Posted 28 августа 2015,, 13:56

Published 28 августа 2015,, 13:56

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

Можно ли соединить культуру и природные богатства Башкирии «на одной тарелке»?

28 августа 2015, 13:56
Данные Всемирной туристической организации (ЮНВТО) и исследования Global Report on Food Tourism, показывают, что туристы тратят на еду более 25 процентов своих отпускных бюджетов. Каждый третий турист в мире считает иностранную национальную кухню серьёзной мотивацией к путешествию. 88,2 процента респондентов полагают, что гастрономия - важная составляющая бренда территории. 79 процентов путешественников выстраивают маршрут, предварительно изучив календарь гастрономических событий. 59 процентов туристов интересуются возможностями посещения локальных сельскохозяйственных ярмарок. Возможно ли развитие гастрономического туризма в Башкирии?

Многие страны мира активно привлекают туристов с помощью национальной кухни и гастрономических специалитетов. Не менее 10 процентов туристов, по данным Национального управления Италии по туризму, прибывают на Аппенинский полуостров для участия во всевозможных гастрономических и винных турах. Активно развивают гастрономические туры Франция, Испания, Португалия. За титул «гастрономической столицы» азиатского региона борются Сингапур и Гонконг. Целевые программы реализуются в Тайланде и Южной Корее. Книга «Красота корейской кухни: 100 рецептов самых популярных блюд» – результат научно-исследовательского проекта «Стандартизация рецептов блюд корейской кухни», над которым совместно трудились министерства сельского, лесного, рыбного хозяйства и продовольствия, культуры, туризма и спорта, а также исследовательский институт корейской традиционной кухни. В Индии, в составе министерства торговли и промышленности, создано специальное ведомство – Совет Специй Индии. Благодаря его деятельности в стране насчитывается порядка 10 парков специй. Всё из исследуемого парка специй приносит доход. В Башкирии есть ресурсы и большой потенциал, которые необходимо креативно раскрыть и эффективно монетизировать.

Гастрономический туризм Башкирии может включать в себя специальные гастрономические или винные, бальзамные туры; посещение объектов гастрономического туризма (пивзавод, мясокомбинат, винзавод, сыроварня, частная пивоварня с гастрономией в обеденное время, ликёроводочный завод и многое другое); посещение ресторанов с национальной кухней; кулинарные курсы от шеф-поваров при отелях; посещение фермерских хозяйств; посещение ярмарок, сабантуев, продовольственных рынков.

Башкирия может конкурировать с другими странами и регионами России и мира в сегменте гастрономического туризма, создав национальные и региональные гастрономические бренды. Например, бренд «Блюдо столицы». Чем больше будет брендов, тем больше заинтересованности и информативности о Башкирии, городах, районах, селах, предприятиях, людях. Хорошим предложением будет создать альманах на YouTube на русском, английском и китайском языках о гастрономических пристрастиях известных личностей, многонациональных кухонь простого народа, интересных гастрономических местах Башкирии. Гастрономические бренды можно завязать с брендами города и республики, музеями, прикладным творчеством, самой обычной едой, известными фамилиями, например, «Шаляпинский гоголь-моголь» или «Бишбармак от Рудольфа Нуриева».

Тем более, развитие гастрономических путешествий актуально теперь, когда рост доллара США и евро создали трамплин для развития внутреннего и въездного туризма. Количество путешествующих по России в 2014 году выросло почти на 30 процентов и достигло 41,5 миллиона человек, въездной туризм увеличился на 16 процентов.

Современные поколения всё больше предпочитают питаться за пределами дома. Отсюда интерес ко всему новому, к иностранным кухням и, как следствие, к путешествиям. Гости уфимских саммитов насладились национальной кухней Башкортостана, особо отметив превосходный вкус и полезность мёда и кумыса, а за баурсаком выстраивалась очередь. Положительный республиканский гастрономический образ создан, остается правильно позиционировать и развивать на местах.

Глобализация привела к круглогодичной доступности экзотических продуктов и мёда. Это развивает интерес попробовать зарубежную кухню не в ресторане своего города, а на исторической родине. Например, импорт башкирского мёда и развитие гастрономического туризма Башкирии создают взаимовыгодный мультипликативный эффект.

Интернет и телевидение влияют на массовое развитие нашего интереса к другим культурам и традициям. Стратегический и экономически выгодный ход в развитии заинтересованности Башкирией можно сделать в интернет пространстве. Интернет конкурсы «Непрофессиональный рекламный гастрономический ролик республиканской кухни», «Гастрономический бренд города Уфа», «Гастрономические бренды районов Башкирии», «Гастрономический бренд курортов Башкирии» помогут максимально привлечь всех желающих лично принять участие в создании многогранной картины гастрономической Башкирии. В созидании на благо развития гастрономии, туризма и экономики Башкирии также интересна активизация работы в блогосфере.

