Posted 25 апреля 2019,, 10:04

Published 25 апреля 2019,, 10:04

Modified 17 октября 2022,, 20:35

Updated 17 октября 2022,, 20:35

На федеральном уровне вынесен вотум доверия Адвокатской палате Башкирии

25 апреля 2019, 10:04
IX Всероссийский съезд адвокатов как высший орган управления адвокатского сообщества страны опроверг обвинения, выдвинутые против Адвокатской палаты Башкирии и ее руководства.

На прошлой неделе в Москве состоялся IX Всероссийский съезд адвокатов, одним из центральных событий которого стало принятие резолюции по поводу недопустимости вмешательства во внутренние дела профессионального сообщества адвокатов из соседних регионов, не имеющих никакого отношения к местной Адвокатской палате. Дискуссия по этому поводу протекала довольно эмоционально, это следует из видеоотчета, опубликованного в открытом доступе в интернете, причем в нем представлены все точки зрения по обсуждаемой теме. Медиакорсеть предложила прокомментировать это событие его непосредственному участнику и очевидцу — вице-президенту Адвокатской палаты Башкирии Ильшату Махмутову.

Ильшат Шамильевич, расскажите, что послужило причиной для такого бурного обсуждения на съезде адвокатов.

— Расскажу вкратце: не так давно в интернете было опубликовано открытое обращение руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой провести проверку деятельности Адвокатской палаты Башкирии. В качестве поводов для проверки в нем были указаны те же претензии, которые уже второй год не дают спокойно работать адвокатскому сообществу нашей республики, с тех пор, как был лишен статуса один из наших бывших коллег. На сей раз данное обращение было подписано 32 адвокатами. Как выяснилось, некоторые из подписантов имеют за спиной различные дисциплинарные взыскания. При этом ни один из них не имеет отношения к Башкирии и судит о положении дел у нас по словам того самого скандально известного бывшего адвоката, лишенного статуса осенью 2017 года, с которым они так или иначе связаны.

Если говорить о мотивах их поступка, то тут важно учесть следующий момент: ни один из них не может иметь оснований для подачи такого заявления в правоохранительные органы, поскольку не имеет отношения к нашей Адвокатской палате и, соответственно, даже теоретически не мог пострадать от возможных действий её руководства и считаться потерпевшим. На наш взгляд, это может означать, что в их действиях следует усматривать иной умысел, нежели установление истины, о котором они заявляют. Создаётся впечатление, что была предпринята еще одна целенаправленная попытка дискредитировать Адвокатскую палату Башкортостана, причём — на ровном месте. И потому логично, что IX Всероссийский съезд адвокатов осудил этот поступок.

Принятию данной резолюции на съезде адвокатов предшествовала проверка, проведенная представителями ФПА в Адвокатской палате нашей республики. В соответствии с действующими положениями о деятельности адвокатов России мы вправе отказать в проведении такой проверки и вмешательства в нашу корпоративную деятельность. Инициатива проведения проверки исходила от ФПА.

Руководство Адвокатской палаты РБ не только не возражало против проверки, но и само попросило провести ее, чтобы поставить наконец-то точку в этой затянувшейся истории, которая наносит серьезный вред репутации всего адвокатского сообщества не только нашей республики, но и страны в целом.

— Расскажите, чем закончилась проверка?

— В проверке участвовали авторитетные адвокаты — вице-президент ФПА, представитель Совета ФПА РФ в Приволжском федеральном округе Николай Рогачёв, руководители Адвокатских палат из нескольких регионов — Виктор Стёпин из Тюменской области, Игорь Михайлович из Екатеринбурга и Сергей Иванов из Вологды. Они тщательно проверили всю документацию, побывали в адвокатских образованиях и филиалах, пообщались с адвокатами и, не обнаружив никаких нарушений, составили свое объективное мнение о состоянии дел. Все их собеседники высказались в поддержку руководства Адвокатской палаты РБ. Об итогах проверки достаточно подробно рассказал в своем выступлении на съезде адвокатов Николай Дмитриевич Рогачёв, поэтому не считаю нужным повторяться. Если кому-то интересно, можно ознакомиться с видеозаписью.

Отмечу, что одним из результатов данной проверки стало решение ФПА вынести на Всероссийский съезд вопрос о принятии резолюции о недопустимости вмешательства в дела адвокатских палат со стороны адвокатов из других регионов. Для этого есть основания — прежде всего, это Кодекс профессиональной этики адвокатов. Кстати, резолюция участниками съезда была принята практически единогласно.

— Судя по видеозаписи, на съезде возник весьма эмоциональный спор между вице-президентом ФПА, известным адвокатом Генри Резником и президентом Адвокатской палаты Удмуртии Дмитрием Талантовым. Что вы думаете по этому поводу?

