Posted 28 октября 2008,, 17:08
Published 28 октября 2008,, 17:08
Modified 10 ноября 2022,, 19:02
Updated 10 ноября 2022,, 19:02
Впрочем, нельзя сказать, что нефтяные компании умерили аппетиты добровольно. Сначала президент РФ назвал ситуацию на топливном рынке «безобразной» и потребовал от Федеральной антимонопольной службы навести порядок. Затем и ФАС надавила на производителей и продавцов нефтепродуктов, полагая, что стоимость бензина должна соответствовать рыночным условиям.
К примеру, еще летом нефть марки Urals продавалась по цене около 140 долларов за баррель, то уже в октябре оценки "черного золота" опустились ниже (уровень полуторагодовой давности).
Напомним, в мае 2007-го, по данным Башкортостанстата, бензин марки АИ-76 (АИ-80 и т. п.) стоил 15,50 руб. за литр, АИ-92 (АИ-93 и т. п.) - 18,50 руб., АИ-95 - 20,10 руб.
После нынешнего «рублевого» понижения цены на башкирских заправках остановились на уровне 19,50, 22,00 и 23,50 руб. за литр соответственно. Стоимость нефти рухнула вдвое, бензин подешевел лишь на 4%, да и то продавцы пошли на это с большой неохотой.
Во всем мире бензин оптом и в розницу дешевеет эквивалентно стоимости нефти. Наша динамика отстает от уровня падения цен на нефть и не соответствует рыночным условиям. Поэтому нынешний «рублевый» дисконт сложно назвать адекватным: в тех же США стоимость топлива меньше чем, скажем, в Башкирии. Да и автолюбители отреагировали на такой подарок по-разному: кто-то считает это хорошим началом, другие говорят, что им радости мало.
Заметим, что снижение цен на бензин в среднем на один рубль ФАС считает недостаточным. По мнению главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, мировые цены на «черное золото» позволяют компаниям понизить розничную стоимость нефтепродуктов еще на полтора-два рубля. Однако произойдет ли это в действительности, сказать не может никто.