Posted 26 мая 2009,, 15:50

Published 26 мая 2009,, 15:50

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Будущих милиционеров решили выращивать «в пробирках»

26 мая 2009, 15:50
Выстрелы разорвали воздух в тихих «хрущевских» дворах, располагающихся между улицами Пархоменко и 50-летия Октября в Уфе. Дети громко кричали, учителя закрывали глаза руками, пенсионерки льнули к окнам пятиэтажек, выходящим во двор школы № 96. Ставшие свидетелями нештатной ситуации во дворе обычного уфимского учебного учреждения, готовы были тут же бежать набирать «02». Но, приглядевшись, понимали: милиция уже здесь.

Испуганных прохожих можно было успокоить. Выстрелы оказались холостыми, дети кричали от восторга, а сидящих дома стариков стоит извинить за любопытство: на спортивной площадке лицея шло показательное выступление отряда особого назначения башкирской милиции.

Раж порядка

В школе-лицее № 96 состоялась заключительная акция «Дней правопорядка», которые с недавнего времени башкирские милиционеры проводят в каждом учебном учреждении.

- На показательное милицейское выступление мы пригласили только старшие классы, - рассказывает заместитель директора школы по научно-методической работе Елена Хухрина. – Но пятиклассники очень просились и мы в виде исключения разрешили им присутствовать.

К выступлению перед детишками правоохранители подготовились весьма серьезно – бойцы показывали свои умения без скидок на возраст зрителей. Служебная собака по кличке Регги породы немецкая длинношерстная овчарка искренне пыталась вгрызться в горло предполагаемому преступнику – испуганному статисту, одетому в ватный комбинезон.

В воздухе пахло порохом, поскольку отряд особого назначения «задерживал» злодеев «по-взрослому», с выстрелами в воздух и бросками через бедро. Парни, показывая приемы рукопашного боя, с гиканьем падали всеми частями тела на твердый асфальт и явно не получив никаких повреждений тут же вскакивали, чтобы вновь показать свое мастерство во владении нунчаками или умении выбивать у вооруженного преступника нож.

Боец ОМОНа Ренат Культуманов как настоящий йог выдерживает удар острием топора по голому животу, а двое его товарищей желая произвести еще большее впечатление на и так замерших от ужаса зрителей, вбивают в плоть парня топор ударами кирпича. Публика визжит от страха, но – о, чудо – на теле Рената нет ни царапинки, а силикатные кирпичи раскалываются надвое. Те из взрослых, кто опасался, что на школьный двор во все стороны брызнут внутренности героя, облегченно вздыхают. Дети не могут сдержать восторга, бурно хлопая.

- Суперское выступление, - комментирует Никита Каштанов из 6 «А». – Я такое раньше только в китайском кино видел.

- Кирпичи были не настоящие, - со знанием дела заявляет Артем Огородников из 8 «В». – Я знаю, так в цирке делают.

- Кирпичи самые настоящие, со стройки, - смеется командир башкирского ОМОНа Ирек Сагитов. – Мы их специально оставили, чтобы школьники убедились – никакого обмана нет. Наши бойцы – не цирковая бригада, мы показываем лишь то, что в реальности делаем ежедневно.

Нашему корреспонденту удалось потрогать подвергшийся страшным нагрузкам живот Рената Кутульманова. На месте, где давило на тело острие топора – лишь красная полоса, а вот с пальца на руке капает кровь.

- Ссадину заработал, неловко кувыркнувшись на асфальте, - объясняет служивый.

- Не страшно показывать столь опасные трюки?

- Это моя работа, - лаконичен боец. – А умение владеть своим телом пригодится в борьбе с преступниками.

- Отряд особого назначения – не акробаты, - объясняет глава МВД по РБ Игорь Алешин. – Дети увидели приемы, которым обучены парни, призванные быстро и четко действовать в нештатных ситуациях, спасая людей. Омоновцы – элитное милицейское подразделение, незаменимое, когда требуется особая ловкость, сила и отвага.

Свои среди чужих

Показали школьникам свое умение сдерживать разбушевавшуюся толпу и бойцы недавно появившейся в столице Башкирии роты оперативного реагирования. На появлении этого спецподразделения, умеющего работать на массовых выступлениях, настоял сам башкирский министр внутренних дел Игорь Алешин.

- Я считаю, что каждый милиционер в своей работе должен иметь определенные навыки, а не начинать учиться действовать в экстремальной ситуации, когда она уже случилась, - говорит Игорь Викторович.

Новорожденная рота, облаченная в каски со стеклянным забралом, высокие шнурованные ботинки и бронированные жилеты, с бугрящимися налокотниками и наколенниками, вооруженная пластиковыми щитами в рост, напоминает отряд средневековых рыцарей. Сходство стало почти полным, когда бойцы построились клином – тевтонские рыцари называли эту фигуру «свиньей».

- Новое подразделение уже прошло практику в сдерживании агрессивной толпы, например на первомайских демонстрациях? – пытаемся мы спровоцировать на откровенность милицейского министра.

- Нет, - не поддается Игорь Алешин. – И, слава Богу. Надеюсь, что эти навыки никогда и не придется использовать. Считаю, что применение силы – признание слабости. Работа милиции в том и состоит, чтобы не допустить агрессии.

Перед зданием школы развернулась настоящая милицейская выставка. Ребята могли посидеть за рулем всех автомобилей, стоящих на вооружении министерства внутренних дел – полноприводного омоновского броневика «Тигр», 27-тонного вездехода, оснащенного водометами – «Лавина-Ураган», гаишных иномарках или УАЗах марки «Хантер». Кроме того, здесь же, школьники могли познакомиться с экспертным оборудованием на выявление алкоголя в крови водителей. А в автобусе «ГАЗель» - с техникой для криминалистов, компьютером с базой данных и лаборатории для проведения специальных экспертиз: металлоискателями, микроскопами и «живым» сканером - устройством, позволяющим снимать отпечатки пальцев бескрасковым методом и тут же проверять человека по базе данных.

Целый арсенал: гранаты, противопехотные мины, пистолеты разного калибра, металлодетектор и эндоскоп - прибор для «подглядывания» в замочные скважины, завораживал детские сердца.

Но если мальчишки толпились у стендов с оружием, то девочки собирались кружками рядом с кинологами, пытаясь погладить «хорошеньких собачек». Все псины, приехавшие на встречу со школьниками – старые бойцы в прямом смысле слова. Овчарке Регги идет уже седьмой год – это она готова была снести голову предполагаемому преступнику. Если возраст собаки мерить на человеческий, когда один год идет за семь, то Регги уже давно пора на милицейскую пенсию по выслуге лет. Не молода и девушка по кличке Саня породы русский спаниель – ей шесть лет. Зато Саня лучше всех своих четвероногих коллег «разбирается» в наркотиках, безошибочно находя запрятанное зелье. На тренировку собак уходит много времени, а хвостатые эксперты быстро старятся…

- Гладить собак нельзя, - строго говорит девчонкам Анатолий Черняев.

- Почему? – пищат малявки, и, качая огромными бантами, окружают кинолога.

- Ну, только один раз, - не найдя слов, чтобы объяснить несмышленышам, что собаки устали от многолюдной толпы, сдается лейтенант.

Смешались в кучу кони, люди

Не меньше нервничают, оказавшись в центре детского гомона, и лошади отряда конной милиции. На фоне многочисленных подростков милицейские всадники смотрятся величественно – ни дать, ни взять правоохранительные кентавры.

Лошадиные силы на исходе – до того, как прибыть в лицей, рысаки проскакали от ипподрома «Акбузат», где располагается конно-патрульная служба Октябрьского РУВД по проспекту Салавата, рядом с потоком мчащихся автомобилей до улицы Пархоменко.

Правда, кони, несущие милицейскую службу, обладают незаменимым качеством – они не боятся ни машин, ни людей.

- У нас задача – охрана правопорядка, - говорит командир отделения патрульно-постовой службы конной милиции Иван Никитин. – Поэтому лошади не должны опасаться никаких внешних раздражителей, будь то палки или люди.

Патруль конной милиции очень мобилен – всадники проскачут там, где не проедет машина, и не пройдут люди. Наездников в милицейской форме побаиваются и хулиганы, и пьяные дебоширы: один вид возвышающегося на огромном коне стража порядка внушает страх. Практика применения конных патрулей показала, там где порядок блюдут верховые, уличная преступность снижается на 40 процентов.

Глава МВД Башкирии Игорь Алешин намерен увеличить число милицейских конников до специального подразделения и закупить побольше лошадей.

- Я знаю, что содержание коняшек дорогостоящее мероприятие, - говорит он. - Сейчас не лучшее время, но другого времени у нас не будет. Да и больших затрат мы не требуем. Будем формировать это подразделение поэтапно и за два-три года сумеем вырастить конников, способных контролировать общественный порядок.

Любопытно, что лошадь никогда не наступит на человека. Именно из-за этого тактичного свойства характера животных и стала возможной конная милиция.

- Если человек упал, то конь постарается отпрыгнуть в стороне или перепрыгнуть, - объясняет г-н Никитин.

Интересно, что у лошадей, как и у людей, характер разный: есть ласковые животные, которые так и норовят прижаться к человеку, есть дерзкие, способные укусить, а бывают и такие игруны, что их хлебом не корми, дай возможность поразмяться.

- Лошадь нужно понимать, - объясняет командир. – Если знаешь характер своего питомца, то и работать с ним легко. Тогда и конь, и наездник становятся одним целым.

По словам Ивана Никитина, не каждая лошадь поддается дрессировке, все зависит от самого животного. Специального учебного центра для тех, кто желает попасть на работу в конную милицию, не существует. Сюда приходят по призванию.

С легким правом!

Так за что детям из 96-ого лицея выпала столь уникальная возможность за один день познакомиться со всеми видами милицейской службы?

- Милиционерами не рождаются, милиционерами становятся, - рапортует Игорь Алешин. – Может быть ребята, которые сегодня стали зрителями нашего показательного выступления, выберут профессию милиционера.

- Не жалко вам тратить свое генеральское время на детей? – спрашиваем у Игоря Викторовича.

- Не жалко, - улыбается он. – Потому что потом вложенные силы и деньги окупятся сторицей. Телевидение делает все, чтобы заложить у подростков негативное отношение к стражам порядка, а мы попробуем перебороть общественное мнение. Если ребятам понравилось выступление, они стали нашими союзниками. А это значит, что они будут интересоваться правом и уже не ступят на кривую дорожку.

Оказывается, в лицее № 96, и в школах № 42 и 157 появятся специальные милицейские классы. Учиться там станут десятиклассники, которые выберут своим будущим охрану правопорядка. Те, кто решит связать свою жизнь с милицией со школьной скамьи, станут изучать дополнительные предметы – такие как правоведение, основы кинологии и огневую подготовку.

Теоретические занятия юридической направленности будут проводить специалисты центра профессиональной подготовки башкирского МВД. Четыре часа в неделю после своих основных уроков юная милицейская смена будет проводить в учебном центре - стрелять в тире, раскрывать условные преступления и осваивать приемы рукопашного боя. Эти ребята получат и привилегии при поступлении в милицейский юридический институт.

В башкирском МВД уже разработали и специальную форму, в которой будут ходить «смена». Китель напоминает привычную одежду стража порядка, но на погонах стоят буквы «МК» - «милицейский класс». На левом рукаве формы ученика милицейского класса изображен Георгий-победоносец и слова: «Служа закону - служу народу».

- Как педагог я считаю, что форма очень дисциплинирует, - констатирует директор лицея № 96 Николай Мулявко.

- Пусть эти дети пойдут в будущем по другой правоохранительной стезе и станут работать в прокуратуре или следственном комитете, - рассуждает генерал Алешин. – Но все они посвятят свою жизнь охране правопорядка и это уже плюс в воспитании молодого поколения.

Стать стражем порядка сможет не каждый школьник. От новобранцев требуются отличная успеваемость, дисциплина и крепкое здоровье. Учителя говорят, желающих стать милиционером уже немало даже среди девочек.

- Милиционеров, к сожалению, не выращивают в пробирках, - сетует глава МВД по РБ Игорь Алешин. – Потому и возникают такие ситуации к с начальником ОВД «Царицынское» Евсюковым, расстрелявшим ни в чем не повинных граждан. Мы сейчас повышаем психологические требования к сотрудникам, особенно к вернувшимся со службы в северо-кавказском регионе. И надеемся, что в будущем в милицейских рядах такие ситуации станут невозможны.

Впрочем, попытка растить правоохранителей со школьной скамьи, может оказаться весьма успешным экспериментом.

Антонина ЧЕСНОКОВА.

"