Posted 28 января 2007,, 19:18

Published 28 января 2007,, 19:18

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Перед началом избирательных гонок республиканский Кодекс о выборах придется опять переписывать

28 января 2007, 19:18
Наступивший год дает старт целой череде избирательных кампаний, которая начнется с выборов депутатов Госдумы.

Затем, уже в 2008-м, грядут президентские, а также выборы в Госсобрание Башкирии и представительные органы муниципальных образований, в частности, в Уфимский горсовет. Причем по новым правилам, которые настолько отличаются от старых, что не сразу в них разберешься. Разъяснить их был призван новый республиканский Кодекс о выборах, который вступил в законную силу в декабре минувшего года.

На его подготовку ушло больше года. Как сказал «МКС» председатель Центризбиркома Башкирии Барый Кинзягулов, долгое прохождение документа в Курултае объясняется необходимостью детальной проработки каждой статьи для того, что избежать коллизий, неясностей и неопределенностей, которые могут возникнуть во время избирательных кампаний.

- Новая редакция Кодекса направлена на приведение республиканских норм в соответствие с федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", - уточнил глава республиканской ЦИК.

Новый Кодекс сохранял минимальный порог явки на выборы в республиканский парламент – 25%, а в представительные органы муниципальных образований – 20%. Однако аккурат после принятия республиканского избирательного закона вступили в силу кардинальные поправки в федеральное избирательное законодательство. Согласно им, например, порог явки на выборы отменяется. Теперь проголосуй хоть один избиратель — и хватит.

Или другая новация: На телевидении кандидаты в депутаты будут очень хорошие. Ругать конкурентов можно только в газетах или на улице. А в теле- и радиоэфире нельзя призывать голосовать против других. Нельзя “описывать возможные негативные последствия в случае, если тот или иной кандидат будет избран”. Нельзя распространять информацию о других кандидатах “с явным преобладанием” негатива. И, наконец, нельзя “распространять информацию, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату или партии”. В общем, можно лишь хвалить себя.

В башкирском Кодексе о выборах таких «драконовских» ограничений нет. Но очевидно, что вновь испеченный региональный закон уже вступил в противоречие с федеральным, поэтому очередной корректировки Кодексу не избежать. Понятно, что в 2008 году на выборах и в Курултай, и в уфимский горсовет и порог явки будет отменен, и контрагитации в средствах массовой информации тоже не будет.

Впрочем, как мы уже и говорили, новых правил игры, которые не подлежат «ревизии», в Кодексе РБ о выборах достаточно. Чем они отличаются от старых?

Во-первых, предусмотрено, что количество недостоверных или недействительных подписей, при котором не допускается регистрация кандидатов, сокращено с 25 до 10 процентов. Хотя первоначально планировалось установить вообще 5%-ный барьер.

Изменена роль избирательного залога, который больше не будет выполнять «страховочную функцию» на случай, если количество достоверных подписей окажется недостаточным для регистрации кандидата.

Сумма залога составляет 15 процентов от «предельного размера расходования средств избирательного фонда», который также определен в Кодексе.

Кроме того, запрещено избиркомам печатать бюллетени «про запас». Их число не должно превышать более чем на 1,5 процента число избирателей, включенных в списки.

Также впервые Кодекс РБ допускает электронное голосование. Правда, с оговоркой, волеизъявление без бумажного носителя может проходить не более чем на 1% избирательных участков.

На ближайших выборах в Госсобрание Башкирии, новый состав Курултая станет формироваться по «смешанной» системе (чего раньше не было): из 120-ти будущих народных избранников 60 человек попадут в республиканский парламент по одномандатным округам, вторая половина займет кресла по партийным спискам.

Что же касается избирательных кампаний в представительные органы муниципалитетов, то здесь сохранится мажоритарная система. Все депутаты будут одномандатниками, однако у партий остается право выдвигать своих кандидатов для участия в этой борьбе.

Дали ответ республиканские законодатели на вопрос «Будут ли в Башкирии избираться мэры прямым голосованием», о который в последнее время было сломано немало копий. В Кодекс внесена норма, согласно которой «выборы должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования», но только в том случае если уставом муниципалитета предусмотрены выборные должности.

В Уфе, например, согласно уставу городского округа, мэр принимается на работу по контракту. Его полномочия истекают вместе с полномочиями депутатов горсовета. И в 2008 году принимать на работу нового градоначальника будет свежеизбранный депутатский корпус.

Сергей ЛЕСУНОВ.

ПОДРОБНО

Финансовый объем избирательных фондов зависит от уровня выборов. Так, к примеру, претенденты на место в Курултае могут истратить на предвыборную гонку деньги в сумме, не превышающую минимальный размер оплаты труда более чем в 35 тыс. раз (из расчета 1 МРОТ = 100 рублям, максимум 3,5 млн. рублей). Если же в гонке участвует партия, то верхняя планка для нее 8 млн. рублей.

Казна же кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, к примеру, уфимского горсовета, зависит от количества избирателей в округе: свыше полумиллиона человек – 2,5 млн. рублей, 100-500 тыс. человек – 1 млн. рублей, 50-100 тыс. человек – 350 тыс. рублей, 2-50 тыс. человек – 200 тыс. рублей, менее двух тысяч избирателей – 50 тыс. рублей.

"