Posted 20 ноября 2013,, 19:53

Published 20 ноября 2013,, 19:53

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Крупнейший производитель запчастей «АвтоВАЗа» поглотил белебеевский «БелЗАН»

20 ноября 2013, 19:53
Поставщик «АвтоВАЗа» компания «АвтоВАЗагрегат», получившая этой осенью 99,6 процентов акций белебеевского автокомпонентного завода «Автонормаль» («БелЗАН»), сделала предложение миноритариям по выкупу оставшихся акций. Назначенная цена за обыкновенную и привилегированную акцию «Автонормали» - 3 рубля 9 копеек. Всего на руках у населения 935 тысяч обыкновенных и 501 тысяча привилегированных акций типа «А».
Оценку стоимости акций проводила компания «XL Partners», объяснившая в своем обращении к миноритариям, что рыночная стоимость акций «рассчитана на основании стоимости 100-процентного акционерного капитала в размере 1,11 млрд рублей».

«Автонормаль» основан постановлением Совмина СССР в 1967 году как «Белебеевский завод нормалей и метизов» - поставщик «ВАЗа». Уже в 1973 комбинат начал делать запчасти для «КамАЗа», впоследствии выпускал крепежи и пружины для всего советского автопрома. Ранее предприятием владела скандально известная самарская группа «СОК», и как отмечали финансовые аналитики, структура собственности «БелЗАНа» была «весьма непрозрачна». Из сообщения тольяттинской прессы известно, что до последнего времени заводом владел кипрский офшор Russomotive Direct Investments Fund Ltd, но «кто стоит за данной компанией, доподлинно неизвестно».

«АвтоВАЗагрегат» выпускает сидения, глушители, каталитические нейтрализаторы отработавших газов, трубки тормозной и топливной систем, изделий из проволоки и катанки, всего более 400 компонентов. В его структуру входят такие предприятия, как «ПошивАвтоВАЗагрегат», «АвтоВАЗагрегатТранс», «АвтоВАЗагрегатПласт». Выручка предприятия в 2012 году - 4,2 млрд рублей. В информационном листе о владельце «АвтоВАЗагрегат», разосланного для выкупа акций, сообщается, что 55 процентов активов производителя принадлежит компании «КопперБерг ЛТД», зарегистрированной на Британских Виргинских островах, еще 30 процентов в собственности подмосковной «Балашихинской топливной компании», и 15 процентов за компанией «Моррисон Глобал Лимитед», находящейся в государстве Белиз в Карибском море. Срок предложения по выкупу – до 30 декабря, а выплаты согласившимся на выкуп, завершатся до 1 февраля будущего года.

История взаимоотношений «Автонормали» и «АвтоВАЗа» складывалась не совсем гладко. После пикалевских событий федеральной правительство составило список моногородов, находящихся в группе риска. Из всей Башкирии на кризисную карту попал Белебей. Аналитики посчитали, что раз город «напрямую» завязан с «ВАЗом», он может пострадать в любой момент. Так оно и произошло. В 2009 году из-за кризиса компания почти на 90 процентов сократила производство.

В 2008 году завершилась двухлетняя судебная тяжба между Волжским автозаводом и «Автонормалью». Предметом спора стала дефектная партия белебеевских деталей - «АвтоВАЗ» вернул их, однако производители до последнего отказывались признавать брак. Юристы тольяттинского автозавода подали к «Автонормали» шесть исков, и все выиграли. Арбитражный суд тогда принял решение о взыскании штрафной неустойки с «Автонормали» в 45 тысяч рублей «за поставку комплектующих ненадлежащего качества». Правда, тольяттинский автогигант требовал взыскать с ответчиков 65 тысяч рублей. Решением суда остались довольны обе стороны.

В 2002 году автогигант отозвал почти пять тысяч машин переднеприводных моделей, начиная с ВАЗ-21083 и заканчивая ВАЗ-2112, выпущенных в феврале 2002 года. Автомобили признали опасными из-за «врожденного» дефекта тормозного механизма. По мнению экспертов предприятия, в «Жигулях» «качество болтов крепления суппорта не соответствовало поворотному кулаку» и при определенной нагрузке болт мог сломаться, оставив машину без тормозов. Ответственным за эти узлы на предприятии назвали «Автонормаль», но тогда подавать в суд не решились. С целью экономии в Тольятти решили сор из избы не выносить: лишь официальные дилеры получили тайное предписание о необходимости проведения ремонта автомобилей с дефектом.

Дмитрий КОЛПАКОВ.



"