Победителя заочного тура Всероссийской Олимпиады в детстве подозревали в слабоумии

Победителя заочного тура Всероссийской Олимпиады в детстве подозревали в слабоумии

23 марта 2010, 22:58
Общество
МГУ имени Ломоносова совместно с газетой «Московский комсомолец» проводит для учеников выпускных классов Всероссийскую олимпиаду «Покори Воробьевы горы», которая дает возможность ребятам со всей страны поступить в лучшие российские университеты. Миновал первый, заочный, тур Олимпиады, отсеявших учеников, не готовых к дальнейшей борьбе. Среди прошедших первый этап оказался уфимец Алексей Ефимов.

Ученик 68-й уфимской школы покорил царицу наук – математику. Но успехов он добился не только потому, что его родители преподаватели этой дисциплины.

- Все думают, что они меня чуть ли не с пеленок сажали за учебники алгебры, – смеется одинадцатиклассник. - Это совсем не так. Я просто люблю учиться: уважение к заданиям преподавателя привила наша первая учительница. Ко всем предметам я относился с одинаковым интересом. А учился обычно.

К слову сказать, «обычно» в понятии Алексея – это только на «пять».

- Когда я повела ребенка в детский сад, мне сказали, что Лешу нужно отдавать в коррекционную группу: будто бы он отстает в развитии, - вспоминает мама Леши Инна Валерьевна. - А он просто был малообщительным и задумчивым.

Инна Ефимова, опасаясь за здоровье сына, не отдала ребенка в гимназию, а определила в школу, где работает сама. Через несколько месяцев классная руководительница мальчика сказала, что когда этот первоклашка подрастет, то будет возвращаться с олимпиад с медалями. Время показало, что педагог была права.

- Сейчас я с улыбкой вспоминаю, что учился без особенного старания, - рассказывает Алексей. - Когда меня в четвертом классе послали на районную олимпиаду по математике, я неожиданно даже для самого себя занял первое место.

Сейчас участия в конкурсах и олимпиадах уже не вызывают удивления: все грамоты парня не умещаются на полках. Причем награды эти не только за познания в математике.

- В школе я учу немецкий язык, а английским овладеваю дополнительно, для себя. Решил изучать его после того, как на олимпиаде в Питере увидел  московских ребят, свободно говорящих с иностранцами. В будущем собираюсь много путешествовать, особенно хочу посмотреть на Европу: каков у людей уровень жизни и менталитет. Осталось только поступить и выучиться в МГУ.

Целеустремленность Алексея поражает. Для него не существует сослагательного наклонения: о грядущих событиях он говорит, как о совершившемся факте. В десятом классе он уже пробовал покорить Воробьевы горы и уже тогда выиграл.

- Даже заочный тур дался нелегко: на решение десять заданий отвели неделю, – продолжает Леша. - Хотя решения принимались по электронной почте, это не значит, что можно было списать или найти ответы. Все задачи новые и очень сложные. Не каждый учитель математики с ними справится. Я обращался к папе, который преподает математику и информатику в БашГУ, но помощь его ограничилась советами или идеями решений. Я возлагаю большие надежды на эту олимпиаду, хотя самая главная в стране Всероссийская олимпиада школьников остается приоритетной: она ведь уже как классика.

Но не стоит думать, что Алексею все дается так легко.

- У сына бывают и довольно резкие спады, - признается Инна Валерьевна. - Помню, как в десятом классе на районной олимпиаде он занял 11 место! Хорошо, что на республиканский этап проходила первая двадцатка, ведь в финале он взял первый приз.

Сам Алексей не верит, что можно везде выезжать на одном лишь природном таланте. По мнению вундеркинда, постоянная работа и совершенствование – обязательны. Потому для подготовки к очному туру «Покори Воробьевы горы» и Всероссийской олимпиаде Алексей едет на неделю в Белорецк, где ежегодно проводится «Турнир математических игр».

-  Именно на этом турнире я по-настоящему полюбил математику. Впервые я попал туда учеником восьмого класса и познакомился с преподавателем Дмитрием Юрьевичем Кузнецовым из Нижнего Новгорода. Он-то с новой стороны и открыл для меня эту науку. Каждый день у нас проходили новые игры. Для меня это было безумно интересно, потому я очень благодарен этому педагогу.

Тогда же Леша начал работать над проектом, который закончил только недавно. Свою идею он представил на республиканской научно-практической  конференции «Ломоносовские чтения», которая прошла в Стерлитамаке. Его работа заняла первое место.

- Я предложил новую схему прокладки нефтепровода, чтобы сделать его менее затратным, - объясняет юный изобретатель. - Сначала строил работу на прокладывании обычных дорог между городами. По тому же принципу разработал  идею с нефтетрубами. Ученые говорят, что это почти кандидатская работа. Жаль, что проект остался лежать в ящике: работа со столов жюри конференции не попала в кабинеты чиновников или глав нефтяных компаний.

Еще одной проблемой является то, что отправить ребенка на соревнование или конкурс стоит сегодня немалых денег.

- Единственная инстанция, которая старается нам помочь – это школа, - с сожалением объясняет Инна Валерьевна. - Хотя не всегда может позволить себе эту помощь. В других регионах этот денежный вопрос стараются решать  и решают намного эффективней. Одаренным детям обязательно нужно уделять больше внимания. Чтобы все эти  талантливые ребята в будущем вложились в российскую науку, сегодня российская наука должна вложиться в них - это очень выгодные инвестиции.

Выходит, что умных детей растить дорого. Особенно если их в семье двое. Младшая сестра Леши Дарья учится в девятом классе. Ее конек не математика, хотя дается ей отлично. Даша для себя выбрала биологию и химию.

- Мы с сестренкой раньше жутко дрались, - смеется Леша. - Ругаемся и до сих пор. Но теперь уже повзрослели, и я ее усмиряю иногда. Зато друг на друга никогда не ябедничали, и наказывали в детстве нас родители одинаково: оба в углу стояли.

Но не нужно думать, что математический гений сутками сидит запершись в комнате и  пыхтит над расчетами. Алексей очень любит спорт: может на целый день уйти кататься на лыжах.

- Я не представляю своей жизни без того, чтобы не сыграть с ребятами в волейбол или не погонять на поле мяч, - признается Леша.- Мой любимый телеканал – «Спорт», и я точно так же болел за наших на прошедшей Олимпиаде. Это все стереотипы: если ты отличный математик, то обязательно никудышный спортсмен. В Белорецке, к примеру, нам всегда дают возможность после математических игр отдохнуть, сыграть в какую-нибудь командную игру. И замечательные, между прочим, из нас команды получаются.

Алеша отлично находит общий язык со сверстниками, но уточняет, что при этом не может кого-то назвать другом.

-  Класса до восьмого у меня были друзья, но потом наши интересы несколько разошлись. Теперь у меня много просто знакомых и приятелей. Зато появилась любимая девушка: теперь всегда есть с кем поговорить и поделиться.

Со своей девушкой Машей Алексей познакомился опять-таки на олимпиаде. Поэтому молодые люди быстро нашли общий язык.

- Маша более разносторонняя: ей отлично даются точные науки, она очень любит рисовать, потому жизнь свою хочет связать с искусством, – объясняет Алексей.

Еще в девятом классе талантливого парня приглашали учиться в специальный центр при МГУ, но тогда он решил остаться дома.

-  Хоть я и привык находить решения  в сложных задачах, но в математической теории за решения ты ответственности не несешь. А за родных и близких ответственен. Я очень люблю свою семью, в ней вся радость человека. Знал, что все равно когда-нибудь уеду в Москву, поэтому решил доучиться в родной школе, заниматься дома, тем более такие советчики под боком, – кивает на родителей Алексей.

В планах парня поступить в МГУ на механико-математический факультет или факультет вычислительной математики и кибернетики.

- Кем хочу стать,  точно пока не определился: интересных сфер много. Главное, чтобы мои труды не пропали даром. А пока меня ждут еще две сложнейшие олимпиады. Я прекрасно понимаю, что там будут сильнейшие, но бояться смысла нет, иначе можно сразу отказаться. Нужно рассчитывать на свои силы, и  конечно, много работать.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter