Posted 25 ноября 2007,, 19:08

Published 25 ноября 2007,, 19:08

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Мэрия выразила недоверие нынешнему Генплану

25 ноября 2007, 19:08
На одной из последний пресс-конференций вице-мэр Уфы Рамиль Халимов заметил, что Генплан развития столицы Башкирии нужно менять.<Замечу - не корректировать старый, а разрабатывать новый документ>, - заявил Рамиль Карамович.

«Халимов сказал, то, что давно хотели, но стеснялись сказать другие», - говорит директор Дома архитектора, заслуженный строитель РБ Борис Любимов. - Генплан действительно родился уродцем. Правда, непонятно, кто в этом виноват – разработчики «Ленпромстройпроекта» или какие-то другие обстоятельства.

И действительно, почти все градостроители в приватных беседах критикуют только что откорректированный план развития Уфы, с которым нам жить до 2025 года. Но вот, разговоры о несовершенствах главного градостроительного документа перешагнули из курилок и кулуаров в чиновничьи коридоры.

Почему свежеиспеченный градостроительный документ перестал нравиться властям?

Вице-мэр Халимов со свойственным ему спокойствием и рассудительностью начал выводить цифры.

- Спрос на площадки под строительство жилья – огромный и мы предполагали, что будем в основном продавать площади в Затоне и Деме. По мнению разработчиков Генплана

число жителей Уфы с запланированных 1,150 тысяч человек должно к 2015 году вырасти до 1,5 миллиона, а значит, и строить нужно, имея в виду эту численность населения. Однако последние десятилетия показывают, что демографического скачка не будет. А значит, не появится того числа семей, готовых покупать жилье по коммерческой стоимости. Поэтому пришлось убрать с торгов несколько площадок на 800 гектар. Мы их пока «заморозили».

- Что же делать? – поинтересовались мы.

- Нас может спасти только позитивная демография, которая даст нам 1 миллион 150 тысяч человек городского населения, как того прогнозирует Генплан, - отметил г-н Халимов. - Неверно спрогнозированное развитие жилищного строителсьва, потянут за собой в пропасть все остальные части Генплана – транспортную инфраструктуру, инженерные сети, торговлю.

Рамиль Халимов заметил, что Генплан пока менять не будут: «Мы подумали и решили, что не надо революций».

В мэрии надеются, что сбудутся все заложенные в документ прогнозы, в том числе и численность населения.

- Генплан – бумага, его всегда можно успеть переписать. Это отражение наших сегодняшних мыслей, - подытожил вице-мэр.

Нас сорок лет таскали с Запада на Восток

У архитекторов и градостроителей Уфы за последние десятилетия накопились огромные претензии к питерским коллегам. В частности, проектировщики из северной столицы, словно экспериментировали с Уфой.

- Нас сорок лет таскали с запада на восток, и все не решались, где мы будем строить новый город. А когда мы спросили у разработчиков последнего Генплана, почему так долго не определились, то нам заявили, что нынешние питерские архитекторы не несут ответственность за решения своих коллег в 70-е, 80-е, 90-е годы, - сказал бывший главный архитектор Башкирии Рудоль Авсахов.

Из-за безответственных проектировщиков, мы получили огромный пробел между Демой и Затоном, не снесенные трущобы на красных линиях полуострова, забытую Богом Шакшу, оторванные от города Жилино, Зинино и другие огрехи Генплана.

- Я не могу понять необходимость больших микрорайонов-спутников вокруг Уфы, как например Шакша, - разводит руками руководитель кафедры «Архитектура» архитектурно-строительного факультета УГНТУ Ильдар Сабитов. – Да и с транспортной частью не все понятно, как мэрия будет реализовывать проект скоростных поездов взамен метро. Мне кажется, что давно надо было переходить к проектированию монорельса.

Выводы сделанные нашими экспертами, как всегда неутешительны: нам нужен новый план.

К сожалению, отразить эту критику больше не кому. Светлана Смирнова, защищавшая проект Генплана перед уфимской общественностью, спустя некоторое время уволилась из питерского института урбанистки.

Между тем, появились сведения, что мэрия руками Главархитектуры намерена создать собственную мастерскую Генерального плана. Якобы в будущем столица Башкирии корректировать свои градостроительные документы в режиме on-line, и что самое немаловажное - бесплатно. Но кто войдет в состав этой мастерской, опрошенные нами архитекторы не знают. Все они замечают, что в Уфе почти нет специалистов, способных предвидеть развитие города на ближайшие четверть века и профессионально заниматься планировкой мегаполиса. В Уфе остались только «архитекторы-точечники», занимающиеся отдельными зданиями, способные разработать максимум план застройки квартала. Мало того, и эти кадры уже не могут отвечать всем требованиям современного российского мегаполиса.

- Нефтяной университет поставляет кадры для архитектурных мастерских, однако среди них нет ни специалистов по ландшафту, ни по фасадной подсветке, - заметил Борис Любимов, намекая на разработанные концепции ландшафта Уфы профессора Токийского университета Кейо госпожи Микико Ишикавы. - Такие узкие, но немаловажные вещи нашими архитекторами изучаются вскользь. Как же мы, без таких спецов будем сами проектировать и строить город?

Также большинство архитекторов затруднились ответить на вопрос, каким образом обычные горожане могли бы влиять на градостроительные решения, если бы мастерская Генплана в Уфе все-таки появилась. Механизмов, кроме публичных слушаний, больше не существует. Однако и они не всегда эффективны. А закрытость от общественности такого ключевого управления как Главархитектура делает градостроительную политику города для большинства уфимцев темным лесом. Ведь даже нынешний Генплан опубликован на сайте управления архитектуры с купюрами в области застройки земель, а заседания градостроительного совета проходят за закрытыми дверьми.

Как и где будут строить в дальнейшем, и решится ли мэрия Уфы на создание нового Генплана, покажет время.

Дмитрий КОЛПАКОВ

Справка «МКС»

Генеральный план - научно обоснованный перспективный план развития города (применительно к старому городу - его реконструкции и дальнейшего развития). В СССР Генплан разрабатывается на 25-30 лет и после его утверждения Советом Министров СССР (Советом Министров союзной республики, областным или краевым исполкомом) является главным градостроительным документом, на основе которого составляются все конкретные проекты планировки и застройки города.

Большая советская энциклопедия, издание 1969-1978 г.г.

"