Posted 23 июля 2015,, 19:25

Published 23 июля 2015,, 19:25

Modified 10 ноября 2022,, 18:42

Updated 10 ноября 2022,, 18:42

15 шагов для Башкирии, чтобы попасть в предпринимательский рай

23 июля 2015, 19:25
Оценка 50 ключевых точек роста благоприятного инвестиционного климата ежегодно начала проводиться в субъектах Российской Федерации Агентством стратегических инициатив. В этом году этот рейтинг, в котором Башкирия заняла 40-е место, стал роковым для некоторых членов правительства. Стоит ли после этого ожидать смены экономического курса республики?

Главные задачи Национального рейтинга АСИ – оценка состояния инвестиционного климата, включая результаты внедрения основных инструментов государственной политики и работы региональных властей в области его улучшения. Составители рейтинга видят в качестве своей задачи выявление лучших практик, содержащих описание самых эффективных действий региональных властей и рекомендаций по их масштабированию на другие субъекты Российской Федерации. Ведущие позиции в рейтинге благоприятного инвестиционного климата регионов АСИ сохраняют Калужская, Белгородская, Тамбовская, Ульяновская области и Татарстан. Башкортостан в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата занимает 40-е место и находится в третьей группе, пропуская вперед пять регионов-лидеров, 24 региона с комфортными условиями ведения бизнеса и 10 регионов третьей группы рейтинга. Позиции Башкирии явно не соответствуют потенциалу социально-экономического развития, по которому республика входит в первую 10-ку среди всех регионов страны.

Рейтинг АСИ составляется на основе субъективных признаков. Большая часть показателей Башкирии формируется исходя из опросов республиканских предпринимателей.

Условно индикаторы рейтинга Башкирии можно разделить на четыре направления измерения: регуляторная среда, институциональная среда, доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса, эффективность поддержки малого предпринимательства. Наибольшее отставание Башкирии отмечено во втором и четвертом направлениях.

Второе направление включает наличие в регионе эффективных институтов для бизнеса, обеспечивающих защищенность бизнеса, оценку уровня административного давления на бизнес, эффективности работы организационных механизмов поддержки бизнеса и качества информационной поддержки инвесторов и бизнеса.

Первый ощутимый и абсолютно адресный недочет экономического блока республики за 2014 год выражен в плохом качестве специализированных интернет-порталов об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации. Без изменений, в течение года, на специализированном республиканском сайте Агентства инвестиционной привлекательности investrb.com предлагаются 37 инвестиционных проекта с кратким описанием. Интернет-портал Башкирии информационно скуден количественно и качественно. Качество описания инвестиционных проектов оставляет желать лучшего, наглядная презентация развития инвестиционного проекта отсутствует, ни говоря о современных 3-D технологиях, можно сделать хотя бы «красиво».

На инвестиционном портале Башкирии, как и на портале Агентства по привлечению инвестиций, в течение года отсутствовали значимые показатели инвестиционной привлекательности последних лет. Помимо этого, в настоящий момент отсутствуют показатели 2014 года, положительные отзывы и не отражалась положительная динамика работы экономического блока правительства. А ведь результаты и освещение работы экономического блока ответственный и значимый пиар для будущего формирования инвестиционного имиджа РБ.

Второй, не менее важный неотработанный пункт республиканского института для бизнеса – отсутствие стратегии социально-экономического развития Башкортостана и соответственно, наличие в ней качественного раздела об инвестиционном развитии региона, не считая, отдельного, а не встроенного продукта в системный социально-экономический комплекс, стратегии инвестиционного развития РБ до 2020 года. Стратегия на данный момент разрабатывается, а качественный результат от внедрения ожидается с 2015 по 2025 года, принятие в последнем квартале 2015 года.

Третий просевший показатель работы организационных механизмов поддержки бизнеса – это эффективность работы республиканского Агентства по привлечению инвестиций и работы с инвесторами в регионе. С 2012 года в Башкирии постоянно работает Общественный совет по улучшению инвестиционного климата при главе РБ.

Должную эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов поддерживает лично Рустэм Хамитов. Возможно, есть потенциал для развития открытой обратной связи среди руководителей республиканского правительства, причем не обязательно только экономического блока.

Четвертый и наиболее распространенный во многих регионах страдающий показатель административного давления на бизнес – бюрократия, излишнее количество проверок и случаев коррупции при взаимодействии с правоохранительными, законодательными, судебными и прочими органами исполнительной власти, а также естественными монополиями. Если в середине июня 2015 года президент страны Владимир Путин подписал закон, запрещающий на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки малого бизнеса, то бюрократию и коррупцию в органах власти можно попробовать подрегулировать на местах.

Пятый показатель, необходимый для совершенствования институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса в Башкирии – это наличие и качество республиканского законодательства о механизмах защиты прав инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности, а также оценка регулирующего воздействия. Если рассмотреть наличие республиканского законодательства в этой области и пройти по сноскам «Законодательство» и «Поддержка инвестора» инвестиционного портала Башкирии за 2014 год, то засвидетельствуем единственное - «Об утверждении стратегии инвестиционного развития Республики Башкортостан до 2020 года». Качество стратегии и оценка регулирующего воздействия – это целая наука мыслить и брать на себя ответственность за достижение целевого значения чиновниками.

Доля инвестиционных вложений в ВРП Республики Башкортостан» на уровне 27% и увеличение объема иностранных инвестиций в экономику республики к 2020 году до 12% от суммарных иностранных инвестиций по Приволжскому Федеральному округу - цели разработанной республиканской стратегии. Гармония результата и эффективности будет напрямую зависеть от качества проводимой инвестиционной политики и повышения качества и прозрачности внутренней институциональной среды Башкирии. Ведь положительный имидж региона на саммитах глав государств БРИКС и ШОС уже закреплен. Уже в октябре 2015 года будет возможность представить инвестиционные проекты в Уфе на Первом международном форуме малого и среднего бизнеса стран-участниц ШОС и БРИКС. Этому будет способствовать и модель взаимодействия R2R (регион с регионом) для углубленной кооперации стран-участниц и инвестиционной привлекательности Башкирии.

Четвертое направление, по которому проходит оценка АСИ и Башкирия «проседает» – эффективность мер поддержки малого предпринимательства. Оценка включает уровень развития, качество организационной, инфраструктурной, информационной, финансовой и нефинансовой поддержки малого предпринимательства в республике.

Шестой по счёту показатель, требующий активизации работы муниципалитетов Башкирии, сможет повысить долю городских округов и муниципальных районов, реализующих муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, в общем числе городских округов и муниципальных районов в республике.

У регионов-лидеров 27% доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения составляет 27%, в республике этот показатель 25%, что говорит о небольшом отставании Башкирии, по этому показателю под номером семь.

Восьмой пункт совершенствования – это количество субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тысячу человек населения и выручка (оборот) субъектов малого предпринимательства в расчете на одного занятого на субъектах малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей). И он оставляет желать лучшего. Здесь нужен комплексный подход количественного роста республиканских предпринимателей и качественной заинтересованности «выхода из тени». Возможно, этому будут способствовать налоговые каникулы для малого бизнеса и поддержка инвестиционных проектов.

Девятый показатель по сравнению с регионами-лидерами самый проблемный. Доля рабочих мест, созданных в компаниях-резидентах бизнес-инкубаторов, технопарков, относящихся к малому предпринимательству достаточно мала.

Десятый пункт о качестве информационного портала по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства и туризма в Башкирии можно совершенствовать, дабы ещё впереди почти полгода, например, 3-D инсталляцией инвестиционных проектов, а не ссылаться на республиканский портал министерства экономического развития. Инвестиционными проектами нужно гордиться и не стесняться. Привлеченные инвестиции к уфимским саммитам в гостиничный номерной фонд в сумме около 10 млрд рублей, что, несомненно, прогресс и хороший пример для подражания.

Оценка удовлетворенностью получения консультационных и образовательных услуг, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе, может быть повышена, если заключать контракты на оказание консультационных и образовательных услуг с полным сопровождением предпринимательских проектов до их закрепления на рынке, например в течение года.

Двенадцатый по счёту претензионный показатель Башкирии, который требует жесткого управленческого подхода – неудовлетворенность малым бизнесом наличием и доступностью необходимой для ведения бизнеса недвижимости (строений и земельных участков) и процедурами получения арендных площадей, предоставляемых Башкирией субъектам малого бизнеса. Аренда и цена строений и земельных участков для ведения бизнеса высока по сравнению с регионами-лидерами или предложения неликвидны.

Осознано и постоянно должна вестись двухсторонняя работа по повышению тринадцатого показателя – доли заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства по процедурам торгов и запросов котировок, проведенных для субъектов малого предпринимательства в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в общей стоимости заключенных государственных и муниципальных контрактов в Башкирии.

Провальными в 2014 году четырнадцатым и пятнадцатым показателями характеризуется Башкирия в удовлетворенности субъектов малого предпринимательства доступностью кредитных ресурсов в субъекте федерации, на этот показатель повлияла общая волатильность рубля и резкое повышение до 17% ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Отношением объема средств финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, выделяемых по региональной программе и федеральной программе Минэкономразвития, к количеству субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в субъекте Российской Федерации. Прорыв на Федеральном уровне в области расширения объемов государственной поддержки предпринимателей в 2015 году, а также повышения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемному финансированию сделан в ходе заседания Общественного совета при Минэкономразвития России. Была утверждена и запланирована к реализации в три этапа Национальная гарантийная стратегия. Так, в 2015 году намечено пилотное внедрение единых стандартов работы, интегрированной системы управления рисками, в период 2016-2018 годов – активный рост путем использования новых конкурентных преимуществ (механизмов рефинансирования и секьюритизации активов, обеспеченных гарантийной поддержки), в 2018-2020 годах – реализация стратегии.

Проведенная детализация поможет наметить шаги решения в наиболее проблемных зонах развития инвестиционной привлекательности Башкирии на федеральном и международном уровнях и позволит мотивировать региональные и муниципальные власти на совершение активных действий по улучшению конкретных элементов инвестиционного климата. Иностранным инвесторам результаты национального рейтинга в дальнейшем позволят оценить возможности создания нового бизнеса и принять решение о его локализации в Башкирии. Отрадно, что по ежегодным итогам Национального рейтинга выявляются лучшие практики работы региональных органов власти с предпринимателями по оптимизации существующих регламентов и процедур предоставления государственных услуг. И эти практики положены в основу образовательной программы, которую разработало АСИ совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации для ускорения всех процессов создания прозрачных условий предпринимательской работы и инвестирования бизнеса.

Константин КУЗЬМИНЫХ.

"