Posted 20 апреля 2006,, 07:31

Published 20 апреля 2006,, 07:31

Modified 10 ноября 2022,, 19:10

Updated 10 ноября 2022,, 19:10

Президент Башкирии: «С такой в кавычках «оппозицией» разговаривать практически не о чем»

20 апреля 2006, 07:31
На завершившемся сегодня в Уфе очередном заседании республиканского парламента президента Республики Башкортостан Муртаза Рахимова обратился с Посланием народу и Государственному Собранию — Курултаю — РБ.Дорогие соотечественники! Уважаемые депутаты!В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан представляю свое ежегодное Послание.Кратко остановлюсь на его основных положениях.В Послании прошлого года наша общая стратегия была определена как созидание во благо народа.
И хочу с удовлетворением отметить, что практически по всем поставленным задачам достигнуты весомые результаты.Продолжается устойчивый рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Повысились доходы и благосостояние людей, налицо заметный прогресс в образовании и культуре. По многим экономическим и социальным показателям Башкортостан занимает ведущие позиции в Российской Федерации.Нынешний год для нас имеет особое значение. По инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в стране начата реализация четырех приоритетных национальных проектов. Они ориентированы на совершенствование систем образования и здравоохранения, обеспечение доступным жильём, повышение эффективности сельского хозяйства. Всё это полностью соответствует курсу развития современного Башкортостана. В социальной сфере, строительном и агропромышленном комплексах в республике уже накоплен значительный потенциал и есть ценный опыт для других регионов.В решающую стадию вступает подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства. Нам важно идейное и нравственное содержание этого поистине общероссийского праздника. Надо донести до всей страны его историческое значение, высокий духовный, патриотический смысл. Думаю, это событие стало одним из первых истоков дружбы и братства российских народов, предпосылкой будущих договорных федеративных отношений.Мы гордимся, что башкиры вместе с русским и другими народами всегда стояли на защите Отечества. На переломных поворотах истории наш край выступал с общероссийских позиций, укреплял многонациональную евразийскую державу.Наше единство с Россией закреплено в веках договорными узами. Уместно вспомнить, что в такие же весенние дни 1919 года было подписано Соглашение о признании Башкортостана первой автономией Российской Федерации. В условиях гражданской войны и иностранной интервенции это имело огромное значение для восстановления целостности страны.И в современной истории, при подписании Федеративного договора в 1992 году, Башкортостан ещё раз сыграл особую роль в сохранении единства обновленной России.С удовлетворением отмечу, что и в прошлом году федеральными органами власти поддержан ряд конструктивных предложений Башкортостана и других субъектов Федерации. Большая определенность достигнута в вопросах разграничения полномочий центра и регионов. Главы субъектов Федерации получили право на организацию взаимодействия и координации деятельности региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральной исполнительной власти. Президентом страны поставлена задача передачи регионам ряда федеральных полномочий. Однако тревожит, что передаются те полномочия по предметам совместного ведения, осуществлять которые в полном объеме затруднительно или порой даже невозможно. Надо признать, что федеральный центр фактически переложил выполнение многих социальных обязательств государства перед гражданами на субъекты, не подкрепив их соответствующими финансами.А разве такие важные проблемы как социальная поддержка семей, имеющих детей, детей-сирот и безнадзорных детей, ветеранов труда и тружеников тыла, жертв политических репрессий, малоимущих и других категорий граждан — забота только республик, краев, областей? К тому же происходит это на фоне изменений межбюджетных отношений и налоговой системы далеко не в пользу регионов. Такая несбалансированность полномочий и доходов создаёт дополнительные трудности, провоцирует социальную напряженность. Поэтому я убеждён, что межбюджетные отношения нуждаются в серьёзном пересмотре и новые обязательства регионов должны быть финансово обеспечены.Стратегическим направлением государственной политики остается и совершенствование предусмотренных Конституцией страны договорных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Думаю, что при проведении преобразований в стране надо и в будущем всесторонне учитывать национальные, местные особенности.Вызывают недоумение и беспокойство частые и порой противоречивые изменения в федеральном законодательстве. В качестве примера приведу Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. В декабре прошлого года была введена норма, согласно которой депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, учреждений и предприятий. Но уже через полтора месяца это положение утратило силу!А всего в этот закон изменения вносились 18 раз, в большинстве своем — принципиального характера. Дважды менялся перечень вопросов местного значения. Вначале он не включал в себя содействие сельскохозяйственному производству и малому предпринимательству, работу с детьми и молодежью. Так ведь это важнейшие направления, которыми как раз и занимаются органы местной власти!Другой пример — регистрация уставов муниципальных образований. В соответствии с требованиями закона действующие муниципальные образования до 1 июля 2005 года внесли в уставы необходимые коррективы с последующей регистрацией в Министерстве юстиции республики. Спустя три недели законодатель неожиданно передает полномочия по регистрации уставов федеральным органам юстиции. И более чем девятистам муниципалитетам пришлось получать свидетельство о государственной регистрации устава во второй раз. Такая бессистемность и нестабильность в законотворчестве осложняет работу регионов и их законодательных органов. В этих условиях прошедший год был непростым для нашего депутатского корпуса.Новации в федеральном законодательстве потребовали от Государственного Собрания — Курултая — Республики Башкортостан серьёзной работы по согласованию республиканских законов с федеральными. Парламент во взаимодействии с органами власти республики принял также законы, необходимость которых отмечалась в Послании 2005 года.Законодательные акты и впредь должны отвечать потребностям общества. Парламентариям следует обеспечивать надлежащую экспертизу законопроектов, прогнозирование последствий их принятия.Сила государственной власти — не только в принимаемых решениях, но и качестве их исполнения. Задача Правительства — последовательно проводить в жизнь новую стратегию социально-экономического развития. Особое внимание должно быть обращено на реализацию в Башкортостане национальных проектов. Существенную роль в этом предстоит сыграть созданному республиканскому Координационному совету и его рабочим группам. Правительству необходимо более тесно взаимодействовать с территориальными органами федеральной исполнительной власти, с органами местного самоуправления, поднять на качественно более высокий уровень свою деятельность как субъекта права законодательной инициативы. Очень важно достойно провести все мероприятия, запланированные к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Дел здесь исключительно много. Поэтому нужны предельно четкая организация и жесткий контроль, особенно за целевым использованием бюджетных средств.В этой связи не могу не сказать о персональной ответственности должностных лиц. Эту ответственность нельзя «размывать» в работе различных межведомственных консультативных и совещательных органов. Они продуктивны для согласования деятельности властных структур, но не вправе их подменять.Уважаемые товарищи!В Башкортостане целенаправленно осуществляются преобразования в муниципальной сфере. Сделано уже достаточно много. В муниципалитетах состоялись референдумы и проведены выборы. На должном уровне работали Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии на местах. Муниципальные районы и городские округа наделены отдельными государственными полномочиями. Определен порядок решения поселениями вопросов местного значения в переходный период. Урегулированы межбюджетные отношения и бюджетный процесс.Муниципалитеты — это та власть, от которой непосредственно зависит повседневная жизнь людей. И главное сегодня — наладить действенное функционирование местного самоуправления, исключить дублирование полномочий республиканских и муниципальных органов, укрепить их взаимодействие. Для выражения общих интересов муниципальных образований считаю целесообразным создать Совет муниципальных образований республики.Отмечу, что эффективность деятельности всех органов власти, в первую очередь, определяется четкостью действий аппарата, профессионализмом и добросовестностью государственных и муниципальных служащих. Именно от конкретного исполнителя зависит конечный результат. Требуются усиление нашей работы с кадрами, совершенствование форм их отбора и расстановки. Нужны дополнительные стимулы для привлечения на службу инициативных и высококвалифицированных работников.Во исполнение республиканского закона о государственной гражданской службе необходимо в кратчайшие сроки утвердить реестр должностей республиканской государственной службы, а с учетом федерального законодательства — принять примерный должностной регламент.Реализация прав граждан возможна только в условиях законности и правопорядка. За последние годы в республике в этой сфере сделано немало. Ряд позитивных перемен действительно налицо. Но полного доверия населения к правоохранительным органам и судебной системе пока ещё нет. Допускается несвоевременное рассмотрение заявлений. Вызывают непонимание и некоторые принимаемые решения.Защита законных прав и интересов граждан должна волновать не только общественность, но и правоохранительные органы, судейское сообщество.Следует обеспечивать гарантии безопасной жизнедеятельности людей, поставить непреодолимый заслон на пути экстремизма и терроризма. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации будет образована Антитеррористическая комиссия республики. Скорейшему внедрению подлежат разработанные по поручению главы государства базовые модели многоуровневой системы профилактики правонарушений. Координацию этой работы должен взять на себя Межведомственный Совет общественной безопасности Башкортостана.Создание надежной системы гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина напрямую связано и с деятельностью Уполномоченного по правам человека. Надо шире практиковать выездные приемы, глубже изучать ситуацию на местах, обеспечивать выполнение принятых решений.Большое значение в республике придается конструктивному сотрудничеству власти и общества, прежде всего, деятельности многочисленных общественных объединений, самой массовой организации — профессиональных союзов.На современном этапе повышается роль политических партий, растет партийная составляющая региональной законодательной власти. Так, в Башкортостане зарегистрировано 30 отделений общероссийских политических партий. Они активно участвовали в прошлогодних муниципальных выборах, которые в республике принесли уверенное большинство «Единой России». Её фракция успешно действует и в республиканском парламенте.Мы и дальше будем развивать диалог и взаимодействие власти с политическими партиями, стоящими на конструктивных позициях, содействовать становлению институтов гражданского общества, полнее использовать их потенциал в интересах республики.К сожалению, есть ещё отдельные деятели и группировки, которые думают не об интересах республики и ее жителей, а только о своих амбициях и притязаниях. За счет средств, получаемых от закулисных спонсоров, они устраивают скандалы, шумные акции, рассчитанные на пиар через бульварную прессу. С такой в кавычках «оппозицией» разговаривать практически не о чем…Полностью текст Послания здесь.
"