Posted 23 октября 2012,, 20:51

Published 23 октября 2012,, 20:51

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

Новый генплан Уфы обойдется казне в 36 млн рублей

23 октября 2012, 20:51
Мэрия башкирской столицы опубликовала официальное извещение о подготовке проекта нового генерального плана развития города. Напишут документ за три года. Финуправлению уфимской мэрии поручено выделить на подготовку проекта генплана 11,7 млн рублей в 2013 году, 22,5 млн в 2014 году и 2 млн в 2015 году. Куратором новой концепции развития Уфы назначен вице-мэр Александр Филиппов, утвержденный в должности две недели назад. Написанный в 1996 году документ уже подвергался корректировке питерским институтом урбанистки в 2006-м, когда из него исчезли метрополитен и возведения жилья в Шакше.

В августе прошлого года, замначальника Главархитектуры Уфы Галина Чиглинцева уверяла, что в новом генплане предусмотрят возведение двух мостов между Инорсом и Сипайлово через Уфимку, а также переход от Кузнецовского затона до Армавирской улицы через Белую. Тогда, правда, утверждалось, что по предварительным подсчетам изменение генплана обойдется казне в 26 миллионов рублей, и особо подчеркивалось, что это будет именно «корректировкой». Теперь же мэрия готова заплатить на 10 млн больше, но уже не за внесение изменений, а за создание документа «с нуля».

А на своей первой пресс-конференции в последних числах декабря новый мэр Ирек Ялалов признался, что откорректированный генплан «не угадал перспектив развития Уфы, она расширяется в южном направлении».

- Думаю, город должен полностью перейти к поквартальной застройке, - сказал тогда градоначальник.

Как заявил в тот день сити-менеджер, «многие годы Уфа развивалась по патриархальному пути, в отрыве от передового опыта других городов-миллионников», а архитекторам и проектировщикам нужно набираться опыта в европейских городах, и не только в западных, но и в восточных странах, бывших социалистических республиках, схожих по планировке с российскими мегаполисами. И даже назвал два чешских города – Прагу и Брно в качестве образцовых.

В мэрии утверждают, что нынешний генплан не соответствует современности, не говоря о прогнозах.

- Даже количество автомобилей – 300 штук на тысячу жителей закладывалось только к 2020 году, а их уже сегодня 350, - объясняют чиновники. - Нужны новые параметры по плотности застройки и ширине дорог. Старый генплан уже не учитывает темпов развития и социальной действительности.

Пока неясным осталось, кто напишет новый генплан, будет ли объявлен аукцион, или заказ полностью отойдет мастерской института «Башкиргражданпроект», занимавшейся именно развитием города.

Кстати, мастерская была создана после 2006 года, когда стало понятно, что продолжать работу с иногородними проектировщиками, которые каждые два десятилетия кардинально меняли вектор возведения Уфы, нереально, и необходима хоть какая-то преемственность в принятии судьбоносных решений.

- Неудачным пространственным развитием Уфа во многом обязана первому постсоветскому генеральному плану с расчетом на 20 лет, - считает аналитик екатеринбургского журнала «Эксперт-Урал» Сергей Ермак. - Генплан 90-х предполагал рост населения до 1,15 млн человек к 2005 году, и до 1,2 млн к 2015-му и соответственно - географическое расширение города. Например, на востоке планировалось возвести «параллельный город» - громадный спальный район на 300 тысяч жителей. Однако по итогам 2010 года уровень населения достиг лишь 1,075 млн человек, что на 750 тысяч меньше прогноза. Уфа оказалась раскидана по карте: Дема, Затон, Шакша, Зауфимье выглядят как отдельно стоящие деревни, пригороды, не вплетенные в общую городскую ткань. По сути, они входят в Уфу лишь формально.

По словам эксперта, одним из немногих верным решением корректировки 2006 года было отказ от метрополитена.

- Метро для Уфы - это стройка на века, ибо денег муниципалитета на нее не хватит, а от федерации не дождешься, - пояснил он. - К примеру, Екатеринбург семь станций строил 30 лет. Уфе нужен трамвай и развитие наземного общественного транспорта с выделением полос, ограждением трамвайных путей. Маршрутки могут быть встроены в транспортную модель, но уж точно не как основной элемент.

Кроме того, по мнению г-на Ермака, до сих пор в генплане нет четко обозначенного делового центра.

- Финансово-деловая сфера в генплане образца 1996 года почти не фигурировала. Ее удельный вес был крайне низок. В итоге, ни о каком «сити» сегодня говорить не приходится. У столицы Башкирии нет ярко выраженного центра, одновременно ее нельзя назвать полицентричной: районы несамодостаточны, - уверен аналитик «Эксперт-Урал». - Нет в генплане ни слова об эффективных механизмах регулирования дорожного движения, перехватывающих парковках, лишь одна строка - о подземных паркингах в центре. Нет упоминаний о создании приоритета для альтернативных способов передвижения - пешком или на велосипеде. На наш взгляд, упор исключительно на расширение пропускной способности дорог даст лишь краткосрочный эффект.

- Написание проекта генплана нужно отдать местным проектировщикам, или подрядчику по конкурсу? – поинтересовались мы.

- Тендер. Только тендер. У российских градостроителей большая проблема с менталитетом - советское наследие очень сильно мешает конструировать эффективные города. Для Екатеринбурга генплан писал тот же Ленпроект – бездонный документ. Если нужен позитивный пример - смотрите Пермь, там концепцией занимались голландцы и финны.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"