Posted 20 мая 2021,, 09:14

Published 20 мая 2021,, 09:14

Modified 17 октября 2022,, 20:29

Updated 17 октября 2022,, 20:29

«Война проиграна»: откровения водителя о «Башавтотрансе» и транспортной реформе

20 мая 2021, 09:14
В октябре 2018 года по поручению еще тогда и.о. главы Башкирии Радия Хабирова, в республике началась транспортная реформа. С момента ее начала прошло больше двух лет. Однако и по сей день жалобы пассажиров на общественный транспорт не стихают. Мы поговорили с водителем госперевозчика, чтобы понять в чем дело.

Наш собеседник Алексей Князев (имя изменено, - прим. ред) захотел остаться анонимным, так как дорожит своей работой, особенно в такие непростые времена. Он не сразу согласился на интервью, но убедив его в том, что своих мы не сдаем, водитель с многолетним стажем все же решился рассказать о происходящем на транспортной «кухне».

Алексей пришел работать в «Башавтотранс» в начале 90-х, когда региональный перевозчик еще процветал. Водитель вспоминает, что в те времена чувствовал важность и престиж своей профессии. График был комфортным для всех, рабочий день длился максимум до 9 вечера, а после этого по городу работали таксисты. Тогда у каждого крупного предприятия в городе был свой дежурный автобус, который развозил горожан, поэтому в городском транспорте острой нужды не было. А труд водителей оплачивался достойно.

— Все было по закону. То есть отрабатывал положенное количество часов и больше работать не заставляли. Выйти на дополнительную смену можно было только по желанию и эти часы считались сверхурочными с удвоенной ставкой.

Если перевести ежемесячную зарплату, которую я получал тогда, на современные деньги, выходило около 70 тысяч рублей. Плюс полный соцпакет. Даже обеды горячие привозили на «конечку». Все было для людей, — вспоминает он.

«Золотые времена» государственного перевозчика в Башкирии длились не долго. Десяти лет не прошло как в компании началась большая «текучка» кадров и работать стало по словам Алексея просто невозможно. Государство постепенно стало снижать финансирование «Башавтотранса», а стремительная инфляция еще сильнее усугубляла положение перевозчика. Иногда за ночь цены поднимались в несколько раз - если сегодня за проезд платили тысячу рублей, то уже завтра - все две.

— Мы выдерживали весь этот натиск. У нас внутри тоже начался беспредел. Нам начали поднимать планы, чтобы залатать свои дыры в бюджете. В контору начали набирать только блатных, чьих-то сыновей и племянников. Их без опыта сажали на новые автобусы. Появилась штрафная система – зарплату и премии урезали буквально за все, вспоминает Алексей.

Расцвет частных перевозчиков

К началу 2000-х от безысходности многие водители «Башавтотранса» уволились и стали заниматься частным извозом. Алексей вспоминает, что со своими бывшими коллегами они оформляли ИП, получали лицензии, сами выбирали себе маршруты и работали. Тогда автобусы можно было купить за бесценок у разоряющихся предприятий.

— Конечно, мы платили немалые налоги за лицензию. Тем не менее, сумму, которую мы получали в «Башавтотрансе» за месяц, можно было заработать частником за несколько дней. Все потому, что мы не кормили контору, — рассказывает Алексей.

Нельзя отрицать, что в тот момент частники принесли реальную пользу для жителей города. В первые же годы работы водителям удалось зарегистрировать более 50 новых маршрутов, в которых действительно нуждались пассажиры. Большинство из них до сих пор очень востребованы в Уфе.

— Все маршруты с трехзначным номером, которые начинаются на два – 266, 272, 230 и так далее – все они созданы нами. Мы определяли, в какой части города дороги наиболее загружены и думали, какими путями можно проехать, захватывая востребованные точки, — объясняет водитель.

Алексей рассказывает, что при создании новых маршрутов достаточно было подготовить карту и набрать на маршрут водителей, а дальше все вопросы решались за дверями кабинетов в одном из управлений городской администрации. Он признается, что для того, чтобы частникам позволили работать на новых маршрутах, приходилось давать взятки.

Меня, как пассажира, очень волновал вопрос, что не могут поделить водители маршруток? Из-за чего очень часто происходят конфликтные ситуации на дорогах? Но услышав их, Алексей усмехнулся. Он вспомнил, как в период расцвета частных маршрутов, одна из таких организаций была «под крышей» некоторых сотрудников правоохранительных органов, которые тоже закупили автобусы и помогли жителям Узбекистана и Таджикистана оформить временное гражданство, чтобы они работали на маршрутах.

— В какой-то момент их стало очень много, к тому же планы у них были выше. Началась борьба за пассажиропоток. На дорогах все друг друга подрезали. Вот водители и не выдерживали, — рассказывает он.

Транспортная реформа

В 2018 году попытки властей навести порядок в сфере пассажирских перевозок оказались болезненными как для горожан, так и для водителей. Тогда с улиц резко исчезли почти все автобусы. Жители Уфы массово жаловались на отсутствие общественного транспорта и невозможность доехать даже до работы.

По словам нашего собеседника, власть действовала решительно. Многим просто запретили работать и попросили уйти по-хорошему, а весь транспорт отправили на штраф-стоянку. К некоторым частникам наведывался даже спецназ.

