Posted 28 апреля 2015,, 19:49

Published 28 апреля 2015,, 19:49

Modified 10 ноября 2022,, 18:43

Updated 10 ноября 2022,, 18:43

Забытый «второй фронт». Нельзя забывать тех, кто без раздумий пришел на помощь

28 апреля 2015, 19:49
Через семьдесят лет после окончания Великой отечественной войны не утихают споры и спекуляции на тему «второго фронта». Разброс мнений очень велик: от утверждений, что американская помощь не играла существенной роли, до заявлений, что без американской тушенки и прочего Красная Армия ни за что не победила бы гитлеровскую Германию. Между тем сейчас практически забыт вклад братского монгольского народа, отдававшего в те годы последнее нашей стране.

«Монголки» дошли до Берлина

Россия, как известно, страна не дорог, а направлений. И это, как ни удивительно, помогло Красной Армии, когда жарким летом 1941 года танки Гудериана, рвавшиеся к Смоленску и Москве, забуксовали в пыли бездорожья и «условных дорог».

Сколько язвительных статей было опубликовано в перестроечные годы по поводу сталинской административно-командной системы, когда колхозы перед войной должны были согласовывать с военкоматами даже направление вспашки земли. И только недавно компетентные органы России, наконец, рассекретили документы, согласно которым подобные требования были вызваны тем, что направление вспашки должно было препятствовать движению вражеских танков. Гудариан не раз потом жаловался по этому поводу: преждевременный износ двигателей, выход из строя воздушных фильтров, перерасход горючего и многое другое.

Лошадь в российских условиях оказалась просто незаменима. Перед войной в РККА было 526 тысяч лошадей, а 1 сентября 1941 года уже 1300 тысяч и в дальнейшем конница продолжала расти, достигнув 1 900 тысяч голов. Лошадей массово мобилизовали отовсюду, но всё равно их остро не хватало. И здесь неоценимую помощь оказала Монгольская народная республика, поставившая СССР за время войны полмиллиона лошадей. Кроме МНР, достать в то время четвероногих, можно было только в Аргентине и в США с Канадой. Доставка животных через океан и стоимость перевозки живого груза делали этот вариант совершенно не реальным. Лошади – не машины, которые поставил в трюм и забыл на несколько недель. Кормить нужно регулярно, убирать навоз.

Причем монгольские лошади поставлялись в СССР по условной цене в счет оплаты кредитов, выданных молодой стране нашим государством ещё до войны.

Основные поставки автомобилей по ленд-лизу происходили уже во второй половине войны, когда успех Красной Армии стал очевиден всем, а 1941-1942 годах кавалерийские дивизии были основным видом подвижных соединений РККА, которые могли пройти там, где и потом «Студебекеры» пасовали.

Неприхотливые монгольские лошадки, как, впрочем, и наши российские, легко переносили мороз и пургу, ели что придется – сухую прошлогоднюю траву, которую сами выкапывали из-под снега, кору и всё что росло. Кстати «монголок» почти не нужно было подковывать, а о сообразительности, выносливости и живучести монгольских животных на фронте ходили легенды. Немецкие селекционные лошади не выдерживали русские морозы и массово гибли без теплых конюшен при температуре уже минус 10-15 градусов, а монгольским лошадкам этом мороз и не мороз был вовсе. И сугробы в метр глубиной тоже были нипочем. Немало их дошло до самого Берлина и там бойцы Красной Армии шутя обвешивали их перед рейхстагом в победном мае 1945-го, как и «строевых» верблюдов (были и такие!), фашистскими крестами. Потом, правда, командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков запретил это делать: мол, подумают ненароком союзники, что у нас не хватает современной боевой техники. Но, по правде говоря, чего было стесняться? Как могли, так и воевали. И чем могли, тем и воевали. Потому и победили.

Отдавали последнее

Американская тушенка стала символом помощи заокеанских союзников. Только мало кто знает, что делался этот продукт зачастую из самого дешевого мяса и субпродуктов.

- С конца 1943 года мы стали получать тушенку из кенгурятины, - вспоминает бывший механик бомбардировщика Пе-2 Петр Костюков. – Но сладковатое на вкус мясо не сразу прижилось. Текст на банках был на английском и прочитать его поначалу никто не мог.

В довоенное время в школах СССР изучали в основном немецкий язык. Картинок и рисунков на банках никаких не было. Да не известен был прыгучий зверь пятого континента в нашей стране. Кто-то даже предположил, что, мол, это мясо обезьян: «человеченка», тоже говорят, сладкая.

