Posted 29 января 2008,, 20:33

Published 29 января 2008,, 20:33

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Вездесущая гусеница. Ишимбайские машиностроители станут работать на оборонку

29 января 2008, 20:33
Ишимбайский завод <Витязь> войдет в состав бронетанкового государственного холдинга <Уралвагонзавод>. 100% акций машиностроительного предприятия приобрел один из участников госкорпорации <Челябинский тракторный завод - Уралтрак>. Напомним, в России по инициативе председателя военно-промышленной комиссии Сергея Иванова создаются несколько оборонных комплексов, способных конкурировать с западными корпорациями. Указ о создании военных холдингов подписал президент России Владимир Путин. Кумертауский вертолетный завод и УМПО уже отошли государству, теперь пришла очередь <Витязя>, который войдет в новую вертикально интегрированную структуру, объединяющую 16 оборонных предприятий. Ишимбайцы уже сейчас успели зарекомендовать себя на мировом рынке. По крайней мере, аналогов двухзвенным ишимбайским <гусеницам> на планете нет.

Только за последние несколько лет конструкторы «Витязя» разработали два вездехода-амфибии, равных которым в мире еще не появилось. Один, способный поднимать 10 тонн груза, второй, юркий и небольшой по размерам, но с легкостью перевозящий две тонны. И до этого ишимбайцы могли похвастаться суперпроходимостью своих машин, но новинки превзошли все ожидания разработчиков. Внедорожник, не жертвуя скоростью, может передвигаться по непролазной дороге при разреженном воздухе, сверхвысоких и сверхнизких температурах, перепрыгивать через расщелины до четырех метров, разворачиваться на месте и с легкостью преодолевать любые водные преграды. «Малыш», поднимающий две тонны груза или 15 человек, способный также стать базовой площадкой для комплекса вооружения, оказался предметом зависти и вожделения иностранцев.

Для ишимбайского завода в период экономической неразберихи наступали тяжелые времена, и денег на оборонные разработки не было. Но, несмотря на то, что ишимбайские машиностроители потеряли не менее 10 лет, ни канадские, ни американские конструкторы, которые также работают над созданием семейства машин-амфибий, так и не сумели добиться для своих изделий «ишимбайской» проходимости.

— Почему иностранцы, работающие в этой сфере, не достигли нашего уровня? – разводит руками главный конструктор «Витязя» Александр Ильин. - Потому что для любой конструкторской идеи нужна определенная школа, база научных знаний. Мы начали разрабатывать эту машину еще в 70-х годах, и научная мысль с тех пор не стояла на месте. Машиностроительный завод возвели рядом с городом нефтяников Ишимбаем не просто так, расчет советских планировщиков был прост — черное золото может истощиться, а оборонное производство будет необходимо всегда.

— Говорят, что строительство завода в Госплане пробил тогдашний первый секретарь Башкирского обкома партии Мидхат Шакиров, — рассказывает г-н Ильин. — Уже тогда было известно, что выпускать мы будем вездеходы, поэтому вокруг завода много болот, где мы и испытываем свои изделия.

Хотя, конечно, в тогдашней милитаристской стране никто и вообразить не мог, что наступят времена, когда оборонка окажется никому не нужной. Однако сочлененным гусеничным машинам, которых здесь называют болотоходами, до сих пор в мире равных нет. Ишимбайские конструкторы на месте не останавливаются и разработали еще один уникальный внедорожник под названием «Полярный слон», который работает на Ямале. Этот вездеход тоже уникален, он призван прокладывать дороги, называемые зимниками, в Антарктике и Заполярье. А недавно министр обороны России подписал приказ о принятии на вооружение транспортера «Вездесущий».

— Название, как из голливудского боевика…

— Имена машинам даются не по красоте звучания, а по серийным разработкам, — разочаровывает нас конструктор. — Я считаю, что многие машины неправильно называют вездеходами. Вездеход — значит, пройдет везде. Однако плавать умеет только наш, причем степень глубины водоема значения не имеет. Буква «П» в названии ДТ2П и означает — плавающая.

— Прямо так и плывет?

— Конечно, плывет, — разводит руками конструктор.

— За счет чего? По закону Архимеда. Конструкция имеет водоизмещение, а гусеницы устроены так, что двигают машину вперед по воде за счет перемотки обвода. Наш козырь — проходимость в любых условиях, — рассказывает конструктор. — Мы делаем истинные вездеходы.

— Не боитесь рассказывать о своих разработках? Существует же промышленный шпионаж, а уж там, где речь идет о секретах государства, нужна особая осторожность…

— Визуально наш секрет разгадать невозможно, — усмехается Александр Иванович. — Это совершенно новое изделие, созданное с чистого листа. Рынок давно ждал небольшого вездехода, который, обладая защищенностью и проходимостью больших машин, мог бы выполнять те же функции.

— А старший брат этой машины ведь тоже плавает?

— У нас есть вездеход — просто монстр, 13 с половиной метров длиной и грузоподъемностью 30 тонн, — смеется Александр Ильин. — Равных ему, конечно, в движении по болоту, по реке, снежной целине и непроходимой тундре нет. Но вы представляете, какая это громоздкая машина? Поэтому мы и разработали транспортер длиной всего 6,5 метра, который экономит топливо, но имеет те же тактико-технические характеристики.

Теперь «Витязь» станет дочерним предприятием компании «НПК Уралвагонзавод», на базе которой и создается бронетанковая корпорация, призванная производить артиллерийскую и таковую технику. 100-процентый пакет акций ишимбайского машиностроительного предприятия перешел в собственность ООО «ЧТЗ-Уралтрак», которое является частью государственного холдинга. По словам директора «Челябинского тракторного завода – Уралтрак» Валерия Платонова, специализация ишимбайцев останется прежней – здесь и дальше будут совершенствовать двухзвенные транспортеры. Кроме того, новые собственники намерены инвестировать средства для технического перевооружения завода и строительства цехов для производства иной машиностроительной продукции.

Несомненно, что войдя в оборонный холдинг, башкирские машиностроители только выиграют. Комплекс получит трехлетний государственный оборонный заказ, полную загрузку мощностей, наращивание объемов производства и соответственно прибыли. По прогнозам экспертов, ишимбайцы могут ожидать увеличение налоговых поступлений в 2,4 раза. Кроме того, по мнению чиновников, создание оборонного холдинга «позволит исключить неконструктивную, а порой даже вредную конкуренцию за государственные ресурсы».

Кстати, вскоре у «Витязя» появятся и совершенно мирные заказы. Именно ишимбайцы начнут выпускать комплектующие для уникального колесного трактора «Толпар», производство которого совместно с австрийской фирмой «AVL List» и группой «ГАЗ» налаживается правительством Башкирии.

Антонина ЧЕСНОКОВА.

"