Posted 23 мая 2019,, 11:21

Published 23 мая 2019,, 11:21

Modified 17 октября 2022,, 19:58

Updated 17 октября 2022,, 19:58

На парламентские слушания в Уфе пришли «борцы с пьянством и алкоголизмом»

23 мая 2019, 11:21
Обсуждались меры принуждения и убеждения, чтобы ограничить потребление алкоголя в Башкирии.

Что надо сделать, чтобы люди меньше пили, и особенно, что нужно сделать, чтобы они прекратили употреблять нелегальный алкоголь — к этим двум основным вопросам можно свести парламентские слушания по реализации закона об обороте алкогольной продукции и ограничении ее потребления, которые прошли сегодня, 23 мая, в Доме Госсобрания в Уфе.

Цифры — упрямая вещь

Начнем с цифр. По словам помощника прокурора Башкирии Руслана Исмагилова, в прошлом году в Башкирии был зафиксирован 61 смертельный случай от алкоголя, это на 12 случаев больше, чем в 2017 году. В то же время, по данным прокуратуры, в стране тенденция другая. Количество смертей от алкоголя в прошлом году в стране снизилось на 18%, а в Татарстане — больше чем на 70%.

— Республика идёт в противоположном тренде, и это беспокоит, — заключил он.

Но замминистра здравоохранения Гульнара Зиннурова привела другие цифры. Она сказала, что количество больных хроническим алкоголизмом на 100 тысяч населения в Башкирии снизилось.

— На 1 апреля 2019 года таких больных было 37950. То есть 36,8 на 100 тысяч населения, — сказала она. — Это на 6,3% меньше, чем за такой же период прошлого года.

Она же добавила, что в Башкирии есть всего два района, где не было случаев смерти в результате употребления алкоголя, это Илишевский и Стерлибашевский районы.

В ходе слушаний не раз обращали внимание на то, что некоторые показатели, особенно по смертности, связанной с употреблением алкоголя, у разных ведомств — разные.

Реклама рекламе рознь

На слушаниях выявилась одна любопытная проблема. О ней рассказала председатель «Опоры России» в Башкирии Ляйсан Николаева. По словам одного из участников слушаний, в соцсетях распространяется реклама «Башспирта», причем целенаправленно таргетированная на молодежь. А «Башспирт» — это между прочим предприятие, которое принадлежит республике.

— Нельзя ли ограничить такую рекламу, и, наоборот, направить усилия на антиалкогольную рекламу для молодежи? — задала вопрос представитель малого и среднего бизнеса.

— А где ее распространяют? В Инстаграме? Я там такой рекламы не видел, — удивился спикер башкирского парламента Константин Толкачев.

Ему, видимо, был непонятен смысл термина «таргетированная реклама».

— А вы ее и не увидите, — пояснила Ляйсан Николаева. — Она рассчитана на лиц от 14 до 35 лет.

Что предложили в госкомторговли?

Председатель госкомитета по торговле и защите прав потребителей Гузэль Асылова предложила внести изменения в федеральное законодательство.

Во-первых, дифференцировать плату за лицензию торговлей алкогольной продукцией в зависимости от количества торговых точек.

Во-вторых, перевести право ограничения торговлей алкоголем с уровня местных властей на региональные.

— Сейчас плата за лицензию составляет 65 тысяч рублей в год, — рассказала она. — Для крупных торговых сетей это мало, а для малого бизнеса — чрезмерная финансовая нагрузка.

По поводу второго предложения она пояснила, что муниципалитеты каждый на свой лад устанавливают ограничения алкогольному бизнесу.

— Например, расстояние, ближе которого нельзя торговать у школ, в Уфе составляет 25 метров, в Салавате — 70, а в Буздяке — 100. Это создает неравные условия для предпринимателей и усложняет контроль. Лучше, чтобы правила были единообразные, — пояснила она.

Также Гузэль Асылова предложила ввести минимальный уровень задолженности предпринимателей, ниже которого их нельзя будет лишать лицензий.

— Бывают случайные задолженности, — сказала чиновница. — И обидно, когда из-за долга в 5-10 рублей предпринимателя приходится лишать лицензии.

О чем не говорили на слушаниях

Один из участников слушаний, предприниматель Азамат Галин, производящий слабоалкогольные напитки, рассказал Медиакорсети о том, что, по его мнению, заслуживает общественного внимания не меньше запретов на алкоголь:

- Согласно проведенным нами исследованию только в Уфе в сезон теневой оборот разливных напитков составляет порядка 70 тысяч декалитров в месяц. Ежемесячно, бюджет теряет в виде недополученных акцизов, в том числе НДС — около 28 млн рублей. Подчеркну, это данные по Уфе: в год потери бюджета, примерно, могут достигать 210 млн рублей.

Между тем, в случае принятия поправок: потери бюджета от налога УСН — примерно 5 млн рублей (в среднем платят 14 тыс в год), НДФЛ - ориентировочно 7,5 млн рублей (при расчете использованы средние данные по оформлению при трудоустройстве и начисляемой, официальной, заработной плате).

Наиболее негативными, по нашему мнению, будут последствия это - порядка 600 человек останутся без работы, а также прекратят работу индивидуальные предприниматели, в том числе небольшие предприятия по производству напитков. Это то, что очевидно. На поверхности.

Резюмируя. Действительно, разливные магазины являются образцами нецивилизованной бизнес-модели, негативно отражающейся на нашем общежитии. Но почему производители, зачастую и крупные, местные, выбирают разливные магазины для реализации продукции? Зачастую это происходит, как говорится, мимо ЕГАИС.

Причина простая. К нам импортируется огромное количество дешевых слабоалкогольных напитков. Для нас, производителей, это было непонятно. Почему импортные напитки стоят гораздо дешевле местных аналогов. Поехали, изучили.

Какие мы имеем данные? У них очень много скрытых субсидий. Субсидируется все. Сырье, бутылка, крышка, дорога. Главное требование - продукция должна оказаться на российском рынке.

Между тем, согласно правилам ВТО основополагающий принцип участников соглашения - это равная и честная конкуренция. Но мы, местные производители, не имеем абсолютно никаких субсидий. В том числе и в рамках принятых правительством РФ решений о субсидировании экспорта. Эти правила на нас не распространяются.

Именно поэтому наши поля не засажены ячменем, хмелем. У нас нет огромных яблоневых плантаций. Наш мед самостоятельно ищет рынки сбыта. Для стран-импортеров это не выгодно.

Таким образом, считаю необходимым просить депутатов о необходимости введения дополнительных, выравнивающих пошлин для напитков, импортируемых к нам.

Также просить ввести дополнительный акциз на консерванты в напитках. Эта мера позволит сбалансировать рынок.

Либо необходимо принять зеркальные меры и субсидировать местных производителей. Если закрыть разливные магазины, то мы должны предложить нашим производителям рынок сбыта этой продукции. Сетевые магазины при входе требует цены от 40 рублей за литр. Как может напиток стоить 40 рублей, если в нем 45 рублей - это налоги?

Медиакорсеть следит за развитием событий.

"