Posted 29 апреля 2014,, 15:54

Published 29 апреля 2014,, 15:54

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Брендовая затея. Над произведенными в Башкирии товарами раскроют «зонтик»-лейбл

29 апреля 2014, 15:54
Каким знаком маркировать продукты, произведенные в республике, выясняли члены Ассоциации деловой и экономической журналистики. Чиновники, пресса и производители обсудили успешные республиканские бренды и их развитие за пределами Башкортостана.Несмотря на то, что продукты из Башкирии пользуются в других регионах спросом, жители страны ничего о республике не знают, кроме ХК «Салават Юлаев», меда и кумыса. Местные производственники важны – они платят налоги в бюджет республики, формируют социальные блага, поэтому государство намерено прорвать «блокирующий» периметр, выстроенный крупными федеральными ритейлерами.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РБ Азат Фазлыев уверен, что люди делают покупки, исходя из разных психологических установок, не только ориентируясь на цену и качество.

- Мы работаем над продвижением имиджа Башкортостана, зная, что потом это помогает нашим предпринимателям продавать товары за его пределами, - объясняет г-н Фазлыев. – «Продукт Башкортостана» – защитный бренд, потому что все соседи закрылись подобными товарными лейблами и нас на свои рынки не пускают. Также мы формируем консорциумы предприятий, так как поодиночке каждая компания с трудом пробивается на внешний рынок, мы их объединили в логические цепочки от производства до обслуживания.

Эксперты пришли к выводу: пора вводит единый лейбл, как «Башкирский мед», «Башкирский кумыс», «Башкирский бензин», объединяющие многие предприятия, ведь и голландский сыр и швейцарский шоколад делает не один производитель.

При этом участники дискуссии отметили парадокс: среди крупных компаний из республики, развивающей розничный бизнес, слишком мало тех, которые содержат в своем названии определение «башкирский» либо корень «баш». Многие объясняют этот факт тем, что в условиях распространения экономической активности за пределами Башкирии принадлежность к материнской территории не всегда играет в плюс, поскольку не представляет ценности для жителей других регионов.

Одним из немногих исключений является компания «Башнефть». Объективно это объясняется тем, что нефтяная компания имеет исторически сложившийся бренд с более чем 80-летней историей и богатыми традициями, которые являются неотъемлемой частью современного имиджа «Башнефти». Кроме того, по словам директора департамента маркетинга компании, члена экспертного совета по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов при Федеральной антимонопольной службы Елены Фоминой, результаты социологических исследований в ряде регионов страны показали, что ассоциация «Башнефти» с Башкирией положительно влияет на репутацию компании и, соответственно, привлечение клиентов на ее автозаправки, поскольку республика издавна считается центром нефтехимии страны, где производится качественное топливо. Заместитель руководителя пресс-службы АНК «Башнефть» Сергей Вереземский продолжил тему, предложив продумать возможность продвижения Башкортостана через сеть АЗС, расположенных в 25 регионах страны. Например, это можно сделать путем реализации через магазины автозаправок продуктов питания башкирских производителей и распространения буклетов с информацией о туристических маршрутах в Башкирии.

А в качестве примера необязательности присутствия в названии слова башкирский или его части, присутствующие назвали банк «УралСиб».

- Бренд «УРАЛСИБ», как новое имя Башкредитбанка, появился как естественный итог активной географической экспансии за пределы Башкирии, - рассказывает исполнительный директор, руководитель управления региональных коммуникаций банка «УРАЛСИБ» Сергей Лобанов. - Сначала мы пошли на Урал и в Сибирь, отсюда и название, а дальше уже и в другие города страны, включая Москву. Бренд оказался удачным и для регионов быстро стал «своим», именно потому что регионам были и остаются близки, прежде всего, наши ценности, наш сервис. При этом с Башкирией мы не то что никогда не теряли связей, а наоборот – постоянно их укрепляем и развиваем. Мы гордимся, что мы - башкирский бренд. Сегодня в Уфе – второй центральный офис банка и огромная часть клиентов и бизнеса.

В продуктовом бизнесе также процветают башкирские бренды, не связанные с названием республики, но уже ассоциирующиеся с Башкирией. Торговая марка «Индюшкин» представляет продукцию из мяса индейки, произведённую в Мелеузовском районе на «Башкирском птицеводческом комплексе» уже в нескольких регионах России.

- Мы развиваем сегмент охлажденного мяса, и расширяем территорию присутствия, на сегодняшний день магазины «Индюшкин» открыты для покупателей 23 городов России, и это далеко не предел! Доверие к региональному производителю у покупателей заметно больше, чем к импорту, или любой другой заморозке, произведённой в индустриальных масштабах - говорит зам. генерального директора по маркетингу птицеводческого комплекса имени Мажита Гафури Ольга Деобальд. – Если судить по основным сельскохозяйственным выставкам, в которых мы ежегодно участвуем, продукция из Башкирии очень популярна у жителей других регионов и, особенно, в Москве, где у стенда Башкортостана всегда аншлаги.

Еще один крупный бренд, рожденный в регионе – крупнейшая аптечная сеть «Фармленд» - это 334 аптеки, а за девять лет количество держателей дисконтных карт компании перевалило за миллион человек.

- Мы 1,5 года назад вышли в соседние регионы, сейчас работаем на грани рентабельности, чтобы обеспечить лояльность к бренду со стороны покупателей, - рассказывает директор по развитию и рекламе «Фармленд» Дмитрий Чувилин. - На данный момент 56 аптек «Фармленд» работают в шести регионах за пределами республики и присутствие увеличивается практически еженедельно.

- Нужно выводить в соседние регионы своих производителей, например колбасы из конины, индюшатину, баранину и другие продукты, - говорит председатель Госкомитета РБ по торговле Рустам Камалетдинов. – На мой взгляд правильный вариант – объединиться, как кооператив, сложив и консолидировав производственные и финансовые возможности, выступая под единым брендом. Тогда у нас будет возможность выйти на новый уровень. Например, создать единый бренд «Башкирские колбасы». Сейчас мы ведем процесс консолидации туймазинских овощеводов – в районе их всего порядка 138 производителей. У них единые технологии, но нет единого бренда.

- Я считаю, наши известные бизнес-бренды, безусловно, самодостаточны, но было бы неплохо, если бы над собой они также имели и брендовый зонтик под названием «Башкортостан», - подытожил г-н Лобанов. –Давайте все же пойдем дальше и помимо уфимского бензина и башкирских колбас будем продвигать наших артистов, музыкантов и художников. Их лучшие представители - тоже коллективный бренд. Необходимо продвигать Башкирию и на федеральном уровне, и на международной арене, именно как культурный центр.

Дмитрий КОЛПАКОВ. Фото автора.

"