Элина.
— Сын у меня летом из армии возвращается, — рассказывает отец. — Хочу специально к этому моменту отпуск взять.
19-летний сын Артур служит в Уссурийске в мотострелковом полку.
— 9 мая он участвовал в параде в Уссурийске, — рассказывает отец. — Мы весь интернет перелопатил и нашли новостной сюжет, но парад был снят общими планами, и лица ребят разглядеть было очень трудно. Но это все равно для меня повод для гордости — сын стал частью праздника, так близкого его деду.
Алина НИЛОВА.