Сегодня требуется несколько часов перелёта, чтобы оказаться на другом краю планеты. Новый международный терминал аэропорта «Уфа», развитие безопасной малой авиации Башкирии, запуск дорожной инфраструктуры «Шёлковый путь» через регион и частичное субсидирование групповых туристических перелетов из регионов России и стран БРИКС в Башкирию могут вдохнуть импульс в развитие предпринимательства и инфраструктуры туризма и гостеприимства.

Современный миропорядок делает возможным путешествовать без виз во многие страны. По оценкам экспертов, либерализация визового режима дает рост туристических потоков. Например, как только отменили визы с Израилем, в два с лишним раза вырос поток граждан из Израиля в Россию. Либерализовали визовый режим с Турцией – рост на 41%, с Республикой Корея – на 40%. Введение для иностранцев безвизового режима на 72 часа с целью «транзитного туризма» будет способствовать развитию въездного туризма Башкирии.

Пока в России нет своего достойного места на гастрономической карте мира. Наша национальная кухня не играет той роли в мировом туристической индустрии, которую заслуживает. Что знают наши сограждане, а тем более иностранцы, о фестивалях «Адыгейского сыра», «Шадринского гуся», «Тульского пряника», «Истобенского огурца», «Астраханского арбуза», «Калининградской корюшки» и «Молочной страны». Мобильный выход молочной продукции Башкирии на экспорт даст хороший синергетический эффект.

Для стимулирования гастрономического туризма Башкирии необходимо создать информационное поле, отражающее уже существующие в регионе реалии.

В Башкирии направление развития брендинга кумысолечения неразрывно связано с Антоном Павловичем Чеховым и Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Имеется хороший потенциал в территориальном, спортивном, сказочном, гастрономическом, лечебно-оздоровительном, приключенческом, ремесленническом, экстремальном, квестном, экскурсионном и туристическом направлениях развития бренда «Салават Юлаев».

Региональные гастрономические бренды способны сами по себе привлекать туристов. Россия входит в десятку производителей вина в мире. В Башкирии ОАО «Уфимский винзавод» может воспользоваться раскруткой гастрономического бренда совместно с туристической отраслью на основе взаимовыгодного сотрудничества. Недавно в Моравии приступили к реализации довольно забавного туристического проекта под многообещающим названием «Винные дорожки Моравии». Туристам предлагается сесть на велосипеды в Микулове и двинуться в путь через Валтице и Леднице. По дороге колонны велосипедистов радостно приветствуют местные крестьяне, предлагая отведать моравские вина.

Не надо бояться или стесняться нашего национального напитка водки, как с точки зрения создания объектов гастрономического туризма, так и при организации гастрономических фестивалей. В Шотландии, Ирландии, США, Японии, Канаде посещение вискикурен с дегустацией – это отлаженное шоу, приносящее немалый доход в казну. В Башкирии экскурсии на ликеро-водочные заводы – редкость. Водка, целебные бальзамы и домашние дистилляты могут, при разумной политике употребления, стать хорошим дополнением фестивальных столов.

В Башкирии можно не просто кормить, но и просвещать проводя литературно-гастрономические и музыкально-гастрономические фестивали. Республика может привлекать знаменитостей к открытию объектов гастрономического туризма, есть известные специалисты российского масштаба в области туризма, рестораторы и отельеры – выпускники республиканских учебных заведений. Они с большим удовольствием примут личное участие на благо развития альма-матер и помогут повысить уровень культуры в обществе через гастрономическое просвещение.

Создание необычных форм гастрономических маршрутов, например, «по пасекам Башкирии», могло бы тоже иметь место. Например, в 1881 году в Индии был открыт самый первый в мире железнодорожный luxury-маршрут The Toy Train of Darjeeling. Путь пролегал от Дарджилинга через Махарани до Нью-Джалпайгури. Основной целью британских путешественников было знакомство с производством чая.

Всегда важно помнить о повышении уровня сервиса и подготовленности персонала. Башкирия, уже продемонстрировала мировому сообществу конкурентный уровень сервиса на уфимских саммитах.

К примеру, Уфимский государственный университет экономики и сервиса привлекает к преподаванию профессионалов, в том числе из индустрии производства продуктов питания и алкогольных напитков, виноторговых компаний, отелей и ресторанов. Рекомендована тема «Развитие гастрономического туризма Башкирии» в качестве самостоятельной для курсовых и выпускных квалификационных работ. Студенты республиканских вузов с радостью примут участие в творческом фото и видео конкурсе в социальных сетях, например «Каникулы в Простоквашино».

Чтобы добиться синергетического эффекта можно предложить посещение объектов гастрономического туризма в «одном пакете» с местными культурными объектами и природными достопримечательностями. Важно не просто соединить культуру и природные богатства Башкирии «на одной тарелке», но и не забыть, что цель любого путешествия – это контакты между людьми.

Константин КУЗЬМИНЫХ.

"