Posted 22 июля 2012,, 21:43

Published 22 июля 2012,, 21:43

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

Сценарий смены власти в РБ разрабатывался не менее пяти месяцев

22 июля 2012, 21:43
18 июля 2010 года состоялось историческое заседание Курултая РБ, принявшего отставку первого президента Башкортостана Муртазы Рахимова и утвердившего на должность руководителя республики выдвинутого главой государства Дмитрием Медведевым и поддержанного региональными «единороссами» Рустэма Хамитова. Два года небольшой срок для того, чтобы подводить итоги этого события, но так как смена республиканского лидера до сих окутана домыслами и тайнами, пришла пора вспомнить, «как это было».
Винт большой системы

Отставка Рахимова была одной из частей кремлевского плана избавления губернаторского корпуса от выживших после ухода Ельцина политических мастодонтов. Когда один из самых строптивых региональных лидеров, коим видели Рахимова на Старой площади, покинул свое кресло, настал черед и мэра Москвы Юрия Лужкова. И в том, и в другом случае разработчики политического сценария действовали по одной схеме – сначала громкая разоблачительная кампания по центральным телевизионных каналам, где зрителей убеждали в коррумпированности руководителей, а затем задушевная беседа с требованием написать заявление «по собственному, а то хуже будет».

И если Рахимова считали старым львом, еще не потерявшим своих зубов и ожидали от него самого худшего, вплоть до народных восстаний, то с Лужковым как-то не рассчитали, что он станет артачиться.

Скорее всего, организаторов кампании по избавлению от неугодных губернаторов расслабились и не предотвратили фронды Лужкова после отставки Муртазы Рахимова – даже для искушенных в политических интригах стало откровением, как повел себя в стрессовой ситуации первый президент Башкортостана. После той самой «задушевной» беседы, которая состоялась в кабинете у тогдашнего главы кремлевской администрации Сергея Нарышкина, как говорят, в какой-то момент в разговоре принял участие и Дмитрий Медведев, Рахимов написал заявление с открытой датой и попросил три дня отсрочки, чтобы «оповестить близких». И все.

Пробыв 20 лет на вершине политического олимпа республики, г-н Рахимов легко освободил свое кресло, подготовив не только близких, но и региональную политическую элиту, попросив не буянить особо неспокойных.

В Башкирию уже ехали отборные группы спецназа, чтобы в случае чего «гасить» волнения, но в регионе была тишь да гладь. Уже через несколько дней Муртаза Рахимов принял участие в знаменитом заседании Курултая, где представил добрыми словами своего сменщика Рустэма Хамитова – «он наш, он свой», а депутаты Госсобрания, вопреки распространяемым слухам, что «прокатят» кандидатуру главы государства, единогласно проголосовали за нового главу республики. Смена власти, которая всегда сопровождается болезненными процессами, как любая хирургическая операция, в Башкирии прошла без сучка и задоринки, не задев и не потревожив спокойствия ее жителей.

Значит ли это, что кремлевские аналитики демонизировали Рахимова, приписывая ему такие качества, как восточное коварство и политическую мощь, которыми он не обладал? Нет, на самом деле (и этот факт почему-то не просчитывали заранее) при всей своей политической искушенности Рахимов оказался человеком системы, который соблюдает принятые правила игры. Если высшее руководство считает, что он не достоин занимать это кресло – он, как солдат, готов подвинуться и выполнить приказ. Эту политическую незлобивость Муртаза Рахимов и продемонстрировал на заседании Курултая, передавая власть в республике.

- Уходить лучше вовремя, - объяснил он. – Все, наверное, понимают, что я чувствую. Но мне не стыдно перед народом Башкортостана. Я постарался сохранить в республике все лучшее, что было при советской власти, чтобы народ не испытал социальных потрясений. Результат моей работы очевиден – в каком состоянии я принял республику и в каком состоянии ее оставляю.

Да и как было поступить Рахимову, если в Башкирии, начиная с 1993 года, главы городов и районов не выбирались, а назначались указом главы региона?

- Говорят, что это нелегитимно. Я считаю, что это легитимно, - уверял г-н Рахимов. – По крайней мере я уверен, что в кресле руководителя находится компетентный, а не случайный человек.

Интересно, что к такому выводу в 2004 году пришел и президент страны Владимир Путин, фактически объявив о возврате к назначаемости глав регионов.

Увольнял проштрафившихся руководителей Рахимов тоже одним росчерком пера. И даже прообраз российской Счетной палаты задолго до российского госконтроля впервые появился в республике по инициативе ее президента.

- Я должен быть уверен, что бюджетные деньги идут тому, кому они предназначены: врачам и учителям, - объяснял он. - И если украл, то отвечай по закону, несмотря на былые заслуги.

Закон «О борьбе с коррупцией» родился на башкирской земле задолго до федерального – еще в 1996 году. Рассказывают, что сначала голосование по этому законопроекту было тайным, и парламентарии документ прокатили.

- Как так? – возмутился Муртаза Рахимов и распорядился сделать голосование открытым. Закон приняли единогласно.

Спокойно относился башкирский президент к разговорам о том, что он «зажимает» руководителей, не идущих у него на поводу.

- Не только зажимаю, но и без колебаний избавляюсь от директоров, которые путают свой карман с государственным, - был категоричен глава региона. – Тем, кто наносит вред республике, используя предоставленные свободы и самостоятельность в корыстных целях, нет прощения.

Кто-то говорил о том, что Рахимов создал в отдельно взятом регионе тоталитарное государство, но на самом деле первый президент Башкирии разработал управляемую и контролируемую модель общественного устройства с элементами демократии. Сегодня многое из наработанного в Башкирии используется высшей властью страны: все политические течения умело контролируются сверху и направляются в нужное русло. Значит, другой модели, сохраняющей демократические нормы и исправно работающей для блага людей, в постсоветском обществе пока не существует.

- Меня часто обвиняют в том, что я вмешиваюсь буквально во все! – иногда раздражался президент заявлениям репортеров, утверждающих, что он «узурпировал» власть. - Но я считаю, что хозяин обязан интересоваться, как идут дела. Спрашиваю, к примеру, одного так называемого губернатора: как дела с уборкой, а он мне в ответ: «Я в отпуске». Звоню второму, третьему - они тоже в отпуске. Как можно летом уходить в отпуск?! Я считаю это безнравственным. Скажите, нормальный русский мужик в старое время ушел бы летом в отпуск? У нас в Башкирии ни один глава администрации даже заикнуться не может, чтобы летом собраться отдыхать – сразу будет уволен.

Так что сам Рахимов не мог выйти за рамки системы, которую построил – иначе все его убеждения, которыми он руководствовался 20 лет находясь у власти, оказались бы ложными. Лужков же отказался чувствовать себя винтиком большого механизма «управляемой демократии», потому что его амбиции оказались сильнее четко очерченных властью рамок. А вроде как властный и самолюбивый Рахимов, каким его рисовали общественности заинтересованные люди, оказался дисциплинированным и подконтрольным.

- Буду помогать по мере возможности новой власти, пусть даже на общественных началах. Мне денег не надо, работу давай, - даже нашел в себе силы пошутить бывший глава республики после исторического заседания башкирского парламента.

Шпионские страсти

Рахимов надеялся в октябре 2010-го отпраздновать вместе с Днем республики 20-летие своей политической деятельности. Но не получилось.

- Чем дольше будет затягиваться процесс смены власти в Башкортостане, тем выше будет опасность национализма и сепаратизма в республике, — заявил за неделю до отставки президента РБ высокопоставленный федеральный чиновник.

Но не «затягивать процесс смены власти» в Уфе можно было только одним способом: убедить Муртазу Рахимова уйти самому.

Правда, народ так и не понял, что случилось в республике – сначала Рахимова выставляли главным коррупционером, а потом глава государства Дмитрий Медведев наградил первого президента РБ орденом «За заслуги перед Отечеством» первой степени и этот факт транслировали по тем же телеканалам, где недавно от руководителя региона не оставили и мокрого места. То есть, если к Муртазе Рахимову имелись претензии, то для чего его награждать? А если претензий не было, зачем было «снимать» его с поста с таким скандалом? Эти двойные стандарты – одной рукой давать пряник, а другой бить кнутом по своим - потом дорого аукнутся властям во время выборов в Госдуму. Замороченный народ просто перестал доверять официальной информации, касающейся «слуг народа».

Кстати, сам Рахимов явно понимал, что его уход с поста главы республики неизбежен. И все-таки, даже ожидая отставку, свой уход он воспринял болезненно. В день, когда решилась его судьба, г-н Рахимов не появился на внеочередном заседании Курултая, хотя депутаты его ждали. Утром 16 июля, когда уже приступивший к исполнению своих обязанностей Рустэм Хамитов встречался с представителями СМИ и общественными деятелями, Рахимов находился в Белом доме и выходить к народу не собирался.

Понять президента Башкортостана можно. В четверг перед зданием Госсобрания оппозиционеры, взбудораженные грядущими переменами, разбили палатку с плакатом «Скатертью дорога». И нежелание идти под свист и улюлюканье немилосердных оппонентов вполне объяснимо. В то время, пока заседали депутаты Госсобрания, Муртаза Рахимов раздавал награды многодетным матерям. Понимая, что делает это в последний раз. Но улыбался и делал комплименты задыхавшимся от радости общения с первым лицом деревенским мамочкам, которые и не подозревали о больших политических изменениях. Впрочем, Рахимов умеет держать удар. Это он не раз доказывал за все время своей двадцатилетней политической деятельности.

- Непросто работать с семи утра и до двенадцати ночи, - сказал уже экс-президент Муртаза Рахимов на сессии Курултая, где утверждали нового главу республики. – А сколько километров я проехал по деревням и городам республики - и не сосчитать! Некоторые чиновники летают на вертолетах, но я хочу вам сказать, что каждый человек - президент он или нет - по земле ходить должен, и тогда народ вас полюбит.

Кстати, полномочия политического лидера Башкортостана истекали только в октябре 2011 года, для чего понадобилось «свергать» его на год раньше?

Рахимов тогда был чуть ли не единственный действующий губернатор, который не стеснялся открыто сурово критиковать российскую власть. Рахимов первым заговорил о бюрократизации власти в стране, дав скандальное интервью газете «Московский комсомолец». «Оппозиционные» откровения президента Башкортостана так поразили руководство «Единой России», что там, даже несмотря на демократические принципы свободы слова и право каждого человека высказывать свое мнение, решили исключить Рахимова из партии. На самом деле тогдашний глава региона озвучил лишь то, о чем сегодня говорят на самом верху – и что забронзовевшую партию власти нужно спускать на землю, и что властная вертикаль, отказавшись опираться на регионы, дает сбои, а депутаты Госдумы, имея «единороссовское» большинство, «голосуют, как на пианино играют». Сегодня разговоры о наличии большого числа партий и участии электората в региональных назначениях оппозиционными не являются, а тогда кто-то решил использовать откровенность Рахимова против него. Страна готовилась к большим выборам президента 2012 года и в кремлевских анналах появилась аналитическая записка о «ненадежности» регионального лидера, который в самый ответственный момент может оплошать. Кремлю нужны были управляемые люди, а сложный по натуре, непонятный многим и самостоятельный Рахимов, которому приклеили ярлык «сепаратиста», казался серьезным препятствием.

На самом деле, ни националистом, ни сепаратистом Рахимов не был, он, как и все выросшие в советской стране, так и остался космополитом.

- У меня, «суверенитетчика», который, по мнению многих, только и «мечтает сбежать из России», до сих пор слезы в глазах, когда слышу музыку гимна Советского Союза, - признавался он. - Ведь дружба народов действительно существовала. И на отдых можно было поехать куда угодно. А когда был рабочим (а бригада у нас была человек 25: башкиры, русские, мордва - кого только не было), у нас вообще национального вопроса не возникало. О каком национальном вопросе можно говорить, если каждый третий брак в республике межнациональный?

Слово «суверенитет», которым так попрекали Рахимова, убрали из Конституции РБ еще в 2001 году, заменив его словом «государственность», а, по словам главы Башкортостана, ничего опасного в экономической самостоятельности региона в 90-е годы не было.

- Суверенитет нам понадобился для того, чтобы самостоятельно поднимать экономику республики, - не уставал объяснять он. – Самостоятельность позволила нам даже в сложнейших ситуациях не ныть, не стоять с протянутой рукой, выпрашивая у центра субсидии и инвестиции, а самим зарабатывать.

Сегодня уже ясно, что в своих выкладках записные аналитики случайно или намеренно заблуждались, но история не имеет сослагательного наклонения – все случилось так, как должно было случиться.

Операция по смещению Муртазы Рахимова готовилась не один день, и, что самое обидное для него, – людьми, которые хорошо знали главу республики. За 20 лет правления регионом резкий и не стесняющийся в выражениях политик нажил себе массу врагов, и было странным, если у руководителя такого масштаба недругов не было. Недруги, конечно же, хлопали в ладоши, узнав о свержении такого зубра, но не они стали причиной досрочной отставки Рахимова.

- Плотно пообщавшись с Рахимовым-старшим, могу подтвердить: он в личном общении является практическим чемпионом по обаянию среди российских политиков, - утверждает известный политический обозреватель Михаил Ростовский. - В течение многих лет обитатели Кремля были “пленниками” личной магии президента Башкортостана.

И не кремлевские чиновники стали инициаторами ухода Рахимова. Смена власти – процесс неизменный, так как нет ничего вечного под Луной. За спиной Муртазы Рахимова подросли башкирские политики, которые решили списать «бабая» со счетов. Амбиции новоявленных кандидатов в президенты РБ поддержали в Москве, и блиц-криг удался.

Рахимова называли хитроумным политиком, умело использующим восточные интриги, когда речь идет о борьбе интересов. Но дипломатический талант главы РБ примирять интересы различных кланов, политической элиты и промышленных групп дал сбой в июне 2010 года, когда президента убедили принять участие во всемирном курултае башкир. На национальном форуме принялись излагать взгляды, граничащие с экстремистскими. Известно, что Муртаза Рахимов, находясь на высоком собрании, сам с трудом скрыл удивление, услышав откровения башкирских лидеров.

Но присутствие первого лица на столь одиозном событии в Кремле расценили как откровенную эскападу и не простили Рахимову откровенных выпадов подчиненных. Это официальная версия.

- Курултай башкир стал отправной точкой событий, повлекших смену власти в республике, - сказал позже глава УФСБ по РБ Виктор Палагин.

Однако понятно, что на мероприятия по смене власти требовался не один день, как это показалось обывателям, а не менее четырех месяцев. Именно такой же срок был нужен для подготовки проведения скандально известного курултая. А что если эти два события были изначально связаны между собой? Конечно, организаторы шпионской интриги не могли быть уверены до конца, что хитрый бабай попадется в ловушку, разработанную башкирским Белым домом совместно с кремлевскими идеологами, но вдруг?

Бабай попался. Многие говорят сегодня, что если бы на следующий день Рахимов уволил премьер-министра регионального правительства Раиля Сарбаева, чья служба готовила скандальные речи и документы башкирского форума, то Муртаза Рахимов бы устоял и, наверное, «досидел» бы до «законного» срока своей отставки – октября 2011 года. Но президент Башкортостана привык брать на себя все огрехи подчиненных, чем не раз зарабатывал плюхи от оппозиции. Его рассуждения можно понять – если имел смелость назначить человека на высокий пост, значит он в ответе за его ошибки.

А Раиль Сарбаев, на амбициях которого умело сыграли в Кремле, преемником Рахимова так и не стал. Его имя даже не включили в список претендентов на пост президента РБ, рекомендованных главой государства и «Единой Россией». В политике можно верить обещаниям только тогда, когда совпадают общие интересы, как только цель была достигнута – интересы башкирского премьера и его кураторов разошлись. Известно, что и сам Рахимов, написав заявление об уходе, не рекомендовал Сарбаева на пост главы республики, так как, по его мнению, «Раиль Салихович не обладает должными личностными качествами». По словам тогдашнего полпреда президента РФ в ПФО Григория Рапоты, мнение Муртазы Рахимова «было учтено при утверждении кандидатуры на пост президента РБ».

Впрочем, наверное, кремлевские аналитики все-таки излишне усложняли личность руководителя республики. Рахимов оказался гораздо проще и понятнее – как человек трезво оценивающий обстановку и имеющий чувство собственного достоинства не стал сопротивляться, когда понял, что время прошло.

К первому президенту Башкортостана Муртазе Рахимову относятся по-разному – любят или ненавидят, восхищаются или проклинают, но никто, даже самые отъявленные гонители, не отрицают очевидного факта – он вошел в историю. Навсегда.

Владимир БАШКИРОВ.

"