Posted 22 ноября 2011,, 16:14

Published 22 ноября 2011,, 16:14

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Пассажиры «Башавтотранса» помогут в развитии речи слабослышащих детей

22 ноября 2011, 16:14
На прошлой неделе в уфимском детдоме №6 ребята с ограниченными возможностями принимали гостей. Мы уже рассказывали, с каким восторгом дети приюта №1 встретили делегацию главного государственного перевозчика Башкирии. Сотрудники «Башавтотранса» пришли не с пустыми руками – порадовали ребят авторскими поделками, которые обычные пассажиры прислали на конкурс «90 лет по пути с вами». Ребятам шестого детдома достались не только сувениры ручной работы, но и яркие картины, выполненные в разных техниках. Теперь глухие и слабослышащие ребята будут учиться читать вслух, описывая красочные сюжеты полотен.

Несмотря на то, что в шестом детдоме живут малыши в «шумном» возрасте от двух до семи лет, здесь намного тише, чем можно ожидать. Интернат специализируется на лечении ребят с нарушением слуха и тотальной глухотой.

Приблизившись к подаренным картинам и игрушкам, ребята старательно читают по слогам: «Баш-ав-то-транс», одновременно «выписывая» каждую букву на жестовом языке более для них привычном.

- Очень здорово, что картины не просто будут развешаны на стенах, - радуется представитель автопредприятия Ирина Котова. – Ребята будут вслух описывать, что изображено на полотнах. Выходит, благодаря нашим пассажирам, у педагогов появился дополнительный материал для развития у ребят речи и образного мышления.

У обитателей детдома нет свободной минутки: арифметика, рисование, лепка, физкультура, речевые занятия, уроки с психологами, - таких ребята развивают больше, чем слышащих.

- Радует то, что у нас очень мало сирот, - рассказывает замдиректора детдома Гузель Курбангалиева. – Глухие родители своих детей никогда не бросают – это уже подтвержденный факт. Потому почти ко всем ребятам приезжают родные, а на каникулы детишек разбирают по домам.

Из 42 ребят только у трех малышей нет родителей, а один из них - круглый сирота. Никите Горелову уже пять лет, три из которых он живет в этом приюте. Мама отказалась от него сразу после родов, когда о глухоте младенца еще никто и не знал.

- Мальчик у нас очень умный, - говорят воспитатели. - И то, что у матери было все в порядке со слухом, дает положительные результаты.

А самый развитый в своей группе смышленыш тем временем меньше всего думает об успехах в учебе: с любопытством рассматривает авторские произведения искусства. Подарки от пассажиров «Башавтотранса» напомнили Никите о приближающемся празднике.

- Хочется, чтобы скорее наступил Новый год, - на языке жестов признается нам голубоглазый малыш. – И чтобы Дед Мороз принес много игрушек и конфет.

Какие именно будут игрушки, Никите не важно. Мальчик уверен: на праздник придет бабушка. Малыш никогда ее не видел, но свято верит, что на Рождество чудо случится, и в его жизни появится хотя бы один родной человек.

Шестилетний Ильдар Шамсиев с интересом вертит в руках большой бело-синий автобус.

- Я только с машинками люблю играть, - переводит нам категоричное заявление мальчика педагог.

Воспитатели тут же разоблачили мальчугана: все без исключения ребята и кукол пеленают, и в колясочках их качают. Тем не менее, Ильдар - заметный лидер, умница и очень усидчивый ребенок.

- Я люблю родителей, брата, сестру и физкультуру, - старательно перечисляет мальчик. Ильдар приехал в столицу из села Мраково, где у него осталась семья. Кстати, его старшие брат Ринат и сестра Мадина тоже жили и учились в этом детском доме.

В республике это единственное подобное специализированное учреждение. Статус интерната детский дом получил еще в 1947 году, теперь здесь воспитывается уже третье поколение глухих ребят - внуки, а иногда и правнуки первых воспитанников.

- Но очередь к нам не стоит, - радуется Гузель Разяповна. – Значит, и количество детей с проблемами слухового аппарата не увеличивается. Число ребят у нас всегда стабильно, это связано тем, что глухота передается по наследству.

И все же педагоги учат малышей танцевать, преодолевать трудности речи - ведь это пока они живут в «стране глухих», которую им вскоре придется покинуть.

- После нашего детдома ребята поступают в спецшколу, - рассказывает Гузель Курбангалиева. – А потом получают специализированное образование, иногда даже высшее. Каждодневной работой мы добиваемся того, чтобы наши воспитанники не боялись окружающего мира.

А ребята, кажется, совсем не страшатся – заинтересованно заглядывают в блокнот, машут в объектив камеры. А самые взрослые уже почти понимают обычную речь – иногда получается считывать слова по губам.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"