Posted 21 февраля 2006,, 17:59

Published 21 февраля 2006,, 17:59

Modified 10 ноября 2022,, 19:10

Updated 10 ноября 2022,, 19:10

Роковая суббота «Робинзона». Новые подробности авиакатастрофы

21 февраля 2006, 17:59
В минувший понедельник в селе Старобалтачево похоронили разбившегося в субботу в авиакатастрофе главу района Айрата Магзумова. Спортивный вертолет, в котором находился г-н Магзумов и житель Казани Абдулгадиз Султанов, рухнул с огромной высоты, воткнувшись в землю носом. Как утверждают спасатели, выжить при таком вертикальном ударе для находившихся в кабине судна было невозможно. У 52-летнего Айрата Магзумова остались супруга и две дочери — студентка одного из уфимских вузов и третьеклассница, а также престарелый отец. Для него потеря сына стала настоящим ударом.
Прощание проходило на кладбище центральной усадьбы, куда приехали главы соседних районов, лично знавшие покойного, родственники, друзья и простые сельчане. Айрат Магзумов родился в Балтачевском районе, здесь же и погиб. Жуткую участь разделил с ним его друг, заместитель директора ГУП "Главтатдорстрой" Республики Татарстан 47-летний Абдулгадиз Султанов, также уроженец Балтачево.Соболезнования семье погибшего выразил президент Башкирии и другие высокие чиновники. Магзумов руководил Балтаческим районом ровно десять лет, можно с полной уверенностью назвать его политическим долгожителем. Как отмечается в некрологе, покойный "на всех постах показал себя инициативным, компетентным специалистом".— Хороший товарищ был, — сокрушается замглавы соседнего Бураевского района Рикис Галямутдинов. — Деловой, надежный.Без него балтачинцам будет трудно.Напомним, что трагедия произошла в субботу днем. Около 14:30 в лес неподалеку от села Кунтугуш рухнул вертолет Robinson-R-44 американского производства. Очевидцем падения геликоптера стал местный житель, который и поднял тревогу. Добравшись до села только через три часа, мужчина позвонил в милицию. В 18:15 на пульт оперативного дежурного главного управления МЧС России по РБ поступило сообщение о крушении вертолета. Дальше экстренная депеша разлетелась по всем службам и инстанциям. В 18:55 из уфимского аэропорта вылетел Ан-2 со спасательным отрядом службы безопасности авиаполетов. Прилетев на место крушения вертолета, специалисты поняли, что спасать некого, даже если бы они оказались на месте сразу после падения. Шансов выжить у мужчин не было никаких.— Их тела разбросало вокруг корпуса вертолета, — рассказал начальник авиационного спасотряда Игорь Черепанов. — Машина упала вертикально. Носом вниз. Там все смешалось — металл, люди, снег, деревья. Работники прокуратуры доставили тела погибших на экспертизу в районную больницу.Между тем в Казани начала работу комиссия по выяснению причин катастрофы. Геликоптер Robinson-R-44 находился в частной собственности Султанова, был зарегистрирован на фирму "Ресурс-А" татарского авиаклуба, но летал под флагами казанского РОСТО, на аэродроме которого и базировался. Абдулгадиз Султанов, сидевший за штурвалом вертолета, получил лицензию на право управления геликоптером лишь 26 сентября 2005 года. Но стало ли небольшое количество летных часов пилота виной трагедии, пока говорить рано.— Сейчас в расчет берутся абсолютно все версии, начиная от погодных условий, заканчивая неисправностью машины, — продолжает Черепанов.По словам начальника пресс-службы ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан Андрея Родыгина, вертолет взлетел без разрешения авиационных инстанций. Для любого полета требуется целая череда запросов по всевозможным службам. Так, самый важный из них должен был быть сделан в военный сектор казанского аэропорта. Но, по всей видимости погибший летчик Султанов не уведомил ни гражданских, ни военных диспетчеров о взлете и маршруте. Житель Татарии прилетел в Старобалтачево, где взял на борт главу района, и они направились в сторону села Кунтугуш, где и произошла катастрофа.— Если бы сельчанин случайно не увидел своими глазами, как упал вертолет, погибших нашли бы весной грибники. Место-то глухое, — разводит руками Игорь Черепанов. — Никто не знал маршрута и никто не предполагал, что татарский вертолет залетел на территорию Башкирии. Даже когда мы получили сообщение о катастрофе, то не поверили услышанному — такого борта в заявках на полеты не было ни у наших, ни у казанских служб. Он не вел никаких переговоров с наземными диспетчерами, с которыми обязан выходить на связь каждые 20 минут. А специальный аварийный радиомаячок не работал.Видимо, чтобы выяснить, как с "ростовского" аэродрома взлетел вертолет без каких-либо санкций наземных служб, вчера в Казань отправилась комиссия Министерства обороны РФ. Возбуждено уголовное дело по статье 263 "Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двоих и более человек". Расследовать причины аварии станет бригада квалифицированных следователей, которую возглавил лично прокурор Башкирии Сергей Хуртин.Дмитрий НИКОЛЬСКИЙ.Из досье «МК»: Гибель малой авиации10 июля 2005г.Самолет А-27 авиакомпании "Дельта-авион", выполнявший тренировочный полет в районе аэродрома РОСТО (пос. Михайловка) в 15 км от Уфы, потерял управление и упал на близлежащий холм. От удара о землю самолет загорелся и к моменту приезда спасателей сгорел практически полностью. Погибли два человека — пилот и пассажир.29 июня 2004г.В Нугушское водохранилище (Мелеузовский район) упал легкомоторный самолет-амфибия "Корвет", выполнявший экскурсионно-прогулочный полет. В результате катастрофы погибли два человека — авиаинструктор и курсант. Самолет поднялся в воздух без санкции диспетчера Башаэронавигации и военного сектора уфимского аэропорта.17 апреля 1999г.В реке Инзер (Архангельский район) затонул вертолет МИ-8 авиакомпании "БАЛ" зафрахтованный МЧС республики. Бригада подрывников взрывала на горных реках ледяные заторы, и геликоптер завис в метре над очередной льдиной, чтобы взрывник успел заложить заряд в самом ее центре. Однако в этот момент льдина резко накренилась набок и поломала лопасти вертолета. Одной из них зарубило насмерть бежавшего к вертолету подрывника.Машина рухнула на льдину и утонула через полминуты. Погибло два человека — второй летчик и взрывник. В той катастрофе чудом уцелел один из замов министра МЧС, руководивший этой операцией.25 октября 1995г.На аэродроме в пос. Максимовка при сильном снегопаде и плохой погоде задел шасси здание (аппаратную радиолокатора) в начале взлетной полосы. Лайнер рухнул в поле. Шесть человек погибло. Причина катастрофы — ошибка пилотирования.Подготовил Дмитрий НЕЙЛАНД.
"