Posted 19 апреля 2009,, 21:38

Published 19 апреля 2009,, 21:38

Modified 10 ноября 2022,, 19:01

Updated 10 ноября 2022,, 19:01

Валерий Пугачев: «Все государства стремятся подмять под себя журналистику»

19 апреля 2009, 21:38
Эксперт недавно прошедшего «Бала прессы» Валерий Пугачев - доктор филологических наук, профессор БГУ, большую часть жизни отдал молодой поросли, мечтающей стать акулами пера. Валерий Вениаминович преподает журналистику более 20 лет и может похвастаться многими громкими именами репортеров, которые «прошли через его руки». - Половина обитателей Дома печати – мои знакомые, - говорит г-н Пугачев.

После «Бала прессы» мы поинтересовались у Валерия Вениаминовича, как он оценивает современное состояние журналистики.

- Сегодня в стране сложились два типа печати: ориентированная на интерес власти и бульварная пресса. Я бы не сказал, что это катастрофа - печати должно быть много и разной. Но на сегодняшний день у нас практически нет независимой печати, которая тщательно анализирует состояние дел «социума». А бульварная пресса очень удобна власти: она никогда не влезает в серьезные проблемы. А вот качественной прессы, к сожалению, у нас нет. Популярные газеты не могут быть критерием интересов, как политических, так и социокультурных.

- Что нравится в современной журналистике?

- Я смотрю канал «Культура» и «Вести 24», по которому круглосуточно идут новости. А когда идет что-то важное и интересное, я тут же сравниваю информацию федеральных каналов с подачей BBC и Euronews. И для себя отмечаю, кто сказал больше правды. Я не очень доверяю и оппозиционной печати, потому что она находится с другого края. Хорошо бы дожить до того времени, чтобы у нас была газета как «New York Times».

- Журналистика – это четвертая власть?

- Безусловно. Неспроста же именно по этой причине во все времена и все государства пытаются подмять под себя журналистику. Это естественный процесс.

- Какие формы журналистики сегодня наиболее актуальны?

- Я думаю, большое будущее у интернета. Телевидение сегодня немного сдало позиции – больше не работает на будущее. Если бы наши театральные актеры занимали бы столько места на ТВ, сколько сейчас звезды эстрады, тогда бы все стало на круги своя.

- Есть ли культовые личности в журналистике?

- Я с большим интересом наблюдаю за высочайшим профессионалом Познером. Часто выступаю в роли обыкновенного телезрителя и уже потом начинаю анализировать, как он делает свое действо. У него тщательно продумана технология, как свои идеи сделать идеями тех, кто сидит у телевизоров. Он достоин восхищения и уважения.

- Должна ли журналистика воспитывать?

- У журналистики очень большая сила, она воспитывает вкус у своей аудитории.

- Можно ли научить журналистике?

- В любой профессии есть художники и ремесленники. Ведь невозможно было Шишкину каждый день писать «Три медведя». Журналистика всегда начинается с ремесла, и уже потом, когда человек приобретает определенные навыки, он отбрасывает все лишнее и выбирает только свое.

- С какими профессиями можно сравнить журналистику?

- Журналист в первую очередь актер. Он сродни ярмарочному лицедею: не должен всем понравиться, но должен многое просчитать.

- Отличается ли российская журналистика от зарубежной?

- В большинстве европейских стран государство управляет печатью, радио и телевидением только через систему законов. У нас же до сих пор многие издания испытывают уважение, переходящие в восторг, а иногда и в страх перед властью. Думаю, что власть вскоре изменится и научится использовать не советские методы, а другие, более гибкие. Мы ведь давно умеем отличать хорошую журналистику от той, что приближена к власти.

- В чем особенность башкирской журналистики?

- Можно лишь разделить журналистику на хорошую и непрофессиональную. И язык или национальность тут не при чем. Она всегда должна воспитывать своих читателей, будь-то жители Нью-Йорка, Парижа или Москвы.

- Почему журналистика считается опасной профессией?

- Журналистика опасна в тех местах на земле, где власть не заинтересована, чтобы до народа дошла правда. И там, где журналистика видит свою правду, отличающуюся от правды власти, возникает диссонанс. А власть далеко не всегда обладает высокой политической культурой. Диалог с властью возможен, но в гармонии они жить не будут.

- Доверяют ли люди обилию информации?

- Сейчас это сделать все сложнее. Телевидение переживает кризис потому, что в эфире не могут идти практически одни концерты. Как только Познер начал отслеживать серьезные проблемы, программу «Времена» тут же закрыли.

"