Posted 23 марта 2016,, 07:24

Published 23 марта 2016,, 07:24

Modified 10 ноября 2022,, 18:39

Updated 10 ноября 2022,, 18:39

В Башкирии бизнесмены не заинтересовались развитием информационных технологий

23 марта 2016, 07:24
Во вторник в Уфе состоялось очередное выездное заседание совета при главе республики по развитию электронного образования с участием представителей профильных министерств, ведомств и вузов Башкирии. Участники совещания ознакомились с опытом внедрения институтом системы электронного образования в школах региона и системой научно-методического сопровождения педагога. По оценке главы республики Рустэма Хамитова, ситуация с развитием электронного образования в Башкирии «складывается неплохо». За последние три года Башкортостан сделал мощный рывок в этой сфере.

В регионе утверждена Концепция развития электронного образования до 2020 года и принята соответствующая «дорожная карта». Доля школ, применяющих электронное обучение, увеличилась с 12 процентов в 2014 году до 30 процентов в прошлом. В 13 процентов школ ведется инновационная деятельность по развитию электронного образования. Более 70 процентов учителей применяют на уроках информационно-коммуникационные технологии. Сорок процентов школьников республики применяют электронные образовательные ресурсы на уроках, 50 процентов использует их и дома.

В 24 муниципальных районах Башкирии открыты Центры общественного доступа, предназначенные в том числе для более широкого использования населением государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В рамках формирования системы корпоративного обучения служащих запущен внутренний учебный портал с инструментарием по проведению обучения и аттестации.

Республика сегодня является одним из лидеров в этом направлении образования. Однако останавливаться на достигнутом нельзя, предупредил Рустэм Закиевич.

– Все регионы поняли, что электронное образование – это очень важно, и устремились в погоню за нами,– заметил он. – Кое-кто, может быть, уже догнал, но мы точно одни из лидеров. Что это нам даёт? Сегодня достаточно много школ переходит на формат дополнительного электронного образования, стараясь преподнести школьникам материал в современном виде – с использованием компьютерной графики, дистанционного обучения. Эту форму широко используют наши вузы. Там электронное образование широко распространено. Наши студенты участвуют в разного рода обучающих программах, которые разрабатывают в том числе и зарубежные вузы.

Г-н Хамитов признал, что «пока трудно делать оценку: много ли сделано или мало, начало ли это пути».

– В целом видим хорошую базу, помогающую учителям осваивать современные технологии, - отметил он.

В то же время электронное образование в регионе сегодня существует само по себе, не влияя на приоритетные сферы развития.

– Я неоднократно говорил о том, что электронное образование должно стать точкой роста всех сторон жизни, - заметил Рустэм Хамитов. – Пока же эти вопросы рассматриваются как отдельно взятые, чисто отраслевые, зачастую в отрыве от общих приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы. Такую ситуацию мы должны преодолевать.

Рустэм Хамитов посетовал, что из-за отсутствия достойных предложений на отечественном рынке электронного образования, молодые люди вынуждены обучаться на иностранных интернет-ресурсах, переманивающих перспективные российские кадры за рубеж.

– Сегодня сотни тысяч российских юношей и девушек обучаются на различных зарубежных дистанционных курсах. Их видят, их оценивают и, к сожалению, переманивают. После обучения они уезжают и за рубежом работать. Это лучшие наши ребята, - сказал он.

В качестве образца для подражания Рустэм Закиевич привел в пример Южную Корею, где «возможности электронного образования используются для выявления, подготовки и привлечения в собственные университеты и корпорации лучших из лучших, в том числе из других стран». Сегодня южнокорейские учебные заведения не только зарабатывают на экспорте передовых технологий, но и привлекают к себе талантливую молодежь.

– 60 лет назад Южная Корея лежала в развалинах, практически ничего не было: землянки, голод и никаких доходов, - напомнил он. – Сегодня это современное передовое государство. И достигли они этого положения только через образование, в том числе и через формат электронного образования, который широко используют последние десять лет.

Пока в Башкирии отсутствует единая система развития электронного образования, проработаны лишь некоторые ее элементы. По мнению Рустэма Хамитова, здесь «сказывается отсутствие целенаправленной работы и соответствующего межведомственного взаимодействия».

– Жизнь порой вносит коррективы. Может быть, на бумаге все неплохо, но порой возникают вопросы, - заметил он.

Рустэм Хамитов отметил недостаточную заинтересованность в развитии электронного образования представителей бизнес-сообщества.

– На коммерческом рынке поставщиков любого электронного оборудования – более чем достаточно. Продают компьютеры, сетевое оборудование. А вот предпринимателей, участвующих в реализации пилотных проектов по внедрению информационных технологий, – считанные единицы. Нужно создавать условия для развития эффективного государственно-частного партнёрства в этой сфере, - сказал он.

При этом глава региона выразил уверенность, что «республика имеет все шансы для того, чтобы стать пилотным регионом по отработке модели электронного образования с включением в Федеральную целевую программу развития образования до 2020 года».

– К 2020 году мы должны уже иметь постоянную, непрерывную систему повышения квалификации наших учителей в формате электронного обучения, электронного прохождения повышения квалификации. А может быть даже раньше справиться с этой задачей, - отметил глава республики.

Для достижения поставленных целей нужно активно поддерживать пилотные инициативы учебных заведений, имеющих успешный опыт в организации электронного обучения и готовых делиться своими знаниями с другими, а также активнее работать над «созданием эффективного образовательного контента, который должен быть сосредоточен на открытой, бесплатной платформе, обеспечивать доступность в онлайн-режиме книг и материалов ведущих вузов, библиотек».

– Наша задача – чтобы всё общество ежегодно получало дополнительные знания посредством электронного образования. Так, как это сегодня происходит в Южной Корее, в ряде западноевропейских стран. В этой части нам рано гордиться какими-либо успехами. Действительно, начав три года назад обсуждать, а потом перейдя к организации системы электронного образования, мы смогли сделать достаточно много, - подытожил глава региона.

"