Posted 28 марта 2019,, 14:42

Published 28 марта 2019,, 14:42

Modified 17 октября 2022,, 20:04

Updated 17 октября 2022,, 20:04

По делу Филиппова выступил экс-руководитель администрации главы Башкирии

28 марта 2019, 14:42
Владимир Нагорный сообщил, что была поставлена задача включить в адресную программу по расселению как можно больше аварийных домов.

Сегодня показания по уголовному делу о переселении из аварийного жилья в Уфе дали владелец ИСК «Агидель-Инвестстрой» Филюс Ишбулатов и бывший руководитель администрации главы Башкирии Владимир Нагорный. Застройщик сообщил, что начал возмещать мэрии затраты на расселение только после исковых требований города. Владимир Нагорный подчеркнул, что в правительстве была поставлена задача включить в адресную программу по расселению как можно больше аварийных домов.

По уголовному делу в отношении бывшего вице-мэра Уфы Александра Филиппова и экс-начальника Управления капстроительства мэрии Марата Гареева был допрошен владелец и руководитель ИСК «Агидель-Инвестстрой» Филюс Ишбулатов. Отвечая на вопрос суда, в каких отношениях он находится с подсудимыми, свидетель сообщил, что, «в отношениях, слава богу, не находимся, но знакомы».

По версии следствия, чиновники из личной заинтересованности включали в адресную программу по переселению 2013-2017 годов, финансируемую из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее - Фонд), республиканского и муниципального бюджетов, аварийные дома, ранее переданные застройщикам по договорам развития застроенных территорий (РТ). Ветхое жилье расселялось за счет программы.

Позже муниципалитет взыскивал с застройщиков компенсации понесенных затрат. По договорам развития город также безвозмездно предоставлял строительным компаниям участки в аренду или собственность. Ущерб от этих действий следствие оценило в 1,2 млрд рублей. После начала разбирательства город вернул Фонду 516 млн рублей, потраченных на расселение.

Компания «Агидель-Инвестстрой» в 2014 и 2015 годах заключила с городом два договора о развитии застроенной территории — 14-РТ (улицы Красноводская, Обская, Менделеева и Акназарова) и 55-РТ (улицы Кремлевская, Борисоглебская, Кольцевая).

В обоих кварталах были аварийные дома, включенные в региональную адресную программу по переселению. По 55-РТ застройщик в добровольном порядке компенсацию администрации за расселение не выплатил, поскольку не согласился с суммой иска. По словам Филюса Ишбулатова, мэрия в 2017 году потребовала возместить затраты по домам, которые были расселены до того, как право развития квартала на торгах приобрела его компания. Кроме того, сам квартал был сложным – там практически не было инженерных сетей.

– На круг вместе с сетями, внутренними дорогами, расселением рассчитывал, что в 900 млн рублей я уложусь. А тут еще эти бараки расселять, которые задолго до этого были расселены. Еще обременение ложится на этот квартал. Рентабельность этого квартала становилась мизерной, – пояснил Ишбулатов.

Тем не менее, суд взыскал с компании 63 млн рублей по иску города. В марте 2018 года было подписано мировое соглашение с графиком платежей по февраль 2025 года.

Филюс Ишбулатов рассказал, что принял такое решение после сердечного приступа.

– Очнулся в реанимации кардиологического центра. Как видите, удалось выжить. По выходу я принял однозначное решение выплатить всё, – сообщил свидетель.

Квартал улиц Красноводская, Обская, Менделеева и Акназарова (14-РТ) «Агидель-Инвестстрой» получила по договору уступки права с ООО «Энерготехсервис», которое выиграло торги в 2011 году. Между администрацией Уфы и двумя компаниями было заключено трехстороннее соглашение о перемене лиц.

Здесь в программу по расселению включались четыре дома. Из них были расселены только два, поскольку жильцы других двух домов не захотели переселяться, обратились в суд и выиграли его. В итоге эти дома были исключены из программы. По двум оставшимся администрация в 2017 году потребовала выплатить 27,3 млн рублей. В марте 2018 года было подписано мировое соглашение с графиком платежей по июль 2021 года.

Филюс Ишбулатов сообщил, что еще до заключения 14-РТ мэрия обратилась к нему с просьбой продать по льготной цене 26 квартир в готовых домах в Инорсе, чтобы предоставить их жителям аварийных домов. Застройщик согласился и по невыгодным для него условиям продал городу 1,2 тыс кв м за 27 млн рублей. Стоимость одного «квадрата» составила 34 тыс рублей, что значительно ниже рыночной цены – на тот момент она составляла около 50 ты. рублей. По его словам, продав квартиры обычным покупателям, он мог бы получить дополнительно 36 млн рублей. На вопрос обвинителя, мог ли Ишбулатов отказаться от невыгодной для него сделки, он ответил утвердительно. Причины своего решения он не раскрыл, сообщив только, что «когда мэрия обращается, мы всегда помогаем».

Когда администрация обратилась в суд с иском о компенсации за расселение по договору 14-РТ, Филюс Ишбулатов предложил зачесть в этот счет сумму, которую он недополучил от продажи по льготной цене квартир в Инорсе. Но городские власти на такие условия не согласились.

Застройщик отметил, что, если бы он знал, что ему предстоит выплатить компенсацию за расселение в квартале улиц Красноводская, Обская, Менделеева и Акназарова, не стал бы отдавать квартиры в Инорсе по контрактам мэрии.

Вторым давал показания депутат Курултая, бывший руководитель администрации главы Башкирии Владимир Нагорный. В 2011-2014 годах он работал главой администрации Ленинского района Уфы, с 2014 по 2016 годы был вице-премьером правительства республики по строительству и ЖКХ. Он рассказал, что, будучи главой района, составлял списки домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. На вопрос судьи свидетель ответил, что при составлении списков в администрации не выясняли, включены ли эти дома в договора о развитии. По его словам, была поставлена задача включить в программу как можно больше аварийных домов.

– Расселить надо прежде всего. У нас много примеров, когда аварийные дома стоят десятки лет, – подчеркнул свидетель.

Владимир Нагорный сообщил, что вопрос о наложении договоров о развитии и региональной адресной программы начал подниматься в правительстве только в 2017 году после письма Фонда. Адвокат Александра Филиппова Алексей Зеликман спросил, принималось ли решение дома не сносить, а перекинуть эту обязанность на застройщиков.

– Такого решения не принималось, насколько я помню, – ответил Нагорный.

Также не ставился вопрос об исключении аварийных домов из программы. Свидетель отметил, что Фонд изначально допускал, что аварийные дома из договоров о развитии могут входить в программу. Также, по его словам, правоту этой позиции подтвердил Арбитражный суд Башкирии.

Медиакорсеть следит за развитием событий.

"