Posted 29 января 2015,, 17:22

Published 29 января 2015,, 17:22

Modified 10 ноября 2022,, 18:44

Updated 10 ноября 2022,, 18:44

В Башкирии разработали единые правила для всех автоперевозчиков

29 января 2015, 17:22
Власти Башкирии намерены предложить всем муниципалитетам республики использовать типовой договор с автоперевозчиками для обслуживания пассажирских маршрутов. Подобные документы уже действуют в других регионах, а в Башкортостане сегодня районные администрации выдают автопредприятиям маршрутные карточки, которые не позволяют расторгать отношения, если муниципалитет не устраивает качество обслуживания. Типовой оговор содержит два десятка пунктов, нарушив которые перевозчик может потерять право перевозить пассажиров.

По словам главы профильного комитета Госсобрания РБ Елены Родиной, за основу был взят опыт Москвы, Казани, Тюмени и других городов, а также учтен опыт 29 судебных решений, вынесенных по тяжбам между перевозчиками и муниципалитетами. В итоге появилась «организационная модель построения взаимоотношений между органами местного самоуправления и перевозчиками».

Но легальные автоперевозчики в успех нового документа не верят, считая, что пока рынок не очищен от нелегалов, никакое нормотворчество не поможет.

Так, например, среди требований типового договора, который намереваются внедрять в Уфе – обязанность перевозчиков работать с платежной картой, например, использовать «Единую социальную карту Башкортостана» для льготников. Также власти хотят заставить легальных перевозчиков покупать пассажирские машины большей вместимости.

- Складывается впечатление, что этот проект написали производители платежных терминалов, - резко отреагировал Фанис Батыров, который считается одним из крупнейших частных автоперевозчиков в Уфе. Он заметил, что в тексте договора нет механизма возмещения убытков от перевозки льготников по социальным картам и механизма воздействия на нелегалов.

- Положение предусматривает одностороннее расторжение договора с перевозчиком в случае нарушения договора по 28 пунктам, что идет вразрез с Гражданским Кодексом и ущемляет наши права, - говорит г-н Батыров.

При этом автокоммерсант уверен, что муниципалитет не обеспечивает должной инфраструктуры для качественных перевозок. Остановки в Уфе, по словам г-н Батырова, сегодня потеряли свое транспортное предназначение.

- Остановочные павильоны сегодня - это в первую очередь пункты питания, цветочные магазины, к примеру, Центральный рынок, Спортивная, Бульвар Славы, и лишь в последнюю очередь это место для высадки-посадки пассажиров, - говорит предприниматель. – О создании каких безопасных условиях идет речь, если подъезды к остановкам заставлены грузовыми машинами с товаром, и таксистами?

Глава транспортной компании не считает, что «маршрутчики» платят мало налогов. По его словам, помимо сборов и страховых взносов в бюджет, частники выплачивают косвенные налоги с покупки автобусов, запчастей, а также ГСМ. Только фирма г-на Батырова тратит 1,5 млн рублей в день на топливо.

Также Фанис Батыров пояснил, что перевозчики используют отечественные автобусы, за качество которых получают претензии от пассажиров, в то время как заводы-изготовители «не принимают рекламации и не осуществляют гарантийного ремонта». Бизнесмен предложил отодвинуть введение типового положения-договора и доработать его текст.

- Если подвижной состав – иностранный, порядка пяти лет нужно чтобы его «отбить», то есть, как минимум 7-8 лет должны быть контрактные взаимоотношения, - уверен г-н Батыров.

Руководитель автофирмы «Альянс-СКД» Николай Струев, выпускающий около двухсот автобусов на маршруты в Уфе, утверждает, что стоимость малогабаритного транспортного средства - 2,2 млн, а большой вместимости около 5-6 млн рублей.

- Нам нужны гарантии, что не лишат маршрута, пока не «отобьется» техника, - говорит г-н Струев.

Перевозчик подтвердил готовность закупить платежные терминалы, но на вопрос «МКС» как будет проходить расчет за перевезенных пассажиров, заметил, что сам пока плохо представляет эту схему.

Руководитель стерлитамакской компании «Транспортник» Василий Пивторан заявил, что предложенное властями положение не заработает, пока рынок не очистят от нелегалов.

- Например, когда у нас проводят проверки транспорта, проверяют только легальный транспорт. Спрашиваем: «А будете проверять нелегалов?» А нам говорят, что их нет, так как их нет в списках перевозчиков. А в Стерлитамаке таких 200 машин, дублирующие наши маршруты, - говорит он.

В ближайшее время методические рекомендации по проекту договора Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству РБ зарегистрирует в минюсте, затем документ поступит в муниципалитеты, и там решат, принимать текст, или нет.

- Перевозчик должен выполнить эти 28 пунктов, в противном случае муниципалитет может разорвать отношения, а раньше карточка допуска не позволяла это сделать, - объяснила преимущества нового документа председатель комитета Госсобраняи Елена Родина. – Мы сделали модельный документ: одни и те же правила для всех городов и районов.

Между тем, мэр Уфы Ирек Ялалов сообщил что найдена «юридическая зацепка», как запретить нелегалам пользоваться дорогами - в Уфе могут паспортизировать улицы, и разворотные площадки.

- Это муниципальная собственность, передвигаться по которой получат право только легальные перевозчики, - пояснил г-н Ялалов.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"