Башкирия стала примером автотранспортного обслуживания для многих регионов России

Башкирия стала примером автотранспортного обслуживания для многих регионов России

Башкирия стала примером автотранспортного обслуживания для многих регионов России

21 июня 2010, 02:47
Общество
В Магнитогорске в ближайшее время намерены внедрить на общественном транспорте интеллектуальные технологии, давно действующие в Башкирии. Теперь и в Челябинской области автобусы местных перевозчиков оборудуют системой навигационного и финансового мониторинга, способного контролировать абсолютно все параметры пассажирского автотранспорта, начиная от скорости автобуса и расхода горючего до числа людей, воспользовавшихся автоуслугой и расплатившихся за проезд.

На минувшей неделе в Уфе побывала делегация, возглавляемая начальником управления инженерного обеспечения, транспорта и связи магнитогорской мэрии Владимиром Ивановым.

- Общественный транспорт – стратегическая отрасль, - говорит Владимир Иванович. – Ведь случись так, что автобусы не выйдут на линию, и весь город парализует. Не задумываться о том, как будет работать транспорт в Магнитогорске в ближайшем будущем, мы не можем. В Башкирии сумели поставить под тотальный контроль автотранспортное обслуживание населения, думается, что и в Челябинской области появится порядок в этой сфере.

 

Ударили по рулям

 

Оказывается, прежде чем магниторгорский транспортный десант прибыл в Уфу, в Башкирии побывал министр промышленности Челябинской области Виктор Елистратов. Виктор Алексеевич имеет автотранспортное образование – окончил Челябинский политехнический институт, и ему были интересны инновационные транспортные новинки, внедренные в республике. 

Напомним, навигационное оборудование, которым оснащен весь парк государственного перевозчика «Башавтотранса», способно фиксировать все данные общественного транспорта в режиме он-лайн. В республике пассажирские машины давно перестали быть обычными, вот уже два года общественный транспорт региона представляет собой высокотехнологичные средства передвижения.

- У челябинского министра промышленности Виктора Елистратова хорошие отношения с президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым, - рассказывает директор «Маггортранса» Виктор Бородулин. – Елистратов побывал у вас, и ему показали нововведения, позволяющие в любое время получить отчет по движению всего автопарка. А министр уже потом и мне рекомендовал обязательно ознакомиться с башкирским опытом.

По словам г-на Бородулина, первый раз в Уфу он приехал в октябре прошлого года, когда в республике уже обкатали новую систему.

- Я, как только увидел, какие возможности дает навигационный контроль, так загорелся, что месяц ходил под впечатлением, - рассказывает Виктор Борисович. – Побывал во всех подразделениях «Башавтотранса», отследил всю организацию и технологии. Система навигационного контроля не только позволяет экономить расходы автопредприятий, но и создает максимальные удобства для пассажиров.

Потому сегодня приехал уже с коллегами, чтобы им тоже стало понятно, куда двигаться.

- Будем учиться всему новому, стоять на месте нельзя, - констатирует начальник транспортного управления мэрии Магнитогорска Владимир Иванов. – Раньше и радио слушали из специальной тарелки, укрепленной в квартире, а звук подавался по проводам. Прогресс не остановить, потому и следует использовать опыт инноваций на общественном транспорте, который уже хорошо зарекомендовал себя в вашем регионе.   

Между тем, спутниковый контроль, внедренный на башкирском государственном автопредприятии,  не только надзирает за движением и скоростью автобусов, но и фиксирует любые нарушения, совершенные водителем, и контролирует техническое состояние машин, полностью исключив человеческий фактор. Оперативное управление моментально выявит любые отклонения автобуса от маршрута, поможет быстро среагировать в случае поломки, да и водитель сумеет в любой момент связаться с диспетчером.

Оборудование контролирует расход горючего, а также начисляет водителям премиальные за его экономию. Операционная система заставляет вовремя менять отработавший свой срок аккумулятор или изношенную резину, а если машина не прошла техосмотр, то просто не выпишет путевой лист.  

- Заезжаем в Уфу – идет «НефАЗ», - с восторгом комментирует увиденное в Башкирии  Виктор Бородулин. - Октябрь, слякоть, а автобус как будто только что из мойки. Думал, что идет прямо с предприятия, но потом увидел другие пассажирские машины – все чистые. Спрашиваю: «А если грязным выйдет?». Мне отвечают: «Не выйдет». Вот это подход!

Также система отслеживает соблюдение скоростного режима даже на междугородных маршрутах и тут же оповещает диспетчера, если водитель нарушает правила.

При появлении навигационного контроля резко снизилась аварийность, а соответственно улучшилось качество перевозок. Оборудование фиксирует резкое торможение или, напротив, внезапное движение с места  – и если водитель не уважает пассажиров, регистрирует дисциплинарное нарушение. 

- С помощью таких технологий легко координировать и полностью анализировать все передвижения горожан на общественном транспорте, - удивляются гости. – Но мы думаем, что тоже справимся. Нам глава Магнитогорска Евгений Тефтелев поставил задачу – отследить, какие маршруты пользуются популярностью и где автобусы идут пустыми. А также с точностью до одного человека рассчитать будущий пассажиропоток на каждой отдельной линии. Уже создана рабочая группа, призванная внедрить спутниковый надзор за общественным транспортом в нашем городе.

 

Нажать на газ

 

Глава транспортного управления администрации Магнитогорска Владимир Иванов уверен, что все затраты, вложенные государством в интеллектуальные технологии на общественном транспорте, окупятся с лихвой.

- Экономический эффект от такого оборудования, сказывается на всех сферах жизни, - говорит Владимир Иванович. - Доступность и быстрота передвижения, точность прибытия автобусов дают толчок для развития строительства, торговли и предпринимательства. Кроме того, навигационный контроль не позволяет автобусам стоять в пробках, скапливаться на остановках и основных магистралях, а значит, в разы снижает вредные выбросы в атмосферу. Такие программы всем пригодятся, так что мы найдем средства для внедрения столь эффективной системы. 

По словам г-на Иванова, развитие общественного транспорта всегда останется прерогативой государства.

- Главная задача государства – обеспечить население бесперебойным транспортным сообщением, - говорит Владимир Иванов. – Пусть будет конкуренция, мы не против. Но предоставить жителям действительно качественные и, самое важное, безопасные транспортные услуги по силам только государственным организациям. Частник никогда не будет заботиться о безопасности пассажиров, и вряд ли станет вкладываться в качество – у коммерсантов задача – получать прибыль. А государство обязано думать о том, чтобы жизненно-важная транспортная сфера работала бесперебойно.  

- Передовым технологиям «Башавтотранса» приезжают учиться со всей России, - согласен глава башкирского отделения Российского автотранспортного союза Владимир Ноздрянин. – В Башкирии никому не отказывают, считая, что чем увереннее будет себя чувствовать автотранспортная отрасль страны, тем комфортнее будет ее населению. Ведь всем известно, что как только исчезает общественный транспорт – жизнь в любом населенном пункте замирает.

И магнитогорцы не единственные транспортники, поспешившие своими глазами увидеть работу системы навигационного контроля, внедренного в Башкирии.

Представители автопредприятий Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Мари Эл, Свердловской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пермской и Оренбургской областей уже побывали в Уфе, чтобы ознакомиться с башкирским опытом. И думается, что в этих регионах активно идет «строительство» высокотехнологичной транспортной сферы. 

- Инновационные идеи, которые сегодня работают в Башкирии, озвучивались многими предприятиями страны, - рассказывает президент  Ассоциации  автовокзалов, автостанций и междугородных перевозчиков Челябинской области Станислав Новичихин. – Но технические программы развития общественного транспорта воплотили только в «Башавтотрансе». Сегодня многое из того, что еще три года назад было фантастикой, стало в Башкирии реальностью: и гибкая тарифная политика, внедрение социальных, студенческих и школьных электронных карт для оплаты проезда, и спутниковая навигационная система, совмещенная с финансовым учетом.

- В республике автотранспортная отрасль активно развивается и двигается вперед, - говорит руководитель автотранспортного союза РФ Михаил Козлов, также побывавший в Уфе. – Башкирия – один из немногих регионов страны, где автоперевозчик работает в цивилизованных условиях, не только сохранив весь транспорт, но и развивая прогрессивные технологии. К сожалению, кризис не лучшим образом сказался на всей автотранспортной отрасли России. Не везде в государственных органах понимают, что честно работающие автотранспортные предприятия, выплачивающие все налоги, содержащие гаражи и медицинские службы, да еще берущие на себя перевозку льготных категорий пассажиров, несут огромные затраты. Государство самоустранилось от решения проблем автотранспортников.

С главой российского автотранспортного союза согласен руководитель челябинского автовокзала Владимир Руськин.

- Исполнительная власть должна включать в зону особого внимания существование общественного транспорта, иначе она потеряет остальные отрасли, которые немыслимы без регулярного автосообщения, - говорит г-н Руськин.

- Проблемы перевозчиков для пассажирских предприятий одинаковы во всех регионах, - объясняет директор Сосновского АТП Челябинской области Сергей Домнин. - Уровень и подход к решению этих проблем – разный. Все зависит от воли исполнительной власти. Почему возникли проблемы у перевозчиков? В первую очередь, от снижения доходов. Соблюдая все технические регламенты и требования по безопасности, предприятия сталкиваются с проблемами себестоимости.

- Сегодня проблемы у всех перевозчиков одинаковые, но башкирские автотранспортники научились не только улучшать услуги для пассажиров, но и оптимизировать все расходы, - объясняет необходимость внедрения новых технологий во всех регионах глава ОАО «Марийавтотранс» Александр Макаров. 

- Надо стремиться, чтобы рос статус общественного транспорта, как это сегодня сделано в Башкирии, - заключает Сергей Домнин.

- Общественный транспорт в РБ может претендовать в России на роль образцового благодаря частно-государственному партнерству, - уверен глава «Чувашавтотранса» Владимир Гриднев. – Кооперация властей с автоперевозчиками дает потрясающие результаты.

Задача сохранить стратегическую отрасль сегодня стоит на повестке дня в каждом регионе России. И нет ничего удивительного, что многие автоперевозчики и руководители транспортных министерств ищут возможности снизить отраслевые затраты и улучшить качество услуг – потому и едут в Башкортостан.  

 

Человек и мотор

 

Одним из первых российских губернаторов, заинтересовавшихся разработками главного государственного перевозчика республики «Башавтотранса» - системой мониторинга за общественным транспортом ГЛОНАСС/GPS, совмещенной с формой безналичной оплаты проезда, стал глава Свердловской области Александр Мишарин. Г-н Мишарин занял пост руководителя региона только в ноябре 2009 года, покинув кресло заместителя министра транспорта России. Понятно, что губернатор в силу профессионального интереса просто не мог пройти мимо транспортных новшеств, отлично проявивших себя в Башкортостане.

- Такую систему учета обязательно будем вводить и у себя в регионе, - сказал г-н Мишарин. – Мы разрабатываем подобный продукт в Екатеринбурге, правда, с некоторыми нюансами, и башкирский опыт нам пригодится. В «Башавтотрансе» нам продемонстрировали один из примеров эффективного решения проблемы в комплексе. Думаю, что во многих регионах с радостью воспользуются этим опытом. А пассажир только выиграет, если подобная разработка станет реальностью во многих городах.

По словам Александра Мишарина, в Екатеринбурге, воспользовавшись опытом «Башавтотранса», могут пойти дальше, совместив с программными продуктами Госавтоинспекции.

Так, расписание движения башкирских автобусов компьютер составляет в автоматическом режиме, программа сама рассчитывает временной интервал и необходимость в том или ином направлении в зависимости от «часа пик». Потому автоперевозки в регионе стали прозрачными и управляемыми.  

- Башкирская система навигационного контроля способна избавить город от пробок и просчитать пропускную способность магистралей, - констатировал Александр Сергеевич. – Ведь диспетчеры, которые в режиме реального времени отслеживают каждый автобус, могут, не теряя времени, добавить машин там, где в них нуждается пассажир или напротив, сократить число рейсов. А если симбиоз между обеспечением работы общественного транспорта и ГАИ станет возможным, легко разработать программу «Зеленый светофор», позволяющую открывать автобусам зеленый свет у каждой остановки.

Г-н Мишарин пообещал, что в ближайшее время такая система появится в Екатеринбурге.

Но главное преимущество системы безналичной автоматизированной оплаты проезда, внедренной в «Башавтотрансе» - доскональный учет «льготников», воспользовавшихся проездом и фиксация их данных. Вместо билета пассажиры получают кассовый чек, где указаны дата, время, номер маршрута, стоимость поездки и даже название автопредприятия, оказавшего транспортную услугу.

Если раньше государственные финансисты только приблизительно знали, сколько «льготников» пользуются «бесплатным» проездом, то теперь они могут ежедневно получать отчеты, где указано, сколько человек в тот или иной день проехали по маршрутам, и какие затраты понесло государство.

По словам министра финансов РБ Айрата Гаскарова, государство с внедрением социальной карты только выиграло.

- Основной принцип безналичного электронного обслуживания – четкий учет и контроль всех льгот, которые предоставляет государство, - объясняет Айрат Рафикович. – Раньше многие цифры государственных расходов мы не могли подтвердить, поскольку не было единой базы всех льготных услуг, а расходы определялись «на глазок». Теперь же мы имеем ясную картину всех затрат, которые несет бюджет, предоставляя государственные гарантии социально незащищенным гражданам.

Как уверяет г-н Гаскаров, благодаря инновационным технологиям Минфин Башкирии сумел скорректировать государственные расходы на 30%, что составляет «десятки миллионов рублей».  

Башкирский программный продукт безналичной формы обслуживания льготной категории граждан в транспорте - пока единственный в России. В Москве пошли другим путем и ввели в автобусах турникеты-валидаторы, которые не только затрудняют посадку и высадку пассажиров, но и тормозят движение транспортного потока. Кроме того, дети, имеющие право льготного проезда, в Первопрестольной вынуждены пролезать под турникетами, так как автомат не запрограммирован на различие льготных категорий граждан. В Башкирии же кондуктору достаточно поднести транспортную карту любого пассажира к считывающему устройству, как оно тут же выдает электронный билет. «Социальная» карта универсальна, она действует не только в городских автобусах, но и в трамваях и троллейбусах и на пригородных маршрутах. 

Кстати, в Госдуме еще только разрабатывают с нуля законопроект, касающийся электронного учета, а для всех жителей Башкирии транспортные карты давно стали привычным атрибутом автобусных поездок. Пассажиры, воспользовавшись безналичной формой оплаты проезда, экономят до 50% стоимости билета, а автопредприятия, благодаря информационным технологиям могут вести гибкую тарифную политику. 

Между тем, и глава российского правительства Владимир Путин, побывавший в Уфе в феврале, чтобы лично ознакомиться с системой персонифицированного учета на общественном транспорте, заметил, что такой электронный ключ от автобуса «в перспективе должен быть у каждого жителя России».

Валентин ОРЛОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter