Posted 25 февраля 2014,, 10:58

Published 25 февраля 2014,, 10:58

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Ребята из уфимских интернатов почувствовали себя олимпийцами

25 февраля 2014, 10:58
В этом году Олимпиада как никогда стала близка и доступна российским болельщикам, однако поехать в Сочи на праздник могут позволить себе не все. А вот у ребят из уфимских школ-интернатов №13 и 59 олимпийские соревнования все же состоялись. Праздник «Мы — олимпийцы» подарили школьникам Республиканский центр иппотерапии и студенты-волонтеры из Башкирского института физической культуры.

Все мы — олимпийцы


— Спортивное мероприятие для детей из коррекционных школ проходит у нас в феврале каждый год, — поделилась директор центра Наталья Никитина. — В этом году наша акция посвящена Олимпийским играм в Сочи. Обычно в организации праздника нам помогают волонтеры из Башкирского медуниверситета, но в этом году они всем составом уехали в Сочи на Олимпиаду.


Конечно, оставить детей без праздника в иппоцентре не могли, поэтому к работе присоединились студенты Башкирского института физкультуры.

— Мы подготовили для ребят конкурсы по перетягиванию каната, с мячом, катание на тюбингах и лошадях, — перечисляет студентка четвертого курса БИФК Карина Аралбаева. — В волонтерском движении на городских праздниках участвуем постоянно вместе с преподавателями. Конечно же, добровольно — это же интересно!


Команды весело и дружно начали соревноваться с перетягивания каната.

— Тимерхан, Тимерхан, — кричали болельщики. — Давай, не подведи!

— А почему именно Тимерхан? — поинтересовались мы.

— Да он у нас очень хорошо ест! — рассмеялись ребята.


День выдался снежный, с метелью, но дети этого как будто не замечали. И если большинство взрослых время от времени перемещалось в теплую комнату, чтобы отогреться, то сами разгоряченные играми ребята бегали, смеялись и явно не хотели уезжать. Кульминацией праздника стало катание верхом и в упряжке.

— Работать с такими детьми легко, они очень открытые, — улыбаются студенты-волонтеры Ильдан Гузаиров и Салават Аксеев. — Трудностей в общении не заметили. Да и конкурсы у нас проверенные, мы же не первый год проводим этот праздник.


Директор центра иппотерапии особо отмечает тех, без кого праздник просто не состоялся бы.

— Это и волонтеры, и наш генеральный спонсор — благотворительный фонд «Урал», — перечисляет Наталья Никитина. — Меценаты взяли нас под свое крыло в 2011 году. Тогда центру приходилось непросто, ситуация с кормами была тяжелая. К счастью, о нашей проблеме услышали. Председатель совета фонда Муртаза Рахимов лично приехал, посмотрел территорию, какие у нас лошади, чем мы занимаемся, и вопросы отпали. Поддержку нам оказывают колоссальную, и технику помогли закупить, и снаряжение.


Вот и в минувшую среду здесь состоялся очередной веселый праздник. По задумке организаторов, соревноваться команды из двух школ должны были между собой. Но забавное недоразумение спутало все карты.

— Мы собрали команду 6-10 классов, — поделилась секретом подготовки к состязаниям воспитатель школы №13 Валентина Сафиуллина. — Выбрали из каждого класса наиболее физически подготовленных ребят, а в команду взрослых — тех учителей, кто пошустрей и подвижней. Надеемся на победу!


Каково же было удивление школьников, когда из автобуса соперников на дорогу высыпали пятиклашки. Соревноваться с теми, кто младше тебя? Ну уж нет, решили все и поделились на команды, в каждой из которых оказались ученики как 13-го, так и 59-го интерната. Кстати, после соревнований ребята из обеих школ гордо заявили: «Победили мы»!

Я люблю свою лошадку


Оба интерната — коррекционные, в них живут и учатся дети с отклонениями здоровья. В центре иппотерапии школьники — частые гости, занятия конным спортом им не только не запрещены, но и показаны. Центр и создавался, чтобы помочь таким вот детишкам. И сегодня некоторых из них по праву можно назвать чемпионами.

— Наши учащиеся занимаются здесь третий год, с шестого класса. Тренировки проводят бесплатно два раза в неделю, — рассказывает учитель физкультуры школы-интерната №13 Светлана Самойленко. — Мы выбрали детишек, которым конный спорт показан и у которых получается достичь хороших результатов. Они и в соревнованиях участвуют. Так, наши девочки привезли 1 и 2 места со всероссийских состязаний в Москве. Медали, грамоты — все это у нас есть.


Свои успехи и у учащихся 59-й школы.

— Из нашего интерната постоянно на занятия ходит восемь человек, — говорит педагог школы-интерната №59 Елена Федина. — Это учащиеся 6-8 классов. В прошлом году ребята стали заниматься вольтижировкой — гимнастическими упражнениями на лошади, так они теперь такие чудеса показывают, что если б сама не видела, не поверила бы. И переворачиваются на лошади, и прыгают.


Чтобы понимать ценность таких успехов, нужно знать, что некоторым из этих детей когда-то было трудно просто подпрыгнуть на месте. Спортивные успехи — это здорово, но для этих школьников куда важнее, что занятия с лошадьми помогают им стать чуть более крепкими и здоровыми.

— По отзывам родителей, после тренировок у нас детишки, которые плохо ходят, начинают лучше двигаться, — отмечает сотрудник иппоцентра Алина Бикбулатова. — А если занятие пропустить, то сразу замечается ухудшение. При разных диагнозах и результат занятий разный.


Девушка рассказала, что при ДЦП лучше работают ручки, ножки, развиваются мышцы. А ведь дети именно с таким заболеванием учатся в школе №13.

— При занятиях конным спортом у детишек разминаются суставы, которые обычно не работают, да и эмоции от общения с животными сильные, — уверена Валентина Сафиуллина. — В январе мы пропустили занятия — мороз, и дети очень ждали, когда же можно будет приехать сюда. Всех местных лошадок мы знаем по именам — Лада, Персик. Они самые смирные, спокойные, к детям привыкли.

Особенным детям — особенные взрослые


И все-таки лошадь — животное своенравное. Насколько оправданы такие занятия для больных ребят?

— У нас в центре живет 17 лошадок, все спокойные, — отвечает Алина Бикбулатова. — Каждая лошадь — для определенных занятий, кто-то еще молодой, кто-то участвует в спортивных тренировках, в соревнованиях, но большинство все-таки для детишек-инвалидов, ведь именно для них и создавался наш центр. Хотя работать с больными детишками могут все наши лошади.


Особенные в школах-интернатах не только дети, но и взрослые. Сколько любви, терпения и понимания нужно, чтобы работать с такими ребятами. У каждого педагога по два образования — по предмету и специальное, но главное — это доброта, открытость миру и умение каждый день начинать с улыбки.

— У нас учатся дети с замедленным развитием, — рассказывает преподаватель ритмики и ЛФК школы №59 Забира Даутова. — Наша задача — помочь им найти себя. Мы стараемся научить их доброте, трудолюбию, умению думать, оценивать свои действия, анализировать. Кому-то из них придется учиться этому всю жизнь, в том числе на своих ошибках.


Выпускники школы очень ценятся там, где нужны хорошие рабочие руки и честный труд. Девочки становятся швеями, работают дизайнерами в службе озеленения. Без труда, упорства и терпения им нельзя. Этим и берут.

— У наших детишек много сопутствующих заболеваний: сколиоз, плоскостопие, болезни внутренних органов, — продолжает Забира Даутова. — Тем не менее, наш танцевальный ансамбль «Каблучок» два года подряд берет первое место в республиканских соревнованиях среди коррекционных школ. Недавно учили русский танец — дробушки, топотушки, резкие движения. Смотришь, а там… такие глаза от боли. Но и результат есть, в нашей группе танцуют две девочки с абсолютным плоскостопием, и стопа постепенно разминается, налицо улучшения. Вот и к занятиям на лошадках стараемся привлечь как можно больше учащихся.


Учителя признаются, что дети даже очередь в иппоцентр установили — так им здесь нравится.

— Если бы такие занятия проходили каждый день да перед уроками, то у всех были бы хорошие оценки, — уверены преподаватели.

Олимпийский праздник завершился, а ребята уже ждут новой встречи с сотрудниками центра и их умными питомцами — теперь уже на масленицу.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"