Posted 26 августа 2008,, 18:10

Published 26 августа 2008,, 18:10

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Башкирия одной из первых доставила гуманитарную помощь в Южную Осетию

26 августа 2008, 18:10
На днях с Северного Кавказа вернулась первая колонна гуманитарной миссии МЧС Башкирии. Три автопоезда, состоящих из грузовиков Skania и республиканские спасатели доставили в Цхинвал несколько тонн муки, крупы, сахара, риса, макарон, масла, тушенки и других продуктов. Помимо этого, в столицу Южной Осетии из Башкортостана привезли шифер, стекло, кабеля, медикаменты и противопожарное оборудование.

Любопытно, что башкирские водители оказались самыми отважными. В некоторых регионах гражданские шоферы, опасаясь за свою жизнь, наотрез отказывались везти гуманитарный груз в зону военных действий. Наши же драйверы восприняли эту миссию спокойно, как обычную работу.

Автоколонна из Башкирии прибыла на Северный Кавказ одной из первых.

За рулем автопоезда - опытные водители Загит Насыров, Анвар Рахимкулов, Юрий Марфин, Антон Саможенов, Фанис Бикмухаметов и Евгений Лисичкин.

- Мы же понимали, что люди в Цхинвале нуждаются в помощи, - объясняет Анвар Рахимкулов.

Анвар, только вернулся с очередной вахты из Ханты-Мансийска, где он водит грузовую «Татру», и рассчитывал побыть дома с семьей, но получил задание – вести фуру с оконным стеклом.

- Эта командировка была очень важной, - говорит салаватский водитель.

Изначально, маршрут гуманитарной миссии Башкирии должен был заканчиваться во Владикавказе. Однако на середине пути стало известно о решении идти до конечного пункта назначения – до разрушенного города. В МЧС России посчитали нецелесообразным перегружать продукты, медикаменты и стройматериалы на перевалочной базе и терять при этом драгоценное время.

По словам старшего колонны, заместителя начальника республиканского управления МЧС Владимира Лободы, никто из 24 человек не отказался от опасной миссии. Хотя им следовало пройти по горному серпантину, миновать одиннадцать автотоннелей и проехать по территории Южной Осетии, где еще недавно шли ожесточенные бои.

- Мы провели собрание, обсудили с ребятами сложность положения и решили двигаться дальше, - заметил Владимир Лобода. – Ни один из парней не струсил.

- Конечно, можно было бы сгрузить муку на складах во Владикавказе, - объяснил глава поисково-спасательной службы МЧС РБ Владимир Темашев. - Но довести груз до Цхинвала, прямо до временного хлебзавода, где тут же из нашей муки начали печь хлеб и раздавать населению, было важнее.

Помимо сотрудников МЧС, колонну сопровождали два автоматчика управления вневедомственной охраны МВД по РБ и два сотрудника республиканского полка ДПС. Как позже выяснилось, многие из членов сопровождения проходили срочную службу в этих местах и хорошо знали дорогу.

Марш-бросок башкирской колонны прошел через Самару, Саратов, Волгоград, Элисту, Буденовск, Нальчик, Владикавказ и занял двое суток. Колеса башкирских грузовиков намотали 2397 километров только в одну сторону. Уже на Кавказе, колонна из Уфы слилась с другими транзитными конвоями с гуманитарной помощью из Курска, Белгорода, Астрахани, Новгорода и других российских городов.

По словам Владимира Лободы, на границе Северной и Южной Осетии башкирский конвой даже не досматривался. Пограничники, изучив грузовой манифест и поняв насколько важен этот груз сейчас для населения Цхинвала, сразу дали зеленый коридор.

То, что они увидели на южноосетинской земле, стало шоком.

- Разрушенные дома, сгоревший виноград во дворах, гнетущее напряжение, подбитая грузинская военная техника на улицах, - делится впечатлениями Анвар Рахимкулов.

Супруга Анвара Фаритовича узнав, что он направляется в Цхинвал, вместе с родственниками молилась в мечети за благополучное возвращение мужа.

Два дня ушло на разгрузку колонны. Наши водители сами работали грузчиками. Причем, не только своих автомобилей, но и машин с гуманитарной помощью из других регионов.

Все передвижения по Цхинвалу строго ограничены, кое-где еще лежат неразорвавшиеся снаряды, и в городе работают саперы. Между складами башкирские машины передвигались по строгому маршруту. А все работы на ночь прерывались из-за комендантского часа.

- Никого не надо было инструктировать, все сами понимали, что, потянувшись за спеющим яблоком или гроздью винограда, можно нарваться на все что угодно, - говорит полковник Лобода.

В Южной Осетии оказалось много военнослужащих-земляков. Ребята из Башкирии подходили к нашей колонне, завидев номера с кодом «02».

- Солдаты из Башкирии нам обрадовались, как родным, - вспоминает Анвар. – Мы отдали все, что везли с собой – сигареты, продукты. У них даже не было сотовых, чтобы позвонить родным и сообщить, что все в порядке.

Имевшийся запас провианта солдатикам очень пригодился. Часть привезенного пожарного оборудования местные брандмейстеры сразу же поставили на уцелевшие машины, а лекарства отдали во временные госпитали.

Кстати, в Южной Осетии было ранено пятеро и погибло три парня из Башкирии – один срочник и два миротворца. Говорят, что на передовой оказались совсем «зеленые» бойцы. Один из погибших был призван из республики только в мае. Солдат был единственным кормильцем в семье, остались без средств к существованию его бабушка, мать и беременная жена.

В субботу из Уфы в Цхинвал вышла еще одна транзитная колонна с гуманитарной помощью. В ее составе и микроавтобус «Мерседес-Спринтер», который передадут местным властям для перевозок пассажиров по столице Южной Осетии. Поскольку скоро 1 сентября, машину наполнили школьными принадлежностями и канцтоварами для уцелевших школ Цхинвала.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"