Башкирия стала примером автотранспортного обслуживания для многих регионов России

Башкирия стала примером автотранспортного обслуживания для многих регионов России

21 июня, 02:47
Общество
В Магнитогорске в ближайшее время намерены внедрить на общественном транспорте интеллектуальные технологии, давно действующие в Башкирии. Теперь и в Челябинской области автобусы местных перевозчиков оборудуют системой навигационного и финансового мониторинга, способного контролировать абсолютно все параметры пассажирского автотранспорта, начиная от скорости автобуса и расхода горючего до числа людей, воспользовавшихся автоуслугой и расплатившихся за проезд.

На минувшей неделе в Уфе побывала делегация, возглавляемая начальником управления инженерного обеспечения, транспорта и связи магнитогорской мэрии Владимиром Ивановым.

- Общественный транспорт – стратегическая отрасль, - говорит Владимир Иванович. – Ведь случись так, что автобусы не выйдут на линию, и весь город парализует. Не задумываться о том, как будет работать транспорт в Магнитогорске в ближайшем будущем, мы не можем. В Башкирии сумели поставить под тотальный контроль автотранспортное обслуживание населения, думается, что и в Челябинской области появится порядок в этой сфере.

 

Ударили по рулям

 

Оказывается, прежде чем магниторгорский транспортный десант прибыл в Уфу, в Башкирии побывал министр промышленности Челябинской области Виктор Елистратов. Виктор Алексеевич имеет автотранспортное образование – окончил Челябинский политехнический институт, и ему были интересны инновационные транспортные новинки, внедренные в республике. 

Напомним, навигационное оборудование, которым оснащен весь парк государственного перевозчика «Башавтотранса», способно фиксировать все данные общественного транспорта в режиме он-лайн. В республике пассажирские машины давно перестали быть обычными, вот уже два года общественный транспорт региона представляет собой высокотехнологичные средства передвижения.

- У челябинского министра промышленности Виктора Елистратова хорошие отношения с президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым, - рассказывает директор «Маггортранса» Виктор Бородулин. – Елистратов побывал у вас, и ему показали нововведения, позволяющие в любое время получить отчет по движению всего автопарка. А министр уже потом и мне рекомендовал обязательно ознакомиться с башкирским опытом.

По словам г-на Бородулина, первый раз в Уфу он приехал в октябре прошлого года, когда в республике уже обкатали новую систему.

- Я, как только увидел, какие возможности дает навигационный контроль, так загорелся, что месяц ходил под впечатлением, - рассказывает Виктор Борисович. – Побывал во всех подразделениях «Башавтотранса», отследил всю организацию и технологии. Система навигационного контроля не только позволяет экономить расходы автопредприятий, но и создает максимальные удобства для пассажиров.

Потому сегодня приехал уже с коллегами, чтобы им тоже стало понятно, куда двигаться.

- Будем учиться всему новому, стоять на месте нельзя, - констатирует начальник транспортного управления мэрии Магнитогорска Владимир Иванов. – Раньше и радио слушали из специальной тарелки, укрепленной в квартире, а звук подавался по проводам. Прогресс не остановить, потому и следует использовать опыт инноваций на общественном транспорте, который уже хорошо зарекомендовал себя в вашем регионе.   

Между тем, спутниковый контроль, внедренный на башкирском государственном автопредприятии,  не только надзирает за движением и скоростью автобусов, но и фиксирует любые нарушения, совершенные водителем, и контролирует техническое состояние машин, полностью исключив человеческий фактор. Оперативное управление моментально выявит любые отклонения автобуса от маршрута, поможет быстро среагировать в случае поломки, да и водитель сумеет в любой момент связаться с диспетчером.

Оборудование контролирует расход горючего, а также начисляет водителям премиальные за его экономию. Операционная система заставляет вовремя менять отработавший свой срок аккумулятор или изношенную резину, а если машина не прошла техосмотр, то просто не выпишет путевой лист.  

- Заезжаем в Уфу – идет «НефАЗ», - с восторгом комментирует увиденное в Башкирии  Виктор Бородулин. - Октябрь, слякоть, а автобус как будто только что из мойки. Думал, что идет прямо с предприятия, но потом увидел другие пассажирские машины – все чистые. Спрашиваю: «А если грязным выйдет?». Мне отвечают: «Не выйдет». Вот это подход!

Также система отслеживает соблюдение скоростного режима даже на междугородных маршрутах и тут же оповещает диспетчера, если водитель нарушает правила.

При появлении навигационного контроля резко снизилась аварийность, а соответственно улучшилось качество перевозок. Оборудование фиксирует резкое торможение или, напротив, внезапное движение с места  – и если водитель не уважает пассажиров, регистрирует дисциплинарное нарушение. 

- С помощью таких технологий легко координировать и полностью анализировать все передвижения горожан на общественном транспорте, - удивляются гости. – Но мы думаем, что тоже справимся. Нам глава Магнитогорска Евгений Тефтелев поставил задачу – отследить, какие маршруты пользуются популярностью и где автобусы идут пустыми. А также с точностью до одного человека рассчитать будущий пассажиропоток на каждой отдельной линии. Уже создана рабочая группа, призванная внедрить спутниковый надзор за общественным транспортом в нашем городе.

 

Нажать на газ

 

Глава транспортного управления администрации Магнитогорска Владимир Иванов уверен, что все затраты, вложенные государством в интеллектуальные технологии на общественном транспорте, окупятся с лихвой.

- Экономический эффект от такого оборудования, сказывается на всех сферах жизни, - говорит Владимир Иванович. - Доступность и быстрота передвижения, точность прибытия автобусов дают толчок для развития строительства, торговли и предпринимательства. Кроме того, навигационный контроль не позволяет автобусам стоять в пробках, скапливаться на остановках и основных магистралях, а значит, в разы снижает вредные выбросы в атмосферу. Такие программы всем пригодятся, так что мы найдем средства для внедрения столь эффективной системы. 

По словам г-на Иванова, развитие общественного транспорта всегда останется прерогативой государства.

- Главная задача государства – обеспечить население бесперебойным транспортным сообщением, - говорит Владимир Иванов. – Пусть будет конкуренция, мы не против. Но предоставить жителям действительно качественные и, самое важное, безопасные транспортные услуги по силам только государственным организациям. Частник никогда не будет заботиться о безопасности пассажиров, и вряд ли станет вкладываться в качество – у коммерсантов задача – получать прибыль. А государство обязано думать о том, чтобы жизненно-важная транспортная сфера работала бесперебойно.  

- Передовым технологиям «Башавтотранса» приезжают учиться со всей России, - согласен глава башкирского отделения Российского автотранспортного союза Владимир Ноздрянин. – В Башкирии никому не отказывают, считая, что чем увереннее будет себя чувствовать автотранспортная отрасль страны, тем комфортнее будет ее населению. Ведь всем известно, что как только исчезает общественный транспорт – жизнь в любом населенном пункте замирает.

И магнитогорцы не единственные транспортники, поспешившие своими глазами увидеть работу системы навигационного контроля, внедренного в Башкирии.

Представители автопредприятий Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Мари Эл, Свердловской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пермской и Оренбургской областей уже побывали в Уфе, чтобы ознакомиться с башкирским опытом. И думается, что в этих регионах активно идет «строительство» высокотехнологичной транспортной сферы. 

- Инновационные идеи, которые сегодня работают в Башкирии, озвучивались многими предприятиями страны, - рассказывает президент  Ассоциации  автовокзалов, автостанций и междугородных перевозчиков Челябинской области Станислав Новичихин. – Но технические программы развития общественного транспорта воплотили только в «Башавтотрансе». Сегодня многое из того, что еще три года назад было фантастикой, стало в Башкирии реальностью: и гибкая тарифная политика, внедрение социальных, студенческих и школьных электронных карт для оплаты проезда, и спутниковая навигационная система, совмещенная с финансовым учетом.

- В республике автотранспортная отрасль активно развивается и двигается вперед, - говорит руководитель автотранспортного союза РФ Михаил Козлов, также побывавший в Уфе. – Башкирия – один из немногих регионов страны, где автоперевозчик работает в цивилизованных условиях, не только сохранив весь транспорт, но и развивая прогрессивные технологии. К сожалению, кризис не лучшим образом сказался на всей автотранспортной отрасли России. Не везде в государственных органах понимают, что честно работающие автотранспортные предприятия, выплачивающие все налоги, содержащие гаражи и медицинские службы, да еще берущие на себя перевозку льготных категорий пассажиров, несут огромные затраты. Государство самоустранилось от решения проблем автотранспортников.

С главой российского автотранспортного союза согласен руководитель челябинского автовокзала Владимир Руськин.

- Исполнительная власть должна включать в зону особого внимания существование общественного транспорта, иначе она потеряет остальные отрасли, которые немыслимы без регулярного автосообщения, - говорит г-н Руськин.

- Проблемы перевозчиков для пассажирских предприятий одинаковы во всех регионах, - объясняет директор Сосновского АТП Челябинской области Сергей Домнин. - Уровень и подход к решению этих проблем – разный. Все зависит от воли исполнительной власти. Почему возникли проблемы у перевозчиков? В первую очередь, от снижения доходов. Соблюдая все технические регламенты и требования по безопасности, предприятия сталкиваются с проблемами себестоимости.

- Сегодня проблемы у всех перевозчиков одинаковые, но башкирские автотранспортники научились не только улучшать услуги для пассажиров, но и оптимизировать все расходы, - объясняет необходимость внедрения новых технологий во всех регионах глава ОАО «Марийавтотранс» Александр Макаров. 

- Надо стремиться, чтобы рос статус общественного транспорта, как это сегодня сделано в Башкирии, - заключает Сергей Домнин.

- Общественный транспорт в РБ может претендовать в России на роль образцового благодаря частно-государственному партнерству, - уверен глава «Чувашавтотранса» Владимир Гриднев. – Кооперация властей с автоперевозчиками дает потрясающие результаты.

Задача сохранить стратегическую отрасль сегодня стоит на повестке дня в каждом регионе России. И нет ничего удивительного, что многие автоперевозчики и руководители транспортных министерств ищут возможности снизить отраслевые затраты и улучшить качество услуг – потому и едут в Башкортостан.  

 

Человек и мотор

 

Одним из первых российских губернаторов, заинтересовавшихся разработками главного государственного перевозчика республики «Башавтотранса» - системой мониторинга за общественным транспортом ГЛОНАСС/GPS, совмещенной с формой безналичной оплаты проезда, стал глава Свердловской области Александр Мишарин. Г-н Мишарин занял пост руководителя региона только в ноябре 2009 года, покинув кресло заместителя министра транспорта России. Понятно, что губернатор в силу профессионального интереса просто не мог пройти мимо транспортных новшеств, отлично проявивших себя в Башкортостане.

- Такую систему учета обязательно будем вводить и у себя в регионе, - сказал г-н Мишарин. – Мы разрабатываем подобный продукт в Екатеринбурге, правда, с некоторыми нюансами, и башкирский опыт нам пригодится. В «Башавтотрансе» нам продемонстрировали один из примеров эффективного решения проблемы в комплексе. Думаю, что во многих регионах с радостью воспользуются этим опытом. А пассажир только выиграет, если подобная разработка станет реальностью во многих городах.

По словам Александра Мишарина, в Екатеринбурге, воспользовавшись опытом «Башавтотранса», могут пойти дальше, совместив с программными продуктами Госавтоинспекции.

Так, расписание движения башкирских автобусов компьютер составляет в автоматическом режиме, программа сама рассчитывает временной интервал и необходимость в том или ином направлении в зависимости от «часа пик». Потому автоперевозки в регионе стали прозрачными и управляемыми.  

- Башкирская система навигационного контроля способна избавить город от пробок и просчитать пропускную способность магистралей, - констатировал Александр Сергеевич. – Ведь диспетчеры, которые в режиме реального времени отслеживают каждый автобус, могут, не теряя времени, добавить машин там, где в них нуждается пассажир или напротив, сократить число рейсов. А если симбиоз между обеспечением работы общественного транспорта и ГАИ станет возможным, легко разработать программу «Зеленый светофор», позволяющую открывать автобусам зеленый свет у каждой остановки.

Г-н Мишарин пообещал, что в ближайшее время такая система появится в Екатеринбурге.

Но главное преимущество системы безналичной автоматизированной оплаты проезда, внедренной в «Башавтотрансе» - доскональный учет «льготников», воспользовавшихся проездом и фиксация их данных. Вместо билета пассажиры получают кассовый чек, где указаны дата, время, номер маршрута, стоимость поездки и даже название автопредприятия, оказавшего транспортную услугу.

Если раньше государственные финансисты только приблизительно знали, сколько «льготников» пользуются «бесплатным» проездом, то теперь они могут ежедневно получать отчеты, где указано, сколько человек в тот или иной день проехали по маршрутам, и какие затраты понесло государство.

По словам министра финансов РБ Айрата Гаскарова, государство с внедрением социальной карты только выиграло.

- Основной принцип безналичного электронного обслуживания – четкий учет и контроль всех льгот, которые предоставляет государство, - объясняет Айрат Рафикович. – Раньше многие цифры государственных расходов мы не могли подтвердить, поскольку не было единой базы всех льготных услуг, а расходы определялись «на глазок». Теперь же мы имеем ясную картину всех затрат, которые несет бюджет, предоставляя государственные гарантии социально незащищенным гражданам.

Как уверяет г-н Гаскаров, благодаря инновационным технологиям Минфин Башкирии сумел скорректировать государственные расходы на 30%, что составляет «десятки миллионов рублей».  

Башкирский программный продукт безналичной формы обслуживания льготной категории граждан в транспорте - пока единственный в России. В Москве пошли другим путем и ввели в автобусах турникеты-валидаторы, которые не только затрудняют посадку и высадку пассажиров, но и тормозят движение транспортного потока. Кроме того, дети, имеющие право льготного проезда, в Первопрестольной вынуждены пролезать под турникетами, так как автомат не запрограммирован на различие льготных категорий граждан. В Башкирии же кондуктору достаточно поднести транспортную карту любого пассажира к считывающему устройству, как оно тут же выдает электронный билет. «Социальная» карта универсальна, она действует не только в городских автобусах, но и в трамваях и троллейбусах и на пригородных маршрутах. 

Кстати, в Госдуме еще только разрабатывают с нуля законопроект, касающийся электронного учета, а для всех жителей Башкирии транспортные карты давно стали привычным атрибутом автобусных поездок. Пассажиры, воспользовавшись безналичной формой оплаты проезда, экономят до 50% стоимости билета, а автопредприятия, благодаря информационным технологиям могут вести гибкую тарифную политику. 

Между тем, и глава российского правительства Владимир Путин, побывавший в Уфе в феврале, чтобы лично ознакомиться с системой персонифицированного учета на общественном транспорте, заметил, что такой электронный ключ от автобуса «в перспективе должен быть у каждого жителя России».

Валентин ОРЛОВ.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter