Posted 21 января 2019,, 12:04

Published 21 января 2019,, 12:04

Modified 17 октября 2022,, 20:07

Updated 17 октября 2022,, 20:07

Люди-призраки: как в Башкирии живут лица без гражданства

21 января 2019, 12:04
Юрист по миграционным делам Азамат Тагиров рассказал, с какими проблемами сталкиваются лица без гражданства.

Наше знакомство с начальником юридического отдела Региональной общественной организации защиты прав и законных интересов работодателей и иностранных граждан «Миграция» по Республике Башкортостан Азаматом Вилевичем Тагировым произошло случайно, благодаря публикации материала об Абрахмате Сафарове из Узбекистана, проживающем в Зианчуринском районе Башкирии около 15 лет без документов. Через автора материала он связался с молодым человеком и посоветовал ему, как поступить правильно в его случае.

Спустя месяц мы встретились с Азаматом Тагировым и попросили рассказать о таких, как Абрахмат Сафаров, подробнее. Юрист рассказал о главных проблемах лиц без гражданства и о том, как их можно решить.

«Нет бумажки – ты букашка»

- Чем занимается Региональная общественная организация защиты прав и законных интересов работодателей и иностранных граждан «Миграция» по Республике Башкортостан?

- Больше всего мы занимаемся вопросами незаконного выдворения, депортации, закрытия въезда мигрантам, а также проблемами лиц без гражданства.

После того, как полномочия ФМС передали МВД, к сожалению, большинство компетентных руководителей, начальников отделов, были уволены. При этом был оставлен без внимания тот факт, что миграционное законодательство очень непростое, его регламентирует порядка 800 нормативных актов. Все это нельзя взять одним наскоком.

Нужно проработать не один год, чтобы все понять и разобраться. К примеру, правовой режим одних иностранных граждан отличается от правового режима других. Допустим, гражданам Казахстана, чтобы устроиться на работу и жить год в России, нужно всего лишь представить в МВД трудовой договор.

А гражданин Узбекистана должен в течение месяца с момента прибытия оформить соответствующий патент, сдать анализы на ВИЧ, СПИД, пройти экзамен на знание русского языка и т.д. При этом оплачивать соответствующий налог по патенту (идет в бюджет республики). В прошлом году это было около 3000 рублей в месяц.

К сожалению, снижение уровня компетентности заставляет людей обращаться за защитой своих прав в такие организации, как наша.

- Наше знакомство произошло благодаря Абрахмату Сафарову – лицу без гражданства из Зианчуринского района Башкирии. Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами сталкиваются такие, как он?

- Старый закон о гражданстве (1991-го года) предусматривал, что граждане бывшего Советского Союза, проживавшие постоянно (обращаю внимание: не "прописанные", а проживавшие) в России на 6 февраля 1992 года, признаются гражданами РФ (на основании статьи 13, часть В). В соседних республиках, ранее входивших в состав СССР, аналогичный закон приняли значительно позже.

Наши соотечественники, приехавшие после 1992 года в Россию с советским паспортом, уже не смогли стать гражданами России. Выехав в другую страну, они потеряли возможность стать гражданами и тех республик. Многие из лиц без гражданства в Башкирии живут в районах, особенно в зауральских. В поликлиниках их обслуживают, так как знают этих людей уже давно, детей в школу берут. И вроде как бы паспорт не нужен. А потом, когда что-то происходит, им говорят: "Без документа вы никто". Пожилые люди начинают оформлять документы, когда подходит пенсионный возраст.

С данной категорией мигрантов дела обстоят намного тяжелее, чем с другими. С чем это связано? Попробую объяснить. По закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лицами без гражданства считаются люди, не являющиеся гражданами России и не имеющие «доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Данным законом не предусмотрена выдача лицам без гражданства удостоверения личности компетентными органами РФ. В настоящее время им может быть выдана только справка об установлении личности, при этом данная справка не является документом, удостоверяющим личность.

- Что же тогда выдается лицам без гражданства?

- Справка. В настоящий момент человек без гражданства, чтобы получить разрешение на временное проживание, должен обратиться в районное подразделение МВД по вопросам миграции с заявлением об установлении личности. Если все пройдет хорошо, он получит справку, устанавливающую личность. С этой справкой человек должен получить разрешение на временное проживание. Однако, здесь его поджидают определенные трудности, начиная с того, что ему тяжело сдать анализы на ВИЧ И СПИД, а это обязательно. Как я говорил, все потому, что справка не является документом, удостоверяющим личность.

В понятии 115 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”, удостоверение личности лица без гражданства - это документ, выданный иностранным государством, признаваемый, соответственно, международным договором РФ, документ, удостоверяющий личность лица без гражданства. То есть, Россия признает удостоверения лиц без гражданства, выданные другими государствами, но сама такого документа не выдает. Таким образом, у нас лица без гражданства остаются в подвешенном состоянии.

В июне 2017 года СМИ сообщали, что МВД России усиленно разрабатывает законопроект, устанавливающий порядок и форму удостоверений лица без гражданства. Однако, удостоверений как не было, так и нет. Неужели МВД, такая огромная структура, не может в короткие сроки разработать несложный документ? Если самим тяжело, берите пример с соседних государств, посмотрите, как у них сделано. Возьмите самое хорошее и уберите плохое.

Существующая справка не дает возможности устроиться лицам без гражданства на работу официально. А есть, как известно, всем хочется и при том каждый день, вот они устраиваются на работу неофициально. Слава Богу, в Башкирии много хороших людей, которые относятся с пониманием. Идут на встречу, но это большой риск для них же. За подобное трудоустройство им грозит штраф от 250 тысяч рублей.

- С удостоверением личности у лица без гражданства появится защищенность.

- Совершенно верно. Говорят же, нет бумажки – ты букашка, а с бумажкой – человек.

Лиц без гражданства нельзя выдворить или депортировать

- Если я правильно понимаю, в России лицо без гражданства не только не получит гражданство, но его и не выдворят в другую страну? И он остается таким человеком-призраком среди нас – он есть, но не имеет никаких прав?

- Лицо без гражданства возможно выдворить только в том случае, если у него имеется документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный иностранным государством, а если такового нет, выдворить в принципе невозможно, так как нет документа, удостоверяющего личность для пересечения государственной границы и невозможно определить страну, куда его выдворять.

У меня был подзащитный, Руслан Солиев. Первоначально его хотели выдворить. Он просидел в спецприемнике (Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства –авт.) около года. Консульский отдел Таджикистана в Уфе, дал ответ, что он не является гражданином Таджикистана:

- Да, приехал из нашей страны, но у нас гражданства не приобретал.

По заявлению тогда еще УФМС РФ по РБ, исполнительное производство было прекращено в связи с невозможностью исполнения, Солиева выпустили из спецприемника. При этом, правоохранительные органы его никак не задокументировали, справку лица без гражданства не выдали, порядок легализации также не объяснили .

Проходит буквально полгода или чуть более, доблестные инспекторы одного из райотделов Уфы снова ведут его в суд, на выдворение. При этом из спецприемника им звонили, попытались объяснить, что Солиева невозможно выдворить. Несмотря на все это, там составляют материал, ведут в суд, который постановил – выдворить, и, как следствие, снова спецприемник. В итоге новый запрос в посольство, ответ посольства - не гражданин.

Надо понимать, что ответ посольства приходит не быстро. Консульский отдел посольства Таджикистана в Уфе обслуживает несколько соседних регионов. К тому же, запрос делает большой круг: отправляют в посольство в Москве, те, в свою очередь в Министерство внутренних дел по Республике Таджикистан. Пока дойдет до того паспортного стола, где он, якобы, получал паспорт, а потом также обратно – проходят месяцы.

Проходит еще год, Солиева закрывают в третий раз. Инспектор, поместивший его в спецприемник, на этот раз прекрасно знал, что он лицо без гражданства. Однако, как видно, "палочную систему" в МВД никто не отменял. Лично по моему мнению, это делалось потому, что какому–то инспектору нужно было поставить галочку в графе "количество выдворений".

При этом, хочу отметить, содержание одного человека в спецприемнике нашему государству обходится по моим сведениям примерно в 1830 рублей в день. В случае Руслана Солиева не трудно посчитать, за три года сколько денег он "съел", сидя в спецприемнике. При этом все прекрасно понимали, что выдворить его не получится.

К сожалению, в нашем законодательстве указано, что выдворению подлежат как иностранцы, так и лица без гражданства. Когда принимался закон, наверное представлялось, что лица без гражданства к нам будут приезжать из-за рубежа. То, что внутри страны их множество, – не учитывалось.

- Ведется ли учет лиц без гражданства?

- На сегодняшний день МВД имеет информацию о количестве лиц без гражданства, которым выдано разрешение на временное проживание и вид на жительство. А общее количество ЛБГ (лиц без гражданства) неизвестно, этого никто не скажет. Пока человек не обратится или его не выявят иным путем, никто о нем не узнает.

Также много лиц без гражданства, которые до принятия ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” совершили преступление и отправились в места лишения свободы. Сейчас они освобождаются и также остаются в подвешенном состоянии. Для них процедура чуть другая, их не выдворяют, а депортируют.

То есть, министерство юстиции, по представлению УФСИН, выносит распоряжение о нежелательности пребывания в России этого человека. При этом министерству юстиции и УФСИНу глубоко безразлично, есть ли у него семья, есть ли документы, подтверждающие, что он – иностранный гражданин. Это решение они выносят только на основании факта рождения. Если в уголовном деле написано, что Иванов - уроженец Узбекистана, они безосновательно принимают решение, что он гражданин Узбекистана и выносят решение о нежелательности. Если такое решение вынесено, то иностранный гражданин по отбытию наказания на свободу не выходит. Сотрудники колонии его передают сотрудникам МВД. Они его помещают в спецприемник. Фактически, из одной тюрьмы человек попадает в другую.

Пример гражданина Никитенко. Он приехал в Россию в 90-е годы еще ребенком. У него здесь жена – гражданка России, двое детей. Родители тоже граждане России. В свое время он даже отслужил в армии – воевал в первую чеченскую кампанию, имеет удостоверение участника боевых действий. И что получается, когда государству нужны были солдаты, его призвали в армию, не обращая внимания на гражданство, а когда человек оступился, совершил преступление, ему вынесли вердикт – нежелательный.

При этом, надо понимать, что у МВД нет полномочий обжаловать решения минюста о нежелательности лица без гражданства. По сути, минюст вынес решение и забыл про этого иностранца, после начинается головная боль этого лица без гражданства и МВД. МВД не знает, как его депортировать, потому что посольства не дают положительные ответы. Человек сидит все это время, проедает бюджетные деньги и фактически отбывает наказание за несовершенное преступление.

При этом в спецприемнике людям приходится довольно тяжко. Даже в колониях заключенные могут жить спокойнее, вольготнее, если можно так сказать, они могут свободно перемещаться по территории колонии. Спецприемник же можно сравнить с тюремными ПКТ – помещениями камерного типа. Мигранты сидят в камерах от двух до десяти человек, под видеонаблюдением, прогулки один раз в день, душ раз в неделю, свидания по заявлениям.

- А как решается проблема лиц без гражданства в других странах?

- Даже в том же Узбекистане разработан нормативный документ, удостоверяющий личность лица без гражданства. С этим документом они могут выезжать в другие страны. В этом плане Узбекистан пошел дальше нас.

Расскажу еще одну историю. В уфимском спецприемнике однажды сидела замечательная девочка с Альшеевского района. Она подала заявление в своем районе, чтобы оформить документы, так как привезли ее в Россию еще ребенком. Вместо того, чтобы помочь ей, выдать справку, "государевы люди" пытались ее выдворить.

Девочка закончила школу с медалью, на момент случая училась в техникуме. Сидя в спецприемнике, она писала дипломную работу.

Представляете, сам ужас произошедшего: ни в чем неповинная молодая девочка 19-20 лет в камере с площадью 3х3 м. Она ничего плохого в жизни не совершила, вся ее вина в том, что родители не оформили ей вовремя документы. Теперь ее посадили в камеру с решетками на окнах и дверях. Прогулки один раз в день. Отмечу, на тот момент в других камерах сидели еще порядка 20 лиц, отбывших наказание за тяжкие преступления.

Я считаю, что в работе с лицами без гражданства должна оставаться человечность. Отъявленного хулигана, алкоголика, дебошира, да, наверное, нужно задержать и проверить. В данном-то случае девочка сама пришла, ее не поймали, она сама попросила оформить ей документы.

Какой бы ни был мигрант, свой лучше

- Среди лиц без гражданства преступность высокая?

- Преступность среди иностранных граждан и лиц без гражданства, по статистике МВД, от общего уровня преступности не превышает 3-4%. Это глубокое заблуждение, что иностранцы приезжают к нам грабить и убивать.

В последнее время удручает другое. Если те, кто родился в советское время, приезжали с хорошим уровнем образования, культуры, с другим отношением к жизни, то сейчас из стран Средней Азии прибывают мигранты, которые русский язык практически не знают. Думаю, этот вопрос, вопрос изучения русского языка в бывших странах СССР, нужно рассматривать на межправительственном уровне.

- Какие еще вопросы вас волнуют касательно миграции в республике?

- Мне тяжело понять следующее. Как известно, в Башкирии в год по квоте выдают около 1000 разрешений на временное проживание. Эти разрешения сейчас у нас получают вьетнамцы, узбеки, таджики и т. д. Государство забывает, что наши многие земляки - башкиры, татары, русские уехали по направлениям в советское время в Среднюю Азию. Это высококвалифицированные специалисты, с достаточным уровнем образования и опытом работы.

Было бы, наверное, правильнее, вместо того, чтобы раздавать 1000 разрешений, Башкирии участвовать в государственной программе по добровольному переселению соотечественников. Действительно, на сегодняшний день мы не можем обойтись без мигрантов. Это наши реалии, но мы можем выбрать, кто нам нужен.

Справка

Напомним, с 2008 по 2017 год в Уфу на постоянное место жительства приехали 39 614 человек из других регионов и стран. В 2018 году из Башкирии выдворили 601 нелегального мигранта.

Из стран дальнего зарубежья за 11 лет прибыли четыре тысячи человек, уехали — 2,5 тысячи. Миграционное сальдо составило плюс 1630 человек. Из регионов СНГ в Уфу приехали и остались жить 9 202 человека. Большинство из них — граждане Казахстана, Украины, Узбекистана и Таджикистана.

По данным статистики, основная часть мигрантов — граждане трудоспособного возраста, их, по состоянию на 2017 год, - 75 процентов. Наиболее мобильны мигранты в возрасте от 15 до 24 лет, их численность составляет треть от общего числа приезжих. С годами миграционная подвижность населения снижается. В возрасте от 40 до 60 лет в основном мигрируют мужчины, в возрастной группе старше 60 лет преобладают женщины.

Основная часть мигрантов меняет место жительства в связи с получением образования, личными семейными мотивами и поисками работы. Есть и те, кто возвращается на родину после временного отсутствия.

"