— Я и мои коллеги из Адвокатской палаты Башкирии солидарны с тем, что говорили с трибуны съезда Николай Рогачёв, Генри Резник, а также президент ФПА Юрий Пилипенко и другие наши уважаемые коллеги, которые очень близко к сердцу приняли всю эту неприятную ситуацию. Наиболее четко о ней высказался Генри Резник, который сказал, что при оценке самого факта обращения адвокатов из других регионов в правоохранительные органы с просьбой провести проверку деятельности постороннего для них адвокатского сообщества нужно ставить во главу угла вопросы этики. Оппоненты указывали на то, что статья 33 Конституции РФ дает им право заявлять о ставших им известными нарушениях, но в своем обращении они написали, что обращаются не лично от себя, а от лица адвокатского сообщества. При этом статья 35 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» гласит, что делать подобные заявления от имени адвокатского сообщества вправе только Федеральная палата адвокатов.

— То есть получается, если руководствоваться буквой и духом закона, эти адвокаты должны были сначала обратиться со своим заявлением в ФПА, которая решила бы, нужно ли обращаться в правоохранительные органы. Правильно?

— Совершенно верно. Помимо этого, при каждой адвокатской палате создана ревизионная комиссия, её состав формируется решением общей конференции палаты, а не по указанию руководства. Члены этой комиссии имеют полное право проводить проверку финансовой деятельности адвокатской палаты. Они подотчётны исключительно общему собранию, или конференции.

Кодекс профессиональной этики адвоката, которому старались следовать наши коллеги старших поколений и который воплощает в себе мудрый свод правил поведения адвоката, был создан, прежде всего, чтобы заботиться о репутации нашего профессионального сообщества. Однако на деле сегодня, как справедливо было отмечено на съезде, именно те, кто громко заявляет о подрыве репутации адвокатского сообщества, своими действиями как раз и наносят максимальный ущерб его репутации.

Наблюдая за действиями этих людей, тут уже впору говорить не только о Кодексе адвокатской этики, но и просто об общечеловеческих нормах поведения. К сожалению, эти люди меньше всего думают о репутации всего сообщества, а руководствуются своей странной логикой: кто с нами не согласен, тот коррупционер и преступник. Между тем, как показывает опыт, в современных российских реалиях не существует неприкосновенных для закона персон — это и министры, и губернаторы, и сотрудники силовых структур, и адвокаты, в том числе. Деятельность Адвокатской палаты РБ в последние полтора года, пока тянется этот конфликт с адвокатом, лишенным статуса, уже не раз становилась предметом тщательной проверки и со стороны государственных органов. Если бы были поводы для претензий, то о них давно стало бы известно общественности.

Самое удивительное, что авторы обращения не допускают, что они сами могут быть не правы, ведут себя очень вызывающе, порой откровенно по-хамски по отношению к авторитетным уважаемым коллегам, объясняя свое поведение правом на свободу слова. Считаю правильным решение Совета ФПА о том, что действия подписантов заслуживают оценки квалификационной комиссии. Кстати, комиссия по этике Федеральной палаты адвокатов позднее дала заключение по данному случаю, указав, что такие действия авторов обращения нарушают статьи 5 и 9 Кодекса профессиональной этики адвоката.

— Определенный резонанс вызвал также выход президента Адвокатской палаты Башкирии Булата Юмадилова из состава Совета ФПА. В соцсетях и некоторых СМИ уже звучали мнения, что его якобы «вывели» из состава Федеральной палаты адвокатов. Проясните, пожалуйста, этот момент тоже.

— Эти слухи являются очередной попыткой дискредитировать деятельность Адвокатской палаты Башкирии, очернить любое событие. В целом хочу отметить, что процедура ротации членов Совета ФПА — это обычное явление. В соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» Совет Федеральной палаты адвокатов избирается Всероссийским съездом адвокатов в количестве не более 30 человек и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть. Булат Юмадилов входил в состав Совета ФПА два срока подряд, то есть на протяжении последних четырёх лет. Никогда раньше эта процедура не вызывала вопросов.

Булат Гумерович Юмадилов, помимо своей работы в Адвокатской палате Башкирии и Совете ФПА, является депутатом Госсобрания Башкирии, ведет активную общественную работу. Вся эта нагрузка требует значительных усилий и времени. Он сам обратился с заявлением с просьбой о выходе из состава Совета ФПА. Он мотивировал своё решение тем, что в связи с успешным продвижением в парламентах различного уровня целого ряда законодательных инициатив — как его лично, так и Адвокатской палаты РБ — ему, как депутату и инициатору многочисленных поправок в нормативно-правовые акты, необходимо больше времени для законотворческой деятельности.

Кстати, о его работе в парламенте упоминалось и на съезде адвокатов, когда Николай Дмитриевич Рогачёв рассказал о своей встрече со спикером Госсобрания-Курултая РБ Константином Толкачёвым, который высоко оценил вклад Булата Гумеровича в деятельность регионального парламента. В частности, речь шла о законодательной инициативе по поводу защиты прав адвокатов, с которой Госсобрание нашей республики обратилось в Госдуму.

Совет ФПА также поблагодарил Булата Юмадилова за плодотворную деятельность в составе данного органа и включил его в список замены по ротации в составе 10 человек.

Надеюсь, что решения IX Всероссийского съезда адвокатов действительно поставят точку во всей этой неприятной истории и дадут возможность адвокатскому сообществу спокойно, с честью и достоинством, выполнять свою миссию — осуществлять защиту прав сограждан.

"