Posted 25 марта 2008,, 21:02

Published 25 марта 2008,, 21:02

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Любовь под ключ. Уфимские влюбленные создали красивую городскую легенду

25 марта 2008, 21:02
Главная достопримечательность парка имени Салавата Юлаева в столице Башкирии – это, без сомнения, висячий мост, качающийся на стальных канатах и соединяющий два скалистых холма Случевской горы. Начиная с весны и до холодов, юные альпинисты используют его для своих тренировок, да и свадебные кортежи сюда часто заглядывают. Около года назад мост стал объектом поклонения романтически настроенных пар, которые пока далеки от брачной церемонии. Коммунальщики совсем не рады паломничеству на участок №4, в который входит парк Салавата.

- Если мы видим на мосту парочку, то стараемся отловить, - говорит мастер четвертого участка Ленинского района МУП Уфы «Горзеленхоз» Альфия Гимранова. – Не дело это – городское имущество портить.

По словам г-жи Гимрановой, около двух лет назад некий фотограф придумал причудливую традицию: прикреплять на ажурные перила моста висячие замки в знак клятвы о вечной любви. Молодые с удовольствием подхватили идею, и теперь все крепления воздушного сооружения усеяны заржавленными амбарными запорами.

А работникам «Горзеленхоза» - лишняя работа, доказательства вечной любви и пила порой не берет.

Сказка про любовь

Построенный в 1961 году, мост стал визитной карточкой парка имени Крупской и украсил ни один фотоальбом с видами Уфы. Четыре года назад парк, а значит, и мост получил имя Салавата Юлаева.

Новое поколение вряд ли помнит, кто такая Надежда Крупская, не вдается молодежь в подробности о подвигах Салавата. У молодых – свои легенды. Висячую дорожку прозвали они «мостом любви» и связывают с ним несколько красивых легенд. Например, если одинокий человек явится сюда в полночь и оставит на перилах дольку апельсина или кусочек шоколада, то может обрести вторую половину. Между собой молодые рассказывают, что влюбленным покровительствует языческая богиня любви по имени Лада (не дух ли это Надежды Константиновны?). И хотя историки скажут, что напридуманное поколением пепси – антинаучный бред, у влюбленных своя логика.

Три парковые беседки, которые стоят здесь более полувека – со времени основания, с легкой руки тех же романтично настроенных молодых людей получили название «вера», «надежда» и «любовь». Со временем беседки оккупировали шумные студенческие компании, устраивающие бесконечные попойки, а любящие сердца устремляются на шаткий мост - здесь потише, да и вид на два транспортных моста, реку Белую и часть Старой Уфы открывается шикарный.

Просто стоять, взявшись за руки и тихо млеть от переполняющих чувств, влюбленным показалось мало. Так около года назад на железных канатах стали появляться разноцветные ленточки заезжих свадебных процессий, а позже витые чугунные ограждения украсили разномастные замки, символизирующие крепость отношений. Традиция, подсмотренная кем-то из горожан в Италии, с успехом прижилась на башкирской земле. Как утверждают местные работники, паломничество началось прошлой весной. Амбарные доказательства любви стали появляться по всему мосту как грибы после дождя. Корреспонденты «МКС» попытались было их пересчитать, но сбились на пятой сотне.

- Замучились мы с этими замками, - рассказывает мастер Гимранова. - Пятнадцать лет работаю в «Горзеленхозе», на этом участке, но ничего подобного не видела.

Первыми на мосту появились невинные бантики, которые завязывали брачующиеся пары. А потом их сменили металлические изделия.

- Бантики-то развязывать-то мучались, - вспоминает Альфия Маняфовна. – Зимой на морозе все руки себе отморозили. А с замками просто сладу нет.

Оказывается влюбленные считают важным не только водрузить на мост любовный запор, но и, скрепив сделку горячим поцелуем, закинуть ключ подальше. Теперь в овраг летят не только пивные бутылки и сопутствующий им мусор, но еще и замочные ключи. Это означает, что пара навечно становится неразлучной – ключ-то от скрепляющего союза утерян! Однако как ошибаются влюбленные сердца!

- Мы находим ключи в овраге, - уверяет г-жа Гимранова. – Потом подбираем и снимаем замки. А остальные просто спиливаем.

Так что пары, надеющиеся на то, что их любви теперь покровительствуют высшие силы, глубоко заблуждаются. На самом деле хрупкое счастье оказывается в руках работников «Горзеленхоза».

Цепная реакция

Впрочем, молодые люди и не обольщаются особенно. Студенты-третьекурсники УГАТУ Руслан и Юля, которые встречаются около года, тоже решили увековечить свою любовь.

- Как и у всех влюбленных, у нас с Юлей случаются разногласия, которые приводят к ссорам, - говорит Руслан. – Замок, который мы сегодня повесили, станет символом нашего чувства. Кто знает, может быть, через некоторое время мы придем сюда вновь вешать замок, только уже свадебный. Но в любом случае - это всего лишь символ, никак не влияющий на чувства.

- Этот замок символизирует для меня не только любовь, но и дружбу, - деловито замечает Юля. - В жизни ведь всякое бывает. Если даже мы не будем больше встречаться, то замок лишний раз будет напоминать о наших отношениях, которые мы постараемся сохранить.

- Если чувства настоящие, то к чему все эти замки? – соглашается начальник группы по информационно-аналитической работе треста «Горзеленхоз» Игорь Федоров. - А если любви нет, то никакие замки не спасут влюбленных от расставания, а браки – от распада. В таком случае эти ржавеющие железки – пустое дело.

- Однажды мы застали на мосту влюбленную парочку и попытались их остановить, - говорит в сердцах Альфия Гимранова. – Внушение им сделали. Но молодые и слушать нас не стали, все-таки прикрепили свой замок. А ведь как некрасиво эти украшения смотрятся издалека!

Мост любви можно рассматривать как социальный срез благосостояния уфимской молодежи. Остается подивиться фантазии состоятельных пар, которые вешают исключительно гламурные замки заграничного производства. Кто-то посчитал особым шиком сделать гравировку – усыпанные сердечками имена влюбленных венчают число судьбоносного события, трогательные вензеля и виньетки. Кто-то не поскупился заказать целые фразы, выжимающие скупую слезу: «Одна жизнь… Одна судьба… Одна дорога… Два сердца… Только Ты и Я…». Но особенно умиляют наивные приписки «любовь навсегда» или «вместе навечно».

Народ, с большим воодушевлением приняв новую традицию, изгаляется, как может. Одна пара решила выпендриться и повесила замок на массивную цепь. Студенты победнее цепляют маленькие замочки – эдакий бюджетный вариант и простым канцелярским штрихом или лаком для ногтей корявенько выцарапывают свои имена, а то и выжигают(!) раскаленным гвоздиком сердечки.

Какой-то умелец парился не один час и собственноручно выгравировал гвоздем «Матурым, я буду помнить» - надпись-эпитафию, больше подходящую для могильной плиты. Встречаются здесь и замки с турецкими именами. Судя по сочетаниям имен, в столице Башкирии больше всего складывается интернациональных союзов. Чаще всего на замках фигурируют такие пары, как «Гузель и Витя», «Евгений и Альфия» или «Айгулечка и Димочка», нежели «Лариса и Анатолий» или «Ринат и Раиля». Любопытно, что «однополых» замков – с парными мужскими или женскими именами - здесь не найдешь…

- Замки вешают с обеих сторон - это же ужас сколько лишних килограммов! – восклицает г-жа Гимранова. - Мост шатается – не дай бог свалится – потом мы виноваты будем.

Правда, начальник группы по информационно-аналитической работе треста «Горзеленхоз» Игорь Федоров считает, что мост находится в хорошем техническом состоянии, и даже очень большое количество самых тяжелых замков не заставит его рухнуть.

- Тем более, насколько мне известно, их периодически снимают, - говорит Игорь Владимирович. - Другое дело, что это абсолютно пустая затея.

Айгуль ХАФИЗОВА,

Дмитрий СТЕКОЛЬ.

АРХИВ «МКС»

Одна Крупская между двумя Салаватами

Саду на Случевской горе, названной в честь Капитона Случевского - вице-губернатора Оренбургской губернии, в которую в то время входила и Уфа, через два года исполнится 110 лет.

Живописный городской Случевский парк сменил множество названий. Вначале он именовался садом Попечительства о трезвости, затем получил имя губернатора Богдановича, а в 1918 году - Егора Сазонова. Потом сорок лет носил имя Салавата Юлаева, а после – Надежды Крупской. Четыре года назад парку было возвращено имя национального башкирского героя.

Члены уфимского попечительства о народной трезвости, куда входили представители интеллигенции, врачи, учителя, своим образом жизни демонстрировали, что можно отлично веселиться и радоваться жизни, не прикладываясь к бутылке. И закладка двух садов для народных гуляний стала, выражаясь современным языком, некой пиар-акцией принципиальных трезвенников. Так в Северной слободе был открыт нынешний парк имени Ивана Якутова, а на Случевской горе - сад Губернского попечительства о народной трезвости, который отсчитывает свою историю с 1900 года. На торжественном открытии и освящении, собравшем множество горожан, присутствовал сам губернатор. На двух с четвертью десятинах среди деревьев разместилась народная изба-читальня, гладкая, усыпанная песком, площадка для гимнастических упражнений, игр и качанья на качелях, павильончик для продажи вод, сладостей и чая, оранжереи и парники для разведения растений. В центре красовался ажурный павильон, а в двух концах были устроены изящные беседки. В день открытия сада под музыку оркестра учащиеся всех училищ города посадили деревья.

Сегодня из достопримечательностей в парке остались чугунные входные ворота, три беседки, в 2004 году превратившиеся из деревянных в чугунные, могила народного поэта Башкирии Рашита Нигмати и висячий мост.

"