Posted 20 мая 2012,, 14:23

Published 20 мая 2012,, 14:23

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Уфимский рынок недвижимости наводнили мошенники

20 мая 2012, 14:23
Уфа давно попала в список самых дорогих городов России по стоимости квадратного метра жилья. По данным национальной ассоциации сметного ценообразования и стоимостного инжиринга (НАСИ), в первом квартале 2012 года столица Башкирии стала лидером по росту цен в многоквартирных домах массовой застройки. Но дело не только в цене. Оказывается, даже имея деньги, купить квартиру не всегда просто и безопасно.

В Уфе предложения на рынке недвижимости превышают спрос. И, казалось бы, купить квартиру намного проще, чем продать. Но это далеко не так. Покупатели на горьком опыте убеждаются, что на пути к новому жилищу их поджидают мошенники, ямы долгостроя и аферисты, кидающие дольщиков.

Уфимец Виктор Авсеньев решил купить квартиру в столице республики. Кстати, он не впервые занимается «жилищным вопросом» и никогда проблем у него не возникало. В далеком 1990-м Виктор Николаевич, как и большинство граждан нашей страны, получил бесплатную квартиру от государства. Трехкомнатная панелька в Сипайлово на первом этаже казалась верхом благополучия после хибары в районе Южного автовокзала с удобствами во дворе. Шло время, росли дети, пришлось задуматься об улучшении жилищных условий.

- В 1996 году мы обменяли квартиру с доплатой на жилье большей площади с изолированными комнатами в том же микрорайоне, - рассказывает Виктор Авсеньев. - Всего то и нужно было прийти всем прописанным взрослым в обменное бюро, заплатить по 10000 неденоминированных рублей с каждой стороны и через 10 дней получить обменные ордера.

По словам мужчины, в 1998 году, когда он задумал поменять район, обменяться квартирами стало сложнее – пришлось приватизировать жилплощадь и заверять документы у нотариуса.

- Нотариус не только дотошно проверила все бумаги, но и заставила даже снять очки у одного из нас и долго всматривалась в его лицо, - продолжает Виктор Николаевич. - Прошло почти полтора десятка лет, и как-то незаметно вырос сын и задумал жениться. На семейном совете решили купить квартиру.

Виктор Авсеньев вместе с семьей проштудировали газеты, специализирующиеся на покупке-продаже недвижимости, прошерстили интернет и обратились за помощью в одно из крупных агентств, имеющего сеть филиалов по всему городу и активно рекламирующее свои услуги.

- Основным нашим условием было – договор купли-продажи должен подписывать сам владелец квартиры, - говорит мужчина. - Помочь нам вызвалась руководитель филиала - дама, благоухающая дорогими духами. Подобрала с десяток вариантов и в назначенный день мы начали осмотр этих квартир.

По словам г-на Авсеньева, первая же из предлагаемых квартир оказалась пустой. Жильцы, по словам риелтора, выписались, документы полностью готовы и цена за жилье оказалась умеренной. Правда, про хозяина квадратных метров в агентстве как-то невнятно мямлили, но обещали к моменту оформления договора предоставить.

- Мы посмотрели ещё несколько квартир, - продолжает свой рассказ уфимец. - Их хозяевам деньги нужны были немедленно. Но с освобождением жилплощади были проблемы. Всем нужно было купить квартиры на вырученные деньги, а это нас не устраивало. Особенно умилило, когда молодая многодетная мамаша на полном серьезе поставила условие – деньги в течение недели, а выезд не раньше осени.

По словам Виктора, за пару часов хождения по домам, риелтор неоднократно разговаривал с неведомыми собеседниками, которые говорили, что первая из осмотренных квартир, которая пустовала, вот-вот «уйдет другим людям». Уже тогда у покупателя возникли сомнения: «Не разводка ли это?»

- На следующий день позвонила наша «опекунша» и предложила срочно внести задаток за пустую квартиру, иначе, ее продадут, - говорит Виктор Николаевич. - На вопрос, где же хозяин, последовал ответ, что владелица квартиры сейчас в санатории за 600 км от Уфы и жилье придется брать по доверенности у ее дочери.

Сомнения Виктора усилились, и в тот же вечер он поехал в этот дом и пообщался с соседями. Выяснилось, что действительно раньше здесь жила пожилая женщина, часто болела, а последние месяцы дамы почему-то не видно.

- Как-то нехорошо стало на душе – а вдруг с хозяйкой что-то не ладно? – объясняет Виктор Авсеньев. - И что это за чудесный санаторий, где российские пенсионеры отдыхают по нескольку месяцев?

По словам мужчины, очень удивило, что в агентстве отказались показать оригиналы документов на квартиру, а продемонстрировали только «сканы» нотариальных копий. И дочь ли продавала квартиру? Стало ясно, что риелторы торопятся втянуть в сделку, чтобы не было обратного пути. В тот же вечер Виктор отказался от услуг этого агентства недвижимости.

- Мы начали поиск самостоятельно и почти везде натыкались на посредников с доверенностями, - рассказывает уфимец.

По мнению эксперта на рынке недвижимости Венеры Акрамовой, в Уфе рынок вторичного жилья монополизирован и в определенной степени криминализирован. Но это скорее следствие законодательных дыр.

- Взять хотя бы приватизацию жилья, - говорит г-жа Акрамова. - В 1992-1994 годах несовершеннолетние дети в ней не участвовали и сейчас после достижения совершеннолетия имеют право требовать восстановления нарушенных прав. Хотя виноваты не добросовестные приобретатели, а родители этих детей.

По словам Венеры Акрамовой, выросшие дети часто становятся средством вымогательства денег и шантажа новых владельцев квартир. Рассказала она и о людях-невидимках, которые имеют право пожизненного пользования жилым помещением.

- Недобросовестные продавцы оформляют такое право на какого-нибудь молодого человека, - продолжает Венера Абутолиповна. - Он при продаже квартиры в документах нигде не фигурирует. До поры, до времени… А потом начинает отравлять жизнь новым жильцам, заваливаясь в квартиру среди ночи со своей раскладушкой, требуя деньги или, например, покупки себе жилья. Хотя, по сути, это обязательство прежнего хозяина квартиры.

Отдельная схема аферы – просроченная доверенность. Продавца уже нет в живых, а вы об этом узнаете только на суде, когда вас будут «вытуривать» из купленной квартиры. И у непосредственного продавца денег уже нет - потратил. Он гол, как сокол и прописан в общаге барачного типа.

Бывает, что квартиру продают одновременно нескольким людям по нескольким комплектам документов. Тут уж как повезет. Успеете первым зарегистрировать - жилье ваше. Нет – будете долго и безуспешно ходить по судам. А если муж выпивает или раньше крепко пил и до сих пор состоит на учете в наркодиспансере? А разведенные супруги, люто ненавидящие друг друга?

Раньше риелторская деятельность подлежала лицензированию, а потом государство отпустило вожжи, понадеявшись, что саморегулируемые организации наведут порядок на этом рынке. Но, хотели как лучше, а получилось как всегда – в эту сферу ринулись все, кому не лень, а контролировать расплодившихся риелторов некому.

Суды и правоохранители прекрасно понимают многие тонкости мошеннических схем на рынке недвижимости, но зачастую и они бессильны перед жуликами и недоработками законодательных норм. Поэтому покупателю жилья нужно надеяться только на свою осторожность и бдительность. Проверять дотошно все бумажки, выяснить историю квартиры и при малейшем сомнении отказываться от сделки. Можно вложиться в строительство нового жилья. Но здесь свои подводные камни. Обманутые дольщики стали реалиями современной российской жизни. Даже с государственными строительными организациями не все гладко. Насторожить людей должна, прежде всего, активная реклама застройщика. Как напористо в свое время рекламировали квартиры в микрорайоне «Солнечный», а сегодня застройщики оказались под судом.

Как считает Виктор Авсеньев, до сих пор самая надежная реклама – «сарафанное» радио. И даже то, что мужчину пытались «развести» в престижном агентстве недвижимости - не удивительно. Пришел-то он с улицы. А может, еще и произвел впечатление «лоха», которого неплохо бы «пощипать».

Уфимец, получив специфичный жизненный опыт, решил вложиться в «первичку» и начал искать надежного застройщика. Для начала сходил к государственному. По всему городу стоят рекламные щиты и со слоганом: «С нами надежно!» Квартиры в рекламе и на своем сайте обещают в разных частях Уфы.

- Но при непосредственном обращении предлагают только Затон, - говорит Виктор Николаевич. – Мне показалось, что строители сначала спешат продать жилье в не престижном районе.

Уфимец походил ещё по нескольким организациям. Наконец, кажется, нашел то, что искал. Рекламы активной нет. В связях с обманутыми дольщиками фирма не замечена. Строит жилье более двадцати лет. Открытое акционерное общество и в соответствии с законом информация о нем есть в открытом доступе. Удобная схема оплаты и дом строится в хорошем месте – недалеко от остановки «Спортивная», коммуникации уже подведены. Заключил договор, внес часть денег. Что будет дальше? Поживем – увидим.

Евгений КОСТИЦЫН.

"