А между тем, уже с 1941 года Монголия регулярно поставляла мясо в Советский Союз. Для сравнения: США поставили нам за золото 665 тысяч тон мясных консервов. И той же пресловутой австралийской кенгурятины с привкусом «человечины» в том числе. МНР дала 500 тысяч тонн свежего мяса, что в переводе на тушенку составляет примерно 350 тысяч тонн. Но как можно сравнивать экологически чистый продукт с заморским субпродуктом? Помимо обычного домашнего скота в братской стране заготовлялись для Красной Армии и дикие животные, когда устраивались гигантские облавы, как во времена Чингиз-хана и добычу гнали прямо к эшелонам.

Причем обычно монголы мясо тушами привозили прямо на фронт и там сдавали интендантам. Монгольские товарищи старались выбирать самые сложные участки. Обычно это были Калининский, Северо-Западный и Волховские фронты, где в болотной жиже сражались и жили бойцы Красной Армии.

А сколько поставили монголы нам шерсти, кожи и меха! США продали Советскому Союзу 54 тысячи тонн шерсти за золото, осетровую икру, пушнину и стратегическое сырье, а Монголия поставила по условной цене в счет довоенных кредитов 64 тысячи тонн. Каждая пятая шинель Красной Армии была монгольская.

Знаете ли вы, что «стальные» сибирские дивизии, погнавшие врага от стен Москвы в декабре 1941 году, были одеты трудящимися МНР. Теплые монгольские полушубки, валенки, рукавицы и ушанки внесли свой неоценимый вклад в Победу.

А союзники поначалу старались сплавить нам что поплоше. Хваленые военные ботинки союзники поставляли те, которые сами забраковали. Участники обороны Кавказа в 1942 году, куда массово поставили английскую обувь, с негодованием вспоминали, что толстые подошвы этих «штиблет» оказались гнилыми и через неделю разваливались, а из-за низкого подъёма, человеку, носившему 41-42 размеры, приходилось натягивать как минимум 45-й. И походили в такой «обувке» красноармейцы больше на клоунов. Вот и воевали поначалу наши бойцы в заснеженных горах чуть ли не в опорках.

Помощь западных союзников нельзя недооценивать, но и переоценивать не стоит. Бизнес для них был прежде всего. Правда советские власти постепенно отучили англичан и американцев поставлять нам откровенное барахло.

И ещё один факт. В СССР во время войны остро не хватало вольфрама. Этот металл необходим для производства бронебойных и подкалиберных снарядов. Действующих месторождений в нашей стране было мало. Добывалась вольфрамовая руда и у нас в Башкирии. Тяжелое, очень вредное производств, из-за чего работавшие там мужики просто рвались на фронт, а их под угрозой суда не отпускали. Но это уже другая, хоть и очень драматичная история…

Объемы добычи вольфрама в Советском Союзе были мизерными по сравнению с запросами фронта. Основным источником вольфрама для нашей страны стала та же Монголия. Так что подбивать «Тигры» и «Пантеры» нам тоже помогал братский монгольский народ.

К началу двухтысячных усилиями «прихватизаторов» вольфрамовая промышленность в России почти разрушена. А «если завтра война», монголы нас будут выручать?

Можно только удивляться тому, как искренне и бескорыстно помогали на полунищие граждане МНР буквально с первого дня войны. Зимой 1944 года в невоюющей стране начался голод. Их самопожертвование может сейчас вызвать у части людей недоумение. Между тем не все так просто. Монголия – это Восток. Дело, как известно, тонкое. Монголы прекрасно помнили, что именно Советская Россия принесла им независимость и спасла от китайской ассимиляции в 1920-е, что русские врачи вылечили от бытового сифилиса десятки тысяч граждан этой страны, как ликвидировали чуму и прочие инфекционные болезни, а самое главное, защитили монгольский народ от японских захватчиков на Халкин Голе. Такие вещи на Востоке не забывают. Помните, как встречали нашего президента Владимира Путина в Улан-Баторе? Первым делом повели в музей Жукова – национального героя этой страны. Так что и нам нельзя забывать тех, кто немедленно и без раздумья пришел к нам на помощь в трудную минуту.

Евгений КОСТИЦЫН.

Полмиллиона монгольских лошадок внесли достойный вклад в Победу

Монгольские женщины шьют полушубки для бойцов Красной Армии

Мясо для Красной Армии

Упаковка готовых валенок

"