Posted 19 февраля 2008,, 23:24

Published 19 февраля 2008,, 23:24

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Террористам, расстрелявшим милиционеров, грозит пожизненное заключение

19 февраля 2008, 23:24
В минувшую среду прокурор Башкирии утвердил обвинительное заключение по уголовному делу четверки террористов, в сентябре прошлого года лишивших жизни 41-летнего участкового Стерлитамакского ОВД Гаяза Сагидуллина, 29-летнего прапорщика милиции Алмаза Шамсутдинова и добровольных помощников органов правопорядка 57-летнего Мухамета Ишмухаметова из деревни Южная и ранивших 30-летнего Расима Ибрагимова из села Бегиняш. Напомним, всадников с оружием заметил егерь, он и сообщил о подозрительных людях местному участковому. Когда правоохранители отправились на поиски вооруженных людей, бандиты устроили засаду и расстреляли стражей порядка автоматной очередью из кустов.

Скрываясь от погони, преступники прошли более 200 километров, и их поймали лишь в Оренбургской области. Злодеи отчаянно сопротивлялись и сумели ранить тремя выстрелами бойца ОМОНа 29-летнего Сергея Гудкова. Вооруженными бандитами оказались две молодые семейные пары, сбежавшие в леса Башкирии, после того, как их обвинили в экстремисткой деятельности на территории Татарстана. Данила Габдулхакова и его двоюродного брата Венера Хазетдинова объявили в международный розыск, а 25-летние парни три года скрывались, гуляя по Пермской, Екатеринбургской, Челябинской и Оренбургской областям и таская за собой жен.

Жажда крови

Как получилось, что жестокими бандитами стали обычные парни из соседней республики?

Данил Габдулхаков в 16 лет пришел в елабужскую мечеть «Иш Муххамадия» вместе с одноклассниками, как он сам говорит «из любопытства» и попал под влияние проповедников ваххабизма, вербовавших сторонников для борьбы с неверными.

Вскоре после «ухода в ислам» дворовые пацаны бросили школу и уехали на попутках в Чечню. Из лагеря боевиков подростков сумели вызволить родители. Мальчишек заманивали повышать религиозное образование в «исламский институт «Кавказ», который на деле оказался учебным центром бандитов. Здесь школьников натаскивали вести бои в горах и обращаться с автоматами Калашникова, пулеметами, минометами. В чеченском полевом лагере «Талибан» ребятам пришлось несладко. Даже то, что Данил вблизи видел Хаттаба и Шамиля Басаева, не грело сердце подростка, жаждущего приключений.

- В мае я позвонил родителям, чтобы они меня забрали, - вспоминает Данил. – Мои мама и папа приехали с родственниками еще пяти учеников и увезли нас домой.

На самом деле родителям пришлось пройти все круги ада, чтобы вызволить своих 16-летних отпрысков – решение об отъезде детей домой принимали местные старейшины, на которых через разных знакомых выходили родственники. Казалось бы – хорошая наука пацанам, поверившим учителям из организации «Высший военный Маджлисуль Шура объединенных сил Кавказа». Однако и после возвращения в Елабугу спокойная жизнь Данила длилась недолго. Родители отправили сына от греха подальше к дяде в Пермскую область, но единомышленники вновь затянули Данила в религиозно-экстремистский омут. Руководил ребятами взрослый мужчина, собирая их на своей даче, а вот прихожанами оказались те же пацаны, с которыми Данил пришел к ваххабитам еще в школе.

- Я торговал шампунями и стиральным порошком и даже открыл сапожную мастерскую. Думал, что моя жизнь наладится, - рассказывает арестованный Данил Габдулхаков. – Но потом встретился с теми, с кем проходил военную подготовку в Чечне, и все началось сначала.

На тайных собраниях, по словам Данила, обсуждались возможности войны вместе с талибами против «неверных» в Афганистане, а потом решили «вести вооруженный джихад на территории России». В первую очередь заговорщики решили завербовать как можно больше сторонников, чтобы «обучить их основам ведения диверсионно-партизанской войны». Как утверждает Габдулхаков, деньги на подпольную деятельность они намеревались экспроприировать, нападая на инкассаторов и коммерческие объекты.

- Мы понимали, что для исполнения своих замыслов нам нужно, прежде всего оружие - говорит Данил. – Мы решили использовать меценатов, поддерживающих идеи вооруженного джихада (борьбы с неверными, - ред).

Жизнь многих одноклассников Габдулхакова из елабужской школы № 10 закончилась печально – кто-то из этих мальчишек погиб в Чечне, воюя на стороне боевиков, кто-то в Афганистане, борясь за талибов, кто-то уже осужден по «экстремистской» статье в Татарстане, а Данила Габдулхакова вместе с двоюродным братом, как жестоких убийц ждет суровый приговор в Уфе.

Опиум для народа

В 2003 году религиозные подпольщики отправились в Белорецкий район Башкирии, где оборудовали лагерь с подземным блиндажом и несколько схронов с автоматами Калашникова и патронами к ним, упакованными в пластиковые бутылки. Именно эти тайники разворошила уходящая от башкирской милиции четверка преступников, экипировавшись так, что понадобилась пятая лошадь, чтобы тащить вооружение.

- Только я знал, где находится схрон с оружием, - уверял следователей Данил Габдулхаков. – Потому что сам его строил.

На следствии убийцы путалась в показаниях и не могли объяснить, куда направлялись – женщины утверждали, что в Афганистан, мужчины – в Ирак. На самом деле доморощенные ваххабиты сами не знали, где могут пригодиться их «таланты».

Кстати, среди вещей, которые нашли на месте ночевки террористов, были обнаружены не только целый склад боеприпасов, презервативы и наркотики, но и запрещенная литература экстремистского содержания. То есть на досуге парни и девушки зачитывались подпольными книгами, еще больше культивируя в себе ненависть к неверным.

Особенно удивительным для правоохранителей стало то, что супруги террористов оказались безжалостнее своих мужей. Когда башкирский ОМОН обложил преступников, женщины первыми начали кучно стрелять в бойцов спецназа на поражение, они же истерично визжали: «Аллах, Акбар». Мужья же трусливо прятались за спины боевых подруг.

Впрочем, ничего поразительного в столь агрессивном дамском поведении нет.

Тем, кто знаком с ваххабизмом, известно, что последователи этого вероучения особое внимание уделяют воспитанию агрессивности у женщин и детей.

- Мое духовное имя Умар, - гордится Данил званием, данному ему ваххабитами. – А моя супруга Альфинас – настоящая мусульманская жена, которая во всем покоряется своему мужу.

Настоящая мусульманская жена отлично владеет стрелковым оружием, и тоже прошла специальную подготовку. Альфинас Харисова старше мужа на два года и стала его супругой по настоянию ваххабитского имама.

- Он был десятиклассником, когда пошел в мечеть, - вспоминают родственники Габдулхакова. – Начал ходить туда с двоюродными братьями и соседями по дому, чтобы изучать арабский язык и Коран, а оказалось, что мальчишек там учат ненавидеть. Никто не предполагал, что все закончится столь ужасно.

Смертельный путь

Интересно, что родители террористов – самые обычные добропорядочные граждане, ни в чем предосудительном не замеченные. Отец Данила всю жизнь работал вахтовым методом в поте лица, мама - домохозяйка. 54-летний Лябиб Габдулхаков и сейчас вкалывает оператором ремонта буровых скважин в Усинске, что располагается в республике Коми и никакого отношения к радикальному исламу не имеет, но за сына страшно переживает.

- Мой отец – неверующий, бывший коммунист, - откровенничает Данил. – Он мою веру осуждает. Раньше я ругался с ним и спорил, а потом перестал.

Любопытно, что Данил, когда его начали брать в кольцо правоохранительные органы Башкортостана, не нашел ничего лучше, как связаться с «неверным» папашей и попросить о помощи. А у кого еще было попросить защиты?

- Буду ехать с вахты, встретимся у деревни Подколки Оренбургской области, - отрезал отец.

Но сына он уже не увидел. Парень с товарищами был арестован у села Романовка в Оренбуржье.

Отец как мог, старался помогать отпрыску – снимал ему и его товарищам квартиру в Челябинске, покупал экипировку для лошадей, ссужал деньгами и надеялся лишь на то, что про объявленного в розыск сына правоохранители спустя время забудут.

Но великовозрастный мальчик продолжал играть в войну с неверными и заигрался, застрелив ни в чем не повинных людей.

Как сообщили «МКС» в прокуратуре Башкирии, доморощенным террористам предъявлено обвинение сразу по семи статьям уголовного кодекса.

Кроме того, что лишившие жизни милиционеров станут отвечать перед судом по ч.4 ст. 105 УК РФ («Убийство»), им предъявлено обвинение в организации незаконного вооруженного формирования, покушении на совершение террористических актов, участии в религиозной организации, запрещенной судом, незаконном хранении, перевозке и ношении оружия, создании устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан и организации, краже (бандиты увели пятерку лошадей в Белорецком районе Башкирии), посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Если учесть, что каждое из этих обвинений сопровождается отягчающими обстоятельствами – ведь все преступления совершены группой, то по совокупности разбойникам грозит пожизненное заключение.

У Данила Габдулхакова и его гражданской жены Альфинас Харисовой есть двое детей пятилетний Абдурахман и трехлетняя Сююмбика, которых сейчас воспитывает бабушка Талия Габдулхакова. Наличие несовершеннолетних детишек может стать единственным смягчающим обстоятельством.

Для родителей Данила Габдулхакова арест сына - настоящая трагедия.

- Еще надо доказать, убивал он или не убивал, - плачет мама Данила Талия Сахабетдиновна. – Ребенку 15 лет было, когда его забрали в эту веру. А разве соображает что-то дитя в таком возрасте? А теперь сыну жизнь сломали. Жена его арестована, а ведь двое детей у них.

Но пока ваххабиты так спокойно проповедуют свое учение в наших мечетях, кто знает, сколько еще молодых парней с задурманенными головами будут обретаться в наших лесах, отстреливая «неверных»?

Римма УРАЗБАХТИНА.

"