Posted 22 сентября 2009,, 14:07
Published 22 сентября 2009,, 14:07
Modified 10 ноября 2022,, 18:59
Updated 10 ноября 2022,, 18:59
Лет десять назад вопрос в уфимском магазине «Есть ли мясо халяль?» заставлял продавца врасплох. Курей «по-исламски» начала выпускать одна только турбаслинская птицефабрика, и то пять-шесть лет тому назад. Сегодня по стандарту халяль готовят майонезы, кондитерские изделия и даже встает вопрос о запуске линии халяльной косметики (без спирта).
Однако есть ли у мусульман гарантия, что под видом халяльной им не продадут харамную продукцию? В Башкирии разработаны специальные требования по производству и реализации такого товара. В Духовном управлении мусульман РБ создан и комитет по стандарту качества для халяльных продуктов. Маркироваться особым образом будет теперь только та пища, которая приготовлена в соответствии с мусульманскими традициями, а значит, не содержит свинину, кровь и алкоголь. Кроме того, продуктом «духовного происхождения» будет считаться мясо животного, забитого по канонам ислама. Забой представляет собой целый ритуал, во время которого нужно прочитать молитву и перерезать скоту сонную артерию, чтобы из туши полностью вытекла кровь. По мнению гурманов, благодаря этой процедуре у халяльного мяса такой приятный изысканный вкус.
Особые требования предъявляются к халяльным продуктам и на этапе переработки. Например, при изготовлении колбас должно использоваться только охлажденное, а не замороженное мясо. Производители, которые наладят процесс приготовления пищи, «разрешенной Всевышним», смогут обзавестись специальным свидетельством.
Причем получение лицензии на производство халяльной продукции является делом доброй воли, и такой документ не отменяет обязательных стандартов Роспотребнадзора.
В то же время в Уфе халяльный рынок хаотичен и не всегда легитимен. Нажиться на религиозных чувствах в городе уже попытались 10 предприятий. Все они поставлены на учет, и в дальнейшем комитет планирует вывешивать на своем сайте списки самых злостных фальсификаторов.
- Халяль дозволено употреблять представителям любой нации и вероисповедания, - говорит муфтий Нурмухамет Нигматуллин. – Это мусульманский жест миролюбия.
Несмотря на рост этого рынка в 7-15% ежегодно, в Башкирии халяльное производство вряд ли станет доходным бизнесом, а будет являться синонимом «дозволенности» у светского населения.
Стоимость халяльной продукции, по оценкам экспертов, как правило, несколько выше обычной. Дополнительные финансовые вливания необходимы, чтобы исключить ротацию кадров. В то же время чуть ли не самый важный этап халяля - соблюдение обрядности. Непроизнесенное «Господь велик!» автоматически снимает все вопросы о халяльности продукта. Также на розничную цену повлияет и специальная упаковка, маркированная фирменным значком стандарта.
Юлия ПЛЕХАНОВА.