— На этом частный бизнес у многих прекратился, автобусы у людей были взяты в кредиты, а отдавать было нечем. Какой-нибудь Мерседес стоит больше миллиона рублей, брали под большие проценты. Были даже случаи суицида на этой почве, кто-то запил, кто-то ушел работать в другую сферу, если образование позволяет, с грустью рассказывает спикер.

На тот момент Алексей работал уже на одного из частников, имя которого называть отказался. По его словам с началом транспортной реформы началась неразбериха. Постоянно менялись маршруты и поднималась сумма аренды автобуса, ввели кассовые аппараты и карту «Алга» и работать стало невозможно.

— Ну, давайте посчитаем, за каждый рабочий день водителю надо оплачивать две-три тысячи рублей за аренду, плюс тысячу-две на топливо. Всего за день удавалось собирать плюс-минус пять тысяч рублей, то есть около двух тысяч в лучшем случае получает водитель на карман. А с введением терминалов люди начали покупать эти карты, чтобы экономить. Первое время оплату аренды этими чеками с терминала директора принимали, но уже скоро все изменилось, — объясняет Алексей.

По словам водителя, совсем скоро выяснилось, что деньги, оплаченные через терминал, вернутся перевозчику только через месяц. А это значит, что руководители и сотрудники компаний ближайшие недели будут сидеть без денег. Тогда директора частных перевозчиков начали требовать оплату с водителей только наличными.

— Частники, которые работают до сих пор, просто смогли организовать грамотно работу. Тот же ИП Батыров, там водители сдают все чеки и получают две тысячи рублей за один рабочий день в виде зарплаты. А по-другому частникам сейчас не выжить, — пояснил водитель.

Ложные обещания и бесконечные проверки в «Башавтотрансе»

Для Алексея транспортная реформа закончилась возвращением в «Башавтотранс». На сегодняшний день работа государственного перевозчика вызывает множество вопросов, компания считается убыточной и находится на контроле у Гострудинспекции и КСП Башкирии. Еще в 2018 году глава республики Радий Хабиров указал на «элементы коррупционной политики» из-за того, что на руководящих должностях «Башавтотранса» работают сразу несколько родственников арбитражного управляющего Урала Ахметова. А руководителя ГУП «Башавтотранс» Разима Махиянова, глава республики потребовал уволить, назвав его «специалистом по банкротству».

По словам Алексея, сейчас условия труда сложно назвать даже удовлетворительными. Зачастую приходится работать всего с одним выходным в неделю, а сам рабочий день длится почти по 12 часов. Я поинтересовалась, действительно ли водители «Башавтотранса» сейчас получают 50-60 тысяч рублей в месяц, как обещают на сайтах с вакансиями.

При соблюдении трудового законодательства такие деньги там невозможно заработать. Зарплата максимум достигает 30-40 тысяч рублей в месяц. Рабочий час водителя стоит 47 рублей. Сами можете прикинуть, какой там оклад. Все остальное нарабатывается премиями, которые постоянно урезаются или попросту не выплачиваются, возмущается Алексей.

Мужчина рассказывает, что штрафовать, а точнее лишать премии, могут за что угодно – из-за спущенной на нос маски, неправильного цвета рубашки, невыполнение планов или грязь в автобусе. Более того, если внезапная проверка обнаружит в салоне пассажира без средства индивидуальной защиты, сократить премию могут минимум на три тысячи рублей.

— Я водитель и езжу с кондуктором, деньги пассажиров меня не касаются. Еще эти маски. Так куда я должен смотреть? За масками пассажиров, обилечиванием и работой кондукторов или за дорогой? — возмущается Алексей.

Отчет о результатах проверки Гострудинспекции наш собеседник считает «липой». Сотрудников возмутило, что там и речи нет о постоянных переработках водителей, как и о том, что премии месяцами не выплачиваются.

— Наши бухгалтера все поувольнялись также из-за низкой зарплаты и набрали новых по связям. Кажется, они в этом ничего сами не понимают. В прошлом месяце перерасчет зарплаты делали несколько раз, вместо двух – четыре раза приходили деньги. При этом свои деньги получили только те, кто пошел разбираться, — сказал он.

В рамках транспортной реформы власти попытались спасти компанию и пополнили автопарк. Так, в 2019 году на закупку 478 автобусов потратили более 1,6 миллиардов рублей, а в 2020 – еще 1,3 миллиарда рублей. Тогда республика приобрела для компании еще 245 автобусов. Тем не менее, в январе 2021 года уфимцы обнаружили стоянку с заброшенными пассажирскими НефАЗами. Позже прокуратура заявила о проведении проверки по факту рациональности использования средств, выделенных из бюджета.

Да их некому ремонтировать, нет запчастей, нет денег. Они все новые. Это кладбище находится на Северном автовокзале, подтверждает информацию Алексей.

«Война с частниками проиграна»

Единственным способом навести порядок в системе пассажирских перевозок Алексей считает повышение стоимости проезда. Напомним, в Башкирии за поездку на автобусах государственного перевозчика люди платят 29 рублей, тогда как в других городах миллионниках – преимущественно 35 рублей.

— Пытаются вытеснить частников низкой стоимостью, плюс еще ввели «счастливый час», то есть, если человек едет из Затона до Черниковки с пересадками, у него выходит меньше 15 рублей за проезд.

Власти деньги выделяют, не хотят показывать, что проиграли войну перед частниками, а война проиграна. Компания как была банкротом, так и осталась. Реформу надо было начинать со смены всего руководства «Башавтотранса». У нас руководители все слабые, — подытожил